Цели урока:
1.Познавательная: осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведениях А.И. Куприна.
2.Развивающая: развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся.
3.Воспитательная: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
Оформление:
На стенде – рисунки учащихся.
На доске – портрет А.И.Куприна, слова А.И.Куприна “Любовь- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я”, центральные вопросы урока.
Музыка: Песняры “Олеся”, Л.Ван Бетховен “Соната №2.”, Е. Мартынов “ Лебединая верность”, Ричард Клайдерман “Лунная соната”.
Учащимися прочитаны рассказы А.И.Куприна “Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Суламифь”. Задано индивидуальное домашнее задание.
Ход урока
Учитель. Мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.
Послушайте, как прекрасно сказал об этом поэт Р. Рождественский.
Звучит мелодия Ричарда Клайдермана “Лунная соната”.
Любовь, любовь – загадочное чувство,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть ты лишь воспоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Высокие красивые слова… Но, может быть, кому-то они покажутся далёкими от его личных переживаний. Кончается детство. Вы вглядываетесь в жизнь – этот огромный сверкающий мир. И радостно в нём, и тревожно, и непонятно…
Прислушайтесь к себе. Вы ждёте. Ждёте чего? Вероятно счастья. Так хочется встретить того, кому можно сказать те единственные слова. Но каждому не случайному, не просто влюблённому, а ему другу, подруге.
Да, быть может, вы скоро встретитесь, возьмётесь за руки и помчитесь.
Вдвоём вы станете новой маленькой вселенной. И очень скоро вам захочется одаривать своим счастьем…
Стихотворение читают подготовленные ученики.
Она пришла негаданно незвано
Разрушив всё
И всё построив вновь,
Преображая капли в океаны
Всё побеждающая первая любовь!
Неясное всё стало несомненным
Стал шторм девятибальный – ветерком,
Любое море стало по колено
И расстояние любое – пустяком.
Любимая!
Конечно на планете
Никто такой во веке не встречал!
На лбу веснушки – лучшие на свете!
Ну, как это никто не замечал?!
Таких весёлых, видных еле-еле,
Таких задорных, солнечных, родных!
И даже у мадонны Рафаэля –
Ведь это ж ясно!- не хватает их.
“ О любви” А. Фатьянов
Учитель. Любовь – высшее человеческое чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо.
Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви.
Повести, о которых нам предстоит говорить на уроке, приобщат вас к миру Куприна, автора очень своеобразных рассказов и создателя произведений о трепетной и прекрасной любви.
Вы получите представление о непреходящих общечеловеческих ценностях. Разговор об этих ценностях будет неполным, если обойти такие замечательные произведения, как “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”, в которых мощно звучит тема возвышенной любви.
Центральные вопросы на уроке: (на доске)
- Какова основная мысль каждой повести?
- Что хотел сказать нам Куприн, что предложить, от чего предостеречь?
Протистуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчётливом мире (“Гранатовый браслет”).
Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет”, обратимся к её творческой истории.
Историю создания повести “Гранатовый браслет” рассказывает подготовившийся ученик.
Звучит отрывок из сонаты Бетховена.
Учитель. А сейчас остановимся на сюжете этого произведения.
О чём эта повесть?
Учитель. Стихотворение австрийского поэта первой половины XIX века Николая Ленау, имеет связь с содержанием повести “Гранатовый браслет”.
Ученик.
Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!
Учитель. “Молчать и гибнуть”- вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдания любви. Любви страстной испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “ Да святится имя твоё”.
-Скажите, как можно назвать такую любовь?
-Как Желтков любил Веру?
-Почему вы считаете, что это неземная любовь?
-Сердится ли Желтков на Веру, что она не отвечает взаимностью?
-Что говорил генерал Аносов о такой любви?
-Может ли простой человек любить так?
- Могла ли быть такая любовь в действительности? “Гранатовый браслет”- чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий авторской идее?
Отвечает подготовившийся ученик.
Учитель. Давайте попробуем ещё раз найти в тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Попытаемся сформулировать их.
Учитель. А.М.Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: “А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна… Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!”
- Чем объясняется, по вашему мнению, такая оценка?
Учитель. Итак, повесть “Гранатовый браслет” – подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Куприн писал: “Любовь- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви”.
Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести.
Звучит песня “Олеся”.
Учитель. Вы, конечно же, догадались, что разговор пойдёт о повести “Олеся”.
Давайте вспомним сюжет этого произведения.
Учитель. Какое значение имеет место действия рассказа?
Какую роль играет пейзаж? Приведите примеры.
Как рисует Куприн появление главной героини?
В чём особенность изображения героя-рассказчика?
Какой цвет сопровождает образ Олеси?
Почему счастье героев оказалось таким коротким?
Какая же основная мысль повести? Что хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь?
Учитель. Завершается повесть удивительной характерной художественной деталью. Давайте вспомним, какой именно, и попытаемся объяснить, для чего она понадобилась автору.
Учитель. Естественное чувство любви воспето Куприным ещё в одной повести “Суламифь”(1908), созданной по мотивам библейской книги “Песнь песен”. Кто напомнит сюжет повести?
Учитель. На протяжении рассказа мы не раз встречаем описание Суламифи.
С кем её можно сравнить, какие ассоциации вызывает её красота и любовь?
Как воспринимается образ Суламифи благодаря сравнению с греческой богиней Афродитой? (Символ любви)
Но даже смерть не может победить любовь. Поражённая мечом Элиава, которого подослала коварная Астис, Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за всё: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”.
Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в “Гранатовом браслете”: “Да святится имя твоё”.
Связь между повестями “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь” очевидна. Все вместе они – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три пьесы имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые вечно будут волновать человечество.
Идеальная любовь – редка, страстная – опасна; что же делать, к чему стремиться? Какая любовь делает человека счастливым?
Учитель. Подведём итог нашему занятию.
Понравился ли вам урок?
Что вы взяли из этого урока для себя?
Ещё в XVII веке известный драматург Ж.- Б. Мольер сказал:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил….
Звучит песня в исполнении Е. Мартынова “Лебединая верность”.