Урок-беседа "Рок-поэзия: история и современность". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели.

Образовательные:

  • дать сведения об этапах развития рока как музыкального направления;
  • показать художественное своеобразие русской рок-поэзии;
  • раскрыть ключевые доминанты мировоззрения рок-поэтов.

Развивающие:

  • развивать умения аспектного анализа художественного произведения;
  • сформировать навыки деятельностного подхода в работе над художественным произведением;
  • развивать критическое мышление учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание нравственно-духовных качеств личности и личностной позиции учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса через внимание к художественному слову.

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, постеры с изображением рок-звезд, тексты песен, диски с песнями, фото и видеоматериалами.

План.

I Зарождение рок-движения.
II История рока в России.
III Особенности русского рока.
IV Рок и современность.

Ход мероприятия

Учитель: Наше мероприятие посвящено предмету близкому вам, интересному и актуальному – рок-поэзии.

Наверное, многие из вас увлекаются рок-музыкой, знакомы с историей данного направления, могут назвать музыкантов, известных широкой публике и тех, кто играет лишь в узком кругу поклонников.

Начать вечер рок-поэзии можно начать с фрагмента концерта рок-группы «Коррозия металла» как характерного рок-действа со специфическими атрибутами: поведением на сцене, манерой исполнения, текстами, одеждой.

С какой целью они используются?

(Фрагмент концерта рок-группы «Коррозия металла»).

Ученик: Все элементы, которые мы видим в этом фрагменте, и в роке вообще призваны эпатировать публику, резко отличаться от общепринятого.

Учитель: В этом проявляется протест – основа рока как такового.

С тем, что происходит на сцене, можно соотнести отрывок стихотворения А. Вознесенского:

Мы – продукты атомных распадов,
За отцов продувшихся расплата…
Наши вакханалии страшны, как поминки!
РОК! РОК! SOS! SOS!

I Зародился рок на Западе.

(Начинает звучать песня «The Beatles» и демонстрироваться слайд-шоу портретов Элвиса Пресли, «The Beatles», «Rolling Stones»).

В нём выражается протест, бунт против официальной религии, «родительских устоев», «буржуазной морали». В 50-60-ые годы основной темой является любовь и любовные отношения, свободные от каких-либо условностей (Элвис Пресли, «The Beatles», «Rolling Stones»). К концу 60-70-ых годов находятся и другие основания для протеста (военщина, расизм). Например, знаменитая песня Джона Леннона, ставшая гимном антивоенного движения в годы вьетнамской войны «Imagine».

(В виде слайд-шоу демонстрируются портреты рок-певцов и групп, упоминаемых учителем: «Скоморохи», «Кино» и В. Цой, «Машина времени» и А. Макаревич, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, «Зоопарк», «Браво», «Чайф», «Ария», «Звуки Му», «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Алиса» и К. Кинчев и других).

II В СССР первые рок-ансамбли появились в середине 60-х, например, «Скоморохи», маскировавшиеся под исполнителей «советской эстрады». На протяжении всех 1970-ых рок остаётся полузапретным феноменом. Публичные выступления рок-групп 1970-1980 - проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты» или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов.

(Демонстрация клипа В. Цоя «Каморка»).

III Для русского рока характерно такое специфическое явление, как «магнитиздат» - изготовление и распространение в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей.

Рок-музыканты долгое время были лишены возможности использовать качественные инструменты и электронное оборудование. Гитара и ударные – основные инструменты. Поэтому большое внимание в русском роке уделялось словесному ряду. и песни ведущих рок-исполнителей: А. Макаревича, Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука – прежде всего, стихи напряженного социально-критического, эмоционально-моралистического содержания. Это основное отличие нашего рока от зарубежного: внимание к социальным и нравственным проблемам.

Для примера обратимся к песне А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас». <Приложение 1>

На сколько тематических частей можно разделить песню?

Ученик: В песне «Однажды мир прогнется под нас» можно выделить несколько частей, в которых лирический герой рассказывает о себе, о двух своих друзьях и подводит итог в конце произведения.

Учитель: В произведениях каких жанров содержится итог в последней строфе?

Ученик: В баснях, в притчах.

Учитель: По своему жанру песня А. Макаревича похожа на дидактическую притчу.

Какое противопоставление задается в первом катрене? Как автор относится к обеим сторонам?

Ученик: В первом катрене поднимается вечная проблема отцов и детей. Новое поколение живет по другим правилам («Они не такие, как мы»), которые не воспринимаются их «отцами». Они слушают музыку («торчат под рейв»), у них другие ценности и идеалы. Но «все новое» лучше, чем было раньше. Ведь между этими поколениями стоит временная пропасть: «мне триста лет, я выполз из тьмы». Да и сам автор «не горит желанием лезть в чужой монастырь» со своим уставом, ведь он «видел эту жизнь без прикрас».

Учитель: Автор замечает, что не стоит оберегать молодежь от ошибок, каждый человек должен пройти самостоятельно свой жизненный путь, не уронив себя и оставаясь самим собою.

Во втором и третьем куплетах представлены две противоположные точки зрения на жизненную позицию. Что представляет собой первая?

Ученик: Первый – экстремал, человек радикальных взглядов, он прожигает свою жизнь так, что каждый его день может стать последним.

Учитель: Как к нему относится автор?

Ученик: Автор осуждает такое поверхностное отношение к жизни, ведь будущее требует более трепетного отношения к себе. И недаром этот герой – «позабытый кумир» оказывается сломлен («мир оказался прочней»).

Учитель: Разъясните точку зрения другого героя.

Ученик: «Другой держался русла и теченье ловил подальше от крутых берегов…». Это человек мелких взглядов и мелких целей, он, как страус, всю жизнь прячет голову в песок, избегая проблем и принятия собственных решений. И жизнь его, по словам автора, «похожа на фруктовый кефир» – законсервированная, неживая. Такая безликость, серость не притягивает людей, поэтому этот герой всю свою жизнь остается в одиночестве, не имея «ни дома, ни друзей, ни врагов».

Учитель: Какой позиции придерживается автор?

Ученик: Автор придерживается позиции золотой середины, ведь крайности всегда опасны, они приводят либо к нигилизму, стремящемуся подмять мир под себя, либо к пассивному равнодушию. Рефреном звучит основная мысль о том, что «Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Однажды он прогнется под нас…»

Учитель: Автор, замечательно владеющий эзоповым языком, ясно представил нашему вниманию людей, «вырванных» из разных слоев общества, сопоставив их деятельность, он приводит нас к единственно правильному выводу: ни при каких обстоятельствах не нужно изменять себе, уступать своим принципам и нормам морали.

К 1980-ым годам сложились основные направления рок-музыки в России: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф»), «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Чёрный кофе»), жёсткая «новая волна» («Телевизор»). Возникли группы, использовавшие элементы шоу, актёрства («Крематорий», «Звуки Му»).

Рок распространяется повсеместно. Образуются школы и в провинции: уральский рок – свердловские группы «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Настя», уфимская «ДДТ»; сибирский рок – «Калинов мост», владивостокский – «Муммий Тролль».

«Металл» отличается от лирического рока внешним антуражем (атрибутами) – сценическим имиджем, «прикидом», часто эпатирующим (длинноволосые прически, кожаная одежда, железные цепи и т. д.). Всё же у течений сквозные темы, лирические образы.

Послушайте песню группы «Ария», определите основные мотивы и образы, отметьте характерные атрибуты рок-культуры. <Приложение 1>

(Песня группы «Ария» «Беспечный ангел»).

Ученик: Характерными элементами рок - культуры являются «байк», «гитарный жесткий рок», «все, что имел, тут же тратил». Возникают мотивы дороги, ветра, связанных с понятием свободы, неограниченности какими-либо социальными рамками. В тексте песни прослеживается активная жизненная позиция героя: «Мой друг давал команду братьям, вверх поднимая кулак».

Учитель: Возникают также библейские мотивы: ад, рай, ангел. Они довольно часто встречаются в песнях русского рока. Например, у К. Кинчева («Алиса») в песне «Моё поколение». <Приложение 1>

Какие христианские образы возникают в тексте?

Ученик: В песне возникает образ Левия Матвея: « К несчастью, я был слаб, как был слаб очевидец Событий на Лысой Горе». Мотив всеобъемлющей христианской любви прослеживается в строке «Почувствуешь пульс великой любви…».

Учитель: Как вы понимаете следующее четверостишие?

Моё поколение боится дня,
Моё поколение не желает петь,
Моё поколение чувствует боль,
И снова ставит себя под плеть.

Ученик: Автор обвиняет своё поколение в том, что оно на причиненную боль неспособно ответить протестом, а лишь подчиняется и молчит. Вспомним Евангелие от Луки, Нагорную проповедь Иисуса Христа: « А я говорю вам: не противьтесь злому, но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…».

Учитель: С первых строф мы видим противопоставление лирического героя и его поколения. В чем оно заключается?

Ученик: Лирический герой говорит о себе: «Быть живым – мое ремесло. Это дерзость, но это в крови». А поколение забитое, не смеющее поднять глаз, как раб, неживое: «Мое поколение смотрит вниз», «Тебе так трудно поверить, твой путь от этой стены к этой стене». Герой не может бороться в одиночку («я слаб», «Я могу предвидеть, но не могу предсказать»), он выполняет функции «помощника», пробуждает поколение, служит своеобразным «катализатором»: «Я пришел помешать тебе спать!», «Я даю тебе шанс», «Я пришел помочь тебе встать!» Его усилия ненапрасны – поколение вняло: «Мы здесь!»

Учитель: Своего пика социальный рок достигает в 80-ые, что связано с именем В. Цоя. Его песня «Мы ждём перемен» стала гимном «героических восьмидесятых». По своему накалу и страстной жажды изменения существующего миропорядка она не уступает песне К. Кинчева. <Приложение 1>

(Песня В. Цоя «Мы ждём перемен»).

IV На начало 90-ых приходится появление дискотечной культуры, дансовой и поп-музыки. Именно тогда возникли знаменитые слова Б. Грбенщикова «Рок мёртв».

Как вы к ним относитесь?

Ученик: Рок-музыка популярна до сих пор, продолжают творить как легендарные группы, стоявшие у истоков движения, так и постоянно появляющиеся новые.

Учитель: Возможно, она претерпел ряд изменений под влиянием массовой культуры. Многие исследователи считают, что слова БГ применимы к так называемому «социальному року».

О влиянии поп-музыки на рок повествует песня группы «Чиж и Co» «О любви». <Приложение 1>

(Песня группы «Чиж и Co» «О любви»).

Русский рок жив, об этом свидетельствуют неослабеваемый интерес современной молодежи к рок-движению, многочисленные издания антологий рок-поэзии и поэтическое творчество ваших одноклассников.

(Выступление учащихся с собственными стихотворениями).

Литература:

  1. «А не спеть ли нам песню?» Песни под гитару./ Под ред. Кознова С. В. – Саратов, 2000
  2. Орлова И. В. В ритме нового поколения. - М.: Знания, 1988
  3. Троицкий А. К. рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. – М., 1991
  4. «Эта музыка будет вечной». Сборники популярных российских рок-групп. – Новосибирск: Камертон, 2000
  5. http://www.krugosvet.ru/articles/76/1007652/1007652a1.htm
  6. http://www.musicbox.su/info/610.html
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. http://www.rian.ru/culture/20070825/74477403.html
  9. http://www.dergat.ru
  10. http://www.russianrock.ru/?ext=content&pid=183&lang=1