Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.
Задачи: повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.
Оборудование: Презентация «Классики русской литературы XX века», Жетоны.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о правилах участия в викторине.
Жетон выдается ученику за каждый правильный ответ, в конце урока определяются победитель и призеры.
II. Викторина.
1. «Узнайте поэта или писателя по фрагменту биографии».
-
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские. К одиннадцати годам остался круглым сиротой. Разорившийся дед отдал внука «в люди».
(А.М. Горький) -
Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Мать – Бекетова, дочь известного учёного-ботаника, литератор, переводчица.
(А.А. Блок) -
Он решительно и категорически отверг Временное правительство. Не принял и большевистское руководство. Покинул Россию в феврале 1920 года. Скончался в Париже в 1953 году.
(И.А. Бунин) -
Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне. Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности.
(В.В. Маяковский) -
В биографию этого писателя «вносилось много поправок «на величавость», на благополучие, внешнюю образцовость, рассчитанных только на формирование образа идеального народного летописца, живущего «ради народа и среди народа». Автор романа-эпопеи, лауреат Нобелевской премии.
(М.А. Шолохов) -
В 1877 году из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать его в Александровское малолетнее сиротское училище в Москве. В 1880 году сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Четырёхлетняя служба столкнула его с тяготами армейской действительности. Впечатления этой поры нашли отражение в повести «Поединок».
(А.И. Куприн) -
« 1891 год. В Киеве на Госпитальной улице… у магистра Киевской Духовной Академии доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать – жизнерадостная и очень весёлая женщина…»
(М.А. Булгаков) -
В 1943 году после освобождения от немцев города Орла он награждён орденом Отечественной войны II степени, а в 1944 – после освобождения Бобруйска – орденом Красного Знамени. Арестован в Восточной Пруссии в феврале 1945 года. Был приговорён к 8 годам по статьям 58-10 и 58-11.
(А.И. Солженицын) -
Родился 20 августа 1899 года в Ямской слободе на окраине Воронежа. Отец его – слесарь железнодорожных мастерских, мать – дочь часового мастера, хранительница дома. В семье было одиннадцать детей. Будущий писатель был старшим сыном. Рано повзрослел… В 1924 году напишет о себе: «Мелиоратор, электротехник».
(А.П. Платонов) -
Отец хотел, чтобы сын поступил в Московский педагогический институт, но юноша выбрал другой путь. Переехав в Москву, устанавливает связи с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Нашёл работу в качестве помощника корректора в типографии Сытина. Стал вольнослушателем на историко-философском отделении народного университета имени А.Л. Шанявского.
(С.А. Есенин)
2. «Назовите имя и отчество писателя (поэта)».
- Бунин (Иван Алексеевич)
- Куприн (Александр Иванович)
- Платонов (Андрей Платонович)
- Блок (Александр Александрович)
- Ахматова (Анна Андреевна)
- Маяковский (Владимир Владимирович)
- Цветаева (Марина Ивановна)
- Есенин (Сергей Александрович)
- Булгаков (Михаил Афанасьевич)
- Солженицын (Александр Исаевич)
- Пастернак (Борис Леонидович)
- Мандельштам (Осип Эмильевич)
- Шолохов (Михаил Александрович)
3. Коллоквиум.
Определите автора по отрывку из произведения.
- Разбросанным в пыли по магазинам, –
Где их никто не брал и не берёт! –
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(М. Цветаева) -
Послушайте!
Ведь если звёзды
Зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
(В. Маяковский) - До самого вечера молча ходил … по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий…гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и всё более уединяясь в тесноте своей печали.
(А. Платонов) -
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В тёмной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
(А. Ахматова) - Кроме того, сегодня был день её именин – семнадцатое сентября. По милым, отдалённым воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного. Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок ещё больше веселил её.
(А. Куприн) -
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
(А. Блок) - Через четверть часа в отеле всё кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен. Некоторые, возвратясь в столовую, дообедали, но молча, с обиженными лицами, меж тем как хозяин подходил то к тому, то к другому, в бессильном и приличном раздражении пожимая плечами, чувствуя себя без вины виноватым.
(И. Бунин) -
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(С. Есенин) - – Беру тебя в жёны перед Богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как хочу! – подошёл к ней, стиснув зубы, сверкая глазами.
Смотрим мы, протянул он ей руку, – вот, думаем, и надела узду на степного коня … Вдруг видим, взмахнул он руками и оземь затылком – грох!
(М. Горький) -
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин) - Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин) - Человек свободен…он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен!
(М. Горький) -
Если с вами в вашем танцевальном вдохновении такой казус случится, вы закатите глаза, как будто даму ревнуете, отступите по-испански к стене, быстро потритесь о какую-нибудь скульптуру. Потритесь, передёрнитесь, сверкните глазами и скажите: «Я вас понял, коварная, вы мной играете…но…» и опять пуститесь в танец, как бы постепенно охлаждаясь, успокаиваясь.
(В. Маяковский) - Облака – вокруг,
Купола – вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо моё
Невесомое!
(М. Цветаева) -
Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам…
(М. Шолохов) - Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал.
(А. Солженицын) -
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…
(А. Блок) - Я обманывать себя не стану.
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
(С. Есенин) -
Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле.
(М. Горький) - А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым клёном,
Озёрным водам отдал лик,
Внимает шорохам зелёным.
(А. Ахматова) -
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
(Б. Пастернак)
4. «Узнайте писателя по портрету». (Презентация)
5. «Продолжите чтение стихотворения».
(Проверка качества знаний: учащиеся читают наизусть те стихи, которые запоминали в течение учебного года. Накануне урока целесообразно предложить детям список поэтических произведений, для того чтобы ученики получили возможность повторить материал).
Авторы:
- С. Есенин
- А. Блок
- В. Маяковский
- А. Ахматова
- Б. Пастернак
- М. Цветаева
(Учитель читает первую строку, после чего до конца стихотворение продолжает по памяти кто-либо из учеников). (Приложение)
6. «Отгадайте литературоведческий термин»
- Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
(Аллитерация) - Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
(Оксюморон) - Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
(Антитеза) - Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
(Перифраз) - Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
(Параллелизм) - Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
(Ирония)
III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
IV. Домашнее задание.
Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.
Литература:
- Школьная библиотека: lib.prosv.ru
- Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
- Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
- Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456