6 класс, 50 минут
Цели и задачи:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести “Дубровский” (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения;
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова, помочь развить личность безопасного типа;
- РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
Оборудование:
- коллажи, созданные учащимися, иллюстрации к повести “Дубровский”,
- учебники “Литература. 6 класс” 1 часть под ред. В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной и др. – М.: Просвещение, 2013.
- презентация.
ХОД УРОКА
ВОПРОС (учитель литературы): Вспомните, могли ли быть отношения между Троекуровым и Дубровским - старшим чистыми и дружественными?
“Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений; в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии был ему ближайшим соседом...”
ОТВЕТ: Очевидно, что Троекуров считает себя выше того окружения, в которое входит и Андрей Гаврилович Дубровский. Пока Дубровский-старший не переступил черту дозволенного, по мнению Троекурова, он мог себя чувствовать в безопасности и довольно комфортно в тени “своего друга”.
ЗАДАНИЕ (учитель литературы): Подтвердите эту мысль текстом.
ОТВЕТ: “Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнению хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона”...
ВОПРОС (учитель литературы): Как вы думаете, Андрей Гаврилович – положительный герой или отрицательный?
ОТВЕТ: Конечно, положительный!
ВОПРОС (учитель ОБЖ): Давайте поищем ошибки в его поведении, которые привели к серьезным последствиям.
ОТВЕТ: Первую ошибку мы уже знаем – надо быть внимательным при выборе друга. Но если уж у вас такой друг, то и подход к нему должен быть особый.
ЗАДАНИЕ (учитель литературы): Приведите примеры эпитетов, которыми можем охарактеризовать Дубровского-старшего.
ОТВЕТ: Дубровский прямолинейный, справедливый, борется со злом и хамством
ЗАДАНИЕ (учитель ОБЖ): Вспомните случай на псарне. Справедливы ли замечания Дубровского? Было ли это его второй ошибкой?
ОТВЕТ: “Что же ты хмуришься, брат, - спросил Андрея Гавриловича Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?” - “Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудесная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”.
Хозяйство Троекурова богаче хозяйства Дубровского, псарь Троекурова почитает за честь работать у такого барина. И дерзкое, по мнению Дубровского, замечание псаря было вполне справедливым. Усадьба Дубровского находится в запустении. Доход от имении полностью уходил в Петербург Дубровскому-младшему. Итак, Дубровский убедился, что Троекуров – плохой друг, но история не окончена, он наносит новое оскорбление своему соседу. Именно вполне правильный Дубровский раздувает ссору.
ВОПРОС (учитель ОБЖ): Как должен был поступить Дубровский, поймав в своей роще троекуровских крестьян?
ОТВЕТ: Конечно, он мог наказать этих “разбойников”, но присваивать чужих лошадей – это не по совести. Человек находился во власти своих эмоций, думал, что он во всем прав. Но ведь не зря народ говорит: “Худой мир лучше доброй ссоры”. Не лучше ли помириться с обидчиком во имя былых хороших отношений?
ВОПРОС (учитель ОБЖ): Проявили ли Дубровские халатность, не восстанавливая документы на имение?
ОТВЕТ: В тексте мы читаем, что документы на имение сгорели в пожаре очень давно. 30 лет владели имением Дубровские, но за это время не восстановили документы. Сами хозяева имения дали возможность злоумышленникам воспользоваться беспечной халатностью хозяев.
ВОПРОС-ЗАДАНИЕ (учитель литературы): Как реагирует на ситуацию с отцом Владимир Дубровский? Найдите в тексте подходящие по смыслу слова.
ОТВЕТ: “Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться...”
“Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку”...
“Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видел он своей родины”...
“Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала Троекурову”.
Владимир надеется на победу справедливости, но сам для этого ничего не делает. Честный и справедливый молодой человек не стал разбираться в ситуации, а только усугубил конфликт отца. После смерти Дубровского-старшего решился на жестокую месть. Самосуд – это всегда плохо. Самосуд, продиктованный эмоциями, опасен вдвойне.
ВОПРОС (учитель ОБЖ): Владимир не желал смерти приказчикам, но поручил спасение людей от пожара человеку, который явно только что хотел их убить топором. Мог ли Владимир доверять Архипу? К чему привело его безрассудство?
ОТВЕТ: Начался пожар в доме из-за свечи, оставленной Архипом, который запер двери в комнате, где спали приказные. “Вскоре вся деревня высыпала во двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь... Искры полетели огненной метелью, избы загорелись...” Пострадали крестьяне, живущие и так бедно. Владимир, пользуясь слепой любовью крестьян, оставил их без жилья и подверг их смертельной опасности. Владимир стал разбойником, крестьяне вынуждены были идти вместе с ним.
ВОПРОС (учитель литературы): Что заставило Владимира Дубровского отказаться от мести Троекурову?
ОТВЕТ: Дубровский воспитывался в Петербурге, дочь Троекурова росла при своем отце, никуда не выезжая из имения. В детстве отцы прочили их поженить, но Дубровский-старший отказался от этой мысли. “Мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме...” Встретив Владимира-Дефоржа Маша его не узнала, не обратила на него внимания. “...Учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною”. Владимир признается в своих чувствах, вынуждает Машу согласиться на обещание обратиться к нему за помощью. “...Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа? – Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою”. От мести Троекурову Владимир отказался.
ВОПРОС (учитель ОБЖ): В чем похожи Владимир и Маша?
ОТВЕТ: Владимир и Маша – сильные личности с похожим характером. Дав слово, Маша от него не может отступить. Она стала женой князя Верейского, хотя ждала спасения от Владимира.
ВОПРОС (учитель ОБЖ): Как поступает Владимир со своими крестьянами?
ОТВЕТ: Крестьяне пошли за своим господином, а он их предал. Погибли в бою несколько крестьян. От рук Дубровского погиб офицер, посланный разбить шайку разбойников. Таковы последствия...
ВОПРОС (учитель ОБЖ): Как надо было поступить, чтобы избежать таких последствий?
ОТВЕТ-ВЫВОД (учитель ОБЖ): Все дело, ребята, в воспитании. В воспитании личности “безопасного типа”. Вместе с патриотическим, семейным, физическим воспитанием взрослые должны стремиться развить человека, не склонного к конфликтам. Нужно пытаться искать компромиссные решения и принимать решения тогда, когда ситуация изучена полностью, а трагические ошибки исключены. Всегда нужно немножко сомневаться, чтобы поступить правильно.
Особенно хотел бы отметить в повести “Дубровский” образ мальчика, который достоин уважения, но при этом он не осознает, что, рискуя жизнью, стал пешкой в игре взрослого Владимира Дубровского. И как с ним контрастирует брат Маши Саша, который, испугавшись наказания, сдался и сподличал.
Домашнее задание: Разобрать ситуацию с Сашей и дворовым мальчиком. Кто был прав? Как себя надо было вести правильно?