(Урок посвящен жизни и деятельности основоположника якутской литературы, поэта и ученого, одного из теоретиков якутского стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского. Кроме этого на уроке для сравнения изучается жизнь выдающегося французского пророка Мишеля Нострадамуса).
Цели и задачи урока: Разбор 3 основных философских произведений основоположника якутской литературы, великого поэта Алексея Елисеевича Кулаковского, доказать, что он являлся якутским поэтом-пророком, сравнить его с великим французским пророком Мишелем Нострадамусом.
Цитата:
Хоть вы и умерли - ваша воскресла душа,
От смерти вас спасла бессмертная идея!П. А. Ойунский
(перевод Н. В. Макаровой)
1 этап.
Вступление.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, читает цитату, объясняет смысл. Затем весь класс читает текст на экране - строки из стихотворения местной поэтессы М. А. Поповой „Века - это люди“:
В грядущий XXI век,
Великий Кулаковский наш
Переступив через года,
В образе отлитом в бронзе
Пришел напомнить о себе
И о правде вековой. . .
Сын народа Кулаковский -
Орел бесстрашный, дерзкий
Взметнулся ввысь за облака
И пролетев через века
Явился к нам издалека.
Пророком был он и поэтом,
Предвидел он и говорил.
М. А. Попова
(перевод Н. В. Макаровой)
2 этап.
Учитель: Как вы понимаете слова пророк, ясновидец, прорицатель?
Ученик: Одаренный человек, способный предвидеть будущее.
Учитель: Назовите мне имена знакомых вам пророков, ясновидцев.
Ученики: Ванга, Кулаковский, Нострадамус, Джуна Давиташвили. . .
Учитель: Из этих имен несомненно самым выдающимся пророком является французский пророк, врач, астролог Мишель Нострадамус. Это человек с интереснейшей полной загадок судьбой.
Мишель Нострадамус родился 14 декабря 1503 года в семье нотариуса Жака Нострадамуса. Его мать Рене де Сен-Реми увлекалась магией. Предки отличались способностями по математике и медицине. Дед по материнской линии Жан де Сен-Реми работал врачом у герцога Калабрии. Он привил ему любовь к звездному небу. После смерти деда он изучал гуманитарные науки: риторику и философию в городе Авиньон. В 1525 г. поступил в университет города Монпелье, где изучал медицину. В 1529 г. защитил звание доктора и стал преподавателем в этом университете. В 1556 г. по просьбе короля явился в Париж и предсказал его будущее. Все предсказанное Нострадамусом сбылось. Все свои великие предсказания он писал в стихотворной форме. Среди них самые известные:
Открытие планеты Нептун (за 300 лет до этого до этого события)
Судьбы королей Франции и их пребывание на престоле.
Развитие астрономии как науки.
Вторая мировая война (1939-1945)
Политика и экономика государств мира.
3 этап.
Учитель: Вы с малых лет наслышаны о том, что Кулаковский - поэт-пророк. На чем основаны эти утверждения?
Ученик: Эти утверждения основаны на его философских произведениях.
Учитель: Сегодня, основываясь на трех философских произведениях Кулаковского мы постараемся доказать, что он действительно был поэтом-пророком. Сначала ознакомимся с историей жизни этого великого человека.
(Выступает 1 ученик по заранее приготовленным материалам).
Выступление ученика с помощью компьютерной презентации Power Point.
История жизни Кулаковского:
Родился 16 марта 1877 года в месности Учай с. Жехсогон Таттинского улуса (района).
В 1890 году закончил 4 класса Чурапчинской школы.
В этом же году поступил в реальное училище города Якутска.
В 1897 году работал помощником писаря в управе улуса.
В 1900 году написал первое произведение якутской литературы, стал ее основоположником.
В 1905 году начал работу по сбору фольклорного материала.
В 1912 году преподавал математику и физику в школе города Вилюя.
С 1920 года работал в управлении образования города Якутска.
В 1924-25 гг. вышли 2 тома его произведений под названием Песни-стихи.
В 1926 году умер в г. Москве по дороге на 1 тюркологический съезд в г. Баку.
Творчество Кулаковского делится на 3 периода:
1. 1900-1908 гг. - начало творчества, в этот период были написаны ранние произведения поэта.
2. 1909-1916 гг. - были написаны основные философские произведения, это - пик его творчества.
3. 1923-1925 гг. - творчество писателя в советские годы.
Основные произведения:
1 период: „Благословение Байаная“ (1900), „Скупой богач“ (1907).
2 период: „Дары Лены“ (1909), „Сон шамана“ (1910), „Спор разума с сердцем“ (1912), „Благопожелание среднему поколению“ (1912).
3 период: „Самолет“ (1925), „Армия заснеженной страны“ („Красная Армия“) (1924), „Приход лета“ (1924).
(Названия произведений представлены по переводам Е. С. Сидорова).
4 этап.
Работа по группам.
Задание: Представление доказательства о том, что Кулаковский является поэтом-пророком, по его великим произведениям.
1 группа. „Сон шамана“ (1910 г.)
Основные вопросы для обсуждения:
Какие проблемы поставил поэт в поэме „Сон шамана“?
Каким изречением заканчивается произведение?
Почему главным героем поэмы является шаман?
2 группа. „Благопожелание среднему поколению“ (1912 г. )
Основные вопросы для обсуждения:
Каким видит поэт новое поколение?
Какой совет дает будущему поколению?
В чем видит пути развития народа?
3 группа. „Спор разума с сердцем“ (1912 г. )
Основные вопросы для обсуждения:
Какую главную проблему ставит поэт в этом произведении?
В чем видит решение этой проблемы?
Спор и разум представлены как отдельные люди или такой спор может происходить и в одном человеке?
5 этап.
Защита работ по группам.
Группы дают объемные ответы на поставленные учителем вопросы.
6 этап.
Учитель: Какие предсказания Кулаковского сбылись? Давайте подведем итог:
Ухудшение экологии вследствие технического прогресса
Ослабление демографии
Превращение классовой борьбы в революцию
Все войны XX века (в том числе - 1-я и 2-я мировые войны)
Усложнение межгосударственных отношений
Дальнейшее развитие экономики и политики Америки, Японии, Китая
Угроза исчезновения малочисленных народов
Возникновение империалистических держав
Известный якутский илтературовед и критик В. Б. Окорокова в своей статье написала о том, что „Кулаковский - это якутский Нострадамус“. Как и Нострадамус Кулаковский был пророком, который предвидел основные события 20-21 века.
В чем еще схожи эти 2 великих человека?
Их многие предсказания сбылись
Свои предсказания они облачили в литературную форму
Пользовались глубоким уважением в народе за то, что всегда придерживались принципов гуманизма и ратовали за светлое будущее своего народа
Великий якутский поэт волновался за судьбу своего малочисленного народа видел его будущее развитие в:
Развитии науки, образования , культуры и искусства
В здоровом образе жизни
В братстве и единении с русским народом, Россией
Воспитании патриотов, способных улучшить жизнь своего народа
Повышении уровня жизни, равноправии, в единстве с другими народами и проживании с ними в мире
Творчество А. Кулаковского сегодня обретает второе дыхание, вторую жизнь - настолько оно актуально в наши дни. На протяжении трех с лишним столетий мы живем в мире и согласии с русским народом. И в этом году исполняется 375 лет добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства. За это время наша Республика внесла значительный вклад в становление сильной и процветающей России и вместе с тем сама достигла немалых результатов и в настоящее время уверенно смотрит в будущее. Весь якутский народ гордится процветанием культуры и искусства, наши артисты, писатели, художники стали известны не только в Республике, но и за ее пределами. Народный эпос олонхо признан ЮНЕСКО миоровым шедевром искусства. Якутская молодежь освоила различные науки, образование стало доступным. Все пророческие взгляды А. Е. Кулаковского - выдающегося сына народа саха, великого поэта, ученого, мыслителя, демократа, просветителя, гуманиста исполнились и воплотились в жизнь.
Домашнее задание: Сочинение „Великие пророки“
К уроку в виде компьютерной поддержки представлена презентация, выполненная по программе Power Point.