Цель урока: формирование потребности в самостоятельном чтении, развитии читательских интересов, читательской восприимчивости и самостоятельности, способности применять при самостоятельном чтении читательские умения, сформированные в процессе изучения произведений школьной программы;
Задача урока: через повесть «Детство в Соломбале», где талантливо воссозданы эпизоды прошлого, героической борьбы архангельских рабочих-подпольщиков за освобождение Севера от интервенции, дать возможность ребятам познакомиться с жизнью своих сверстников-соломбальцев.
Предварительные задания учащимся:
- Прочитать повесть Е.С.Коковина «Детство в Соломбале» – за 14 дней до проведения урока.
- Нарисовать иллюстрации к самым интересным эпизодам или устно рассказать, что именно хотелось бы изобразить, как и почему.
- Нарисовать обложку к ениге, подготовить её защиту.
- Оформить «Морской словарик» (20 слов)
Оформление доски.
- Портрет Евгения Степановича Коковина (Слайд 2)
- Высказывание лётчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова на встрече с молодёжью Архангельска: «Я впервые нахожусь в Архангельске… Мои знания об этой северной земле складывались из прочитанных книг. Помню, сильное впечатление произвела на меня книжка «Детство в Соломбале». (Слайд 3)
- Иллюстрации новой обложки для повести.
- Иллюстрации к интересным эпизодам повести.
- Выставка книг писателя Е.С. Коковина:
- «Вожак санитарной упряжки» – повесть
- «Жили на свете ребята» – повесть
- «Полярная гвоздика» – повесть-путешествие
- «Экипаж боцмана Рябова»
- «Солнце в ночи»
- «Детство в Соломбале» – трилогия (Слайд 4)
План урока:
I. Слово учителя об авторе повести с элементами беседы (Приложение 1)
II. Обзор книг из выставки
Подготовленные учащиеся кратко передают содержание произведений, имена главных героев. (Приложение 2)
III. Трилогия Е.С Коковина «Детство в Соломбале»
1) Слово учителя. (Приложение 3)
2) Беседа по тексту трилогии. (Приложение
4)
3) Работа с «Морским словариком»
IV. Проверка знания текста ребятами
Работа с карточками (Приложение 5)
Для проверки предлагается 20 карточек с портретным описанием героев. Вместо точек необходимо вписать соответствующие пропущенное слово.
V. Работа с иллюстрациями ребят для новой обложки к повести «Детство в Соломбале».
– Ребята! На нашей выставке много книг Е.С.Коковина, изданных в разное время. Книги писателя издавались не раз, большими тиражами, но всё-таки купить их очень трудно. Их не хватает всем желающим. Поэтомуих, конечно, будут вновь и вновь переиздавать. А теперь предскавьте, что нам с вами поручили подготовить новое издание повести Е.С.Коковина «Детство в Соломбале». Это должна быть книга с новой обложкой и новыми иллюстрациями.
VI. Игровой приём
Эта часть урока проводится как «заседание художественного совета Северо-Западного книжного издательства». Ребята, превратившиеся на несколько минут в «членов совета», отдают предпочтение рисункам, которые подтверждают, что главный пафос повести ими воспринят.
VII. Работа с кроссвордами
Класс делится на три группы. Каждая группа получает свой кроссворд. (Приложение 6)
1 группа. Кроссворд «Е.Коковин. «Детство в
Соломбале»
2 группа. «Морской кроссворд» №1
3 группа. «Морской кроссворд» №2
VIII. Домашнее задание
Отзыв о трилогии Е.Коковина «Детство в Соломбале»
Использованная литература:
- Коковин Е.С. Детство в Соломбале. Северо-западное книжное издательство. 1970 г.
- Литературное краеведение в школах Севера (Межвузовский сборник научных трудов) Вологда, 1989 г., с.52-61
- «Романтик моря» К 75 летию со дня рождения Е.С.Коковина (Методические рекомендации по работе с книгами) Архангельск, 1987 г., с.1-5, 13-14, 16-17