Цели:
Образовательные:
- Приобщить учеников к творчеству Виктора Гюго.
- Обучать интерпретации художественного текста.
Развивающие:
- Формировать умение анализа эпического произведения.
- Развивать самостоятельность суждений учащихся.
Воспитательные:
- Развивать связную речь учащихся.
- Расширять кругозор.
- Воспитывать любовь к искусству.
Оборудование: доска, мел, мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать творчество В.Гюго. На этом уроке будем изучать роман “Собор Парижской Богоматери” - произведение, отражающее прошлое сквозь призму воззрений писателя – гуманиста XIX века, который стремился подчеркнуть те особенности прошлого, которые поучительны для современности. Но перед этим повторим изученный материал.
II. Повторение изученного.
1. Назовите годы жизни В.Гюго (Приложение 1).
(1802 - 1885)
2. Назовите этапы творчества В.Гюго.
I. (1820-1850)
II. Годы изгнания (1851-1870)
III. После возвращения во Францию (1870-1885)
3. Где был погребен В.Гюго? Адель Фуше
4. Назовите основные особенности творчества В.Гюго.
- Главный для романтической поэтики Гюго принцип – изображение жизни в ее контрастах. Он считал, что определяющим фактором развития является борьба добра и зла, то есть вечная борьба доброго или божественного начала с началом злобным, демоническим.
- Злобное начало – власть имущие, короли, деспоты, тираны, высшие сановники церкви или неправедного государственного закона.
- Доброе начало – те, кто несут добро и милосердие.
- Восприятие мира во многих измерениях (не только в настоящем времени, но и в далеком прошлом).
- Стремление к правдивому и многостороннему отображению жизни.
- Контраст, гротеск, гипербола являются основными художественными приемами Гюго.
- Что такое гротеск? Гротеск - стиль, жанр художественной образности, основанный на контрастном сочетании правдоподобия и карикатуры, трагичности и комичности, прекрасного и безобразного. Например, изображение Квазимодо (безобразное) и Эсмеральды (прекрасное.)
- Что такое гипербола? Гипербола – преувеличение тех или иных свойств предмета для создания художественного образа. Посмотрим на примере изображения Квазимодо:
“ У бедного малыша на левом глазу оказалась бородавка, голова глубоко ушла в плечи, позвоночник изогнут дугой, грудная клетка выпячена, ноги искривлены; но он казался живучим, и хотя трудно было понять, на каком языке он лепечет…Квазимодо одноглазый, горбатый, кривоногий, был лишь “почти” человеком”.
III. Проверка домашнего задания. (Приложение 3)
Сейчас прослушаем небольшое сообщение на тему: “История создания романа”:
“ Начало работы над “Собором Парижской Богоматери” относится к 1828 году. Обращение Гюго к далекому прошлому было вызвано 3 факторами культурной жизни его времени широким распространением исторической тематики в литературе, увлечением, романтически трактуемым средневековьем, борьбой за охрану историко-архитектурных памятников.
Гюго задумал своё произведение в момент расцвета исторического романа во французской литературе.
Идея организовать действие вокруг собора Парижской Богоматери целиком принадлежала ему; она отражала его увлечение старинной архитектурой и его деятельность в защиту памятников средневековья. Особенно часто Гюго посещал собор в 1828 году во время прогулок по старому Парижу со своими друзьями – писателем НОДЬЕ*, скульптор ДАВИДОМ Д АНЖЕ, художником ДЕЛАКРУА*.
Он познакомился с первым викарием собора аббатом ЭГЖЕ, автором мистических сочинений, впоследствии признанных официальной церковью еретическими, и тот помог ему понять архитектурную символику здания. Вне всякого сомнения, колоритная фигура аббата ЭГЖЕ послужила писателю прототипом для Клода Фролло.
Подготовительная работа над романом была тщательной и скрупулезной; ни одно из имен второстепенных действующих лиц, в том числе Пьера Гренгуара, не придумано Гюго, все они взяты из старинных источников.
В первой рукописи 1828 года отсутствует Феб де Шатопер, центральным звеном романа является любовь к Эсмеральде двух лиц – Клода Фролло и Квазимодо. Эсмеральду обвиняют лишь в чародействе.
Роман вышел в свет 16 марта 1831 года и к концу года выдержал семь изданий ”.
* НОДЬЕ Шарль (1780-1844)-французский писатель.
* ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1798-1863) – французский живописец,
отличался любовью к природе, чутьем
действительности “Данте и Вергилий”…
IV. Работа по анализу эпического текста.
- А теперь обратимся непосредственно к анализу романа.
В этом романе В.Гюго обращается к событиям XV века. XV век в истории Франции – это эпоха перехода от средних веков к Возрождению.
В романе указано только одно историческое событие (приезд послов для заключения брака дофина* и Маргариты Фландской в январе 1482 год), а исторические персонажи (король Людовик XIII, кардинал Бурбонский) оттеснены на второй план многочисленными вымышленными персонажами.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
* с 1140 года титул владетелей графства Дофинэ
(старая провинция Франции, гористая местность).
* Людовик XIII – король Франции в 1610 – 1643. Сын
Генриха IV и Марии Медичи.
- Объясните, почему роман называется “Собор Парижской Богоматери”?
Роман называется так потому, что центральным образом является собор.
- Действительно, на первый план выдвигается образ собора Парижской Богоматери, создававшегося народом веками.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (Приложение 2)
Строительство собора по планам, составленным епископом Морисом де Сюлли, было начато в 1163 году, когда королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, к 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти 13 века были возведены башни. Но полностью строительство было завершено только в 1345 году, за это время первоначальные планы постройки несколько раз изменялись.
В этом романе впервые писатель поставил и серьезную социально-культурную проблему – о сохранении архитектурных памятников старины.
- Найдите в романе фрагмент, где говорится об отношении автора к собору как к архитектурному памятнику старины.
“Позже эту стену (я даже точно не припомню, какую именно) не то выскоблили, не то закрасили, и надпись исчезла. Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья. Их увечат как угодно – и изнутри и снаружи. Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их”.
- Как автор пишет об этом? С каким чувством он пишет об этом?
С сожалением. “ Таково было отношение к дивным произведениям искусства средневековья почти повсюду, особенно во Франции”.
- Назовите три вида повреждений, о которых говорил автор? (Пример из текста)
“ На его руинах можно различить три вида более или менее глубоких повреждений:
1. “Нанесла рука времени”.
2. “ …затем на них ринулись полчища политических и религиозных смут, … которые растерзали роскошный скульптурный и резной наряд соборов, выбили розетки, разорвали ожерелья из арабесок * и статуэток, уничтожили изваяния”.
3. “Довершили разрушения моды, все более вычурные** и нелепые”.
* арабеска – сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев.
** вычурный – излишне затейливый, усложненный, замысловатый.
- Вы согласны с мнением В.Гюго?
- Назовите главных героев романа?
Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло.
- Важно отметить, что судьбы всех главных героев в романе неразрывно связаны с Собором, как внешней событийной канвой, так и нитями внутренних помыслов и побуждений.
Рассмотрим более подробно образ Клода Фролло и его связь с собором.
- Кто такой Клод Фролло? (ТЕКСТ)
Клод Фролло – священнослужитель, аскет и ученый алхимик.
- Что вы знаете о жизни Клода?
“ Действительно, Клод Фролло был личностью незаурядной.
По своему происхождению он принадлежал к одной из тех семей среднего круга, которые на непочтительном языке прошлого века именовались либо именитыми горожанами, либо мелкими дворянами.
Клод Фролло с младенческих лет был предназначен родителями для духовного звания. Его научили читать по-латыни и воспитали в нем привычку опускать глаза долу и говорить тихим голосом.
Он по природе был грустным, степенным, серьезным ребенком, который прилежно учился и быстро усваивал знания.
Изучал латынь, греческий и древнееврейский языки. Клод был одержим настоящей горячкой приобретать и копить научные богатства.
Молодой человек полагал, что в жизни есть одна лишь цель: наука.
… Родители умерли от чумы. Юноша взял своего родного брата (младенца) на руки… проникнутый состраданием, он ощутил страстную и преданную любовь к ребенку, к своему брату. Клод был для ребенка больше чем братом: сделался для него матерью.
Двадцати лет он, с особого разрешения папской курии, был назначен священнослужителем собора Парижской Богоматери.
… Известность отца Клода простиралась далеко за пределы собора.
- Как к нему относятся люди?
Он не пользовался любовью ни у людей почтенных, ни у мелкого народа, жившего вблизи собора.
- Как к нему относился Квазимодо?
Он любил архидьякона так сильно, как ни собака, ни слон, ни конь, никогда не любили своего господина. Признательность Квазимодо была глубока, пламенна, безгранична.
- Как к Клоду Фролло относилась Эсмеральда?
Она боится священника. “ Сколько месяцев он травит меня, грозит мне, пугает меня! О Боже! Как счастлива я была без него. Это он вверг меня в эту пропасть…”
- Как вы считаете, Клод Фролло двойственный человек? Если да, объясните? В чем эта двойственность выражается? (примеры из текста).
Конечно. Клод Фролло – двойственный человек, потому что с одной стороны, он добрый, любящий человек, у него есть сострадание к людям (вырастил, поставил на ноги своего младшего брата, спас маленького Квазимодо от смерти, взяв его на воспитание); но с другой стороны, в нем есть темная, злая сила, жестокость (из-за него повесили Эсмеральду). ТЕКСТ: “Вдруг в самое страшное мгновение сатанинский смех, смех, в котором не было ничего человеческого, исказил мертвенно-бледное лицо священника”.
Сейчас давайте проследим связь Клода Фролло с собором.
- Вспомните, как относится Клод к собору?
Клод Фролло любил собор. “Любил в соборе его внутреннее значение, скрытый в нем смысл, любил его символику, таящуюся за скульптурными украшениями фасада”. Кроме того, собор был местом, где Клод работал, занимался алхимией, да и просто жил.
- Какие события из жизни Клода Фролло связаны с собором?
Во–первых, именно у собора, в яслях для
подкидышей, нашел Квазимодо и унес подкидыша к
себе.
Во-вторых, “с его галерей архидьякон наблюдал за
Эсмеральдой, танцующей на площади” и именно
здесь “молил Эсмеральду сжалиться над ним и
одарить любовью”.
Рассмотрим подробно образ Квазимодо и его связь с собором.
- Расскажите о судьбе Квазимодо?
С детских лет Квазимодо был лишен родительской любви. Воспитывал его Клод Фролло. Священник научил его говорить, читать, писать. Затем, когда Квазимодо подрос, Клод Фролло сделал его звонарем в соборе. Из-за сильного звона Квазимодо потерял слух.
- Как относятся люди к Квазимодо?
- Все ли одинаково? (найдите фрагмент из текста)
- О! Противная обезьяна!
- Такая же злая, как и уродливая!
- Дьявол во плоти.
- О, мерзкая харя!
- О, гнусная душа.
- Омерзительное чудовище.
- Почему люди так жестоки к Квазимодо?
Потому что он не похож на них.
- Как вы считаете, Квазимодо двойственный образ
или нет?
- В чем это выражается?
Конечно. С одной стороны Квазимодо злой, жестокий, звероподобный, одним своим видом нагоняет на человека страх и ужас, делает людям всякие пакости, но с другой стороны, он добрый, у него ранимая, нежная душа и все что он совершает это лишь реакция на то зло, которое люди делают ему (Квазимодо спасает Эсмеральду, прячет ее, заботится о ней).
- Вспомните, события из жизни горбуна, которые связаны с собором?
Во-первых, в соборе горбун прятал Эсмеральду от
людей, которые хотели её убить.
Во-вторых, здесь он убил брата священника Жеана и
самого Клода Фролло.
- Что для Квазимодо значит собор?
“Убежище, друг, защищает его от холода, от человека и его злобы, жестокости… Собор служил для него то яйцом, то гнездом, то домом, то родиной, то, наконец, Вселенной”. “Собор заменял ему не только людей, но и всю вселенную, всю природу”.
- За что любит Квазимодо собор?
Любит за красоту, за стройность, за гармонию, которую источало здание, за то, что здесь Квазимодо чувствовал себя свободно. Любимым местом была колокольня. Именно колокола делали его счастливым. “Он любил их, ласкал их, говорил с ними, понимал их, был нежен со всеми, начиная от самых маленьких колоколов до самого большого колокола ”.
- Влияет ли отношение народа на характер Квазимодо?
Несомненно, влияет. “Его злобность не была врожденной. С первых же своих шагов среди людей он чувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплеванным, заклейменным. Подрастая, он встречал вокруг себя лишь ненависть и заразился ею. Преследуемый всеобщим озлоблением, он сам поднял оружие, которым был ранен ”.
- Какую роль в жизни горбуна играет Клод Фролло?
Клод подобрал его, усыновил, вскормил, воспитал. Будучи ребенком, Квазимодо привык находить у ног К. Фролло убежище, когда его преследовали.
- Что значит Квазимодо для Клода?
Архидьякон имел в его лице самого покорного раба. Самого исполнительного слугу.
Ещё одним главным персонажем в романе является Эсмеральда
- Кто она?
Цыганка.
- Найдите в тексте описание Эсмеральды.
- Что вы можете сказать о ней?
“На просторном, свободном пространстве между костром и толпой плясала молодая девушка.
Была ли эта юная девушка человеческим существом, феей или ангелом…
Она была невысока ростом, но казалась высокой – так строен был её тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что её кожа отливала тем чудесным золотистым оттенком, который присущ андалузкам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалузки, - так легко ступала она в своем изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда её сияющее лицо возникало перед вами, взгляд её больших черных глаз ослеплял вас, как молнией…
Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она воистину казалась существом неземным…”.
Эсмеральда – очень красивая девушка, жизнерадостная, светлая.
- Как относятся к Эсмеральде люди?
а) Народ (арготинцы)?
Арготинцы и арготинки тихо сторонились, уступая ей дорогу, их зверские лица как бы светлели от одного ее взгляда.
б) Пьер Гренгуар?
“Прелестная женщина!”. “…Был очарован ослепительным видением”. “ Право, - думал Гренгуар,- это саламандра, это нимфа, это богиня”.
в) Клод Фролло?
“Единственное существо не вызывавшее в нем ненависти ”. “…Любить ее со всем неистовством, чувствовать, что за тень ее улыбки ты отдал бы за это свою кровь, свою душу, своё доброе имя, свою жизнь земную и загробную…”. “Я люблю тебя! Твой лик прекрасней Божьего лика!.. ”.
г) Феб?
“Я люблю тебя и никогда, кроме тебя, никого не любил. Капитану столько раз доводилось повторять эту фразу при подобных обстоятельствах, что он выпалил ее одним духом, не позабыв ни одного слова”.
Итак, главные персонажи романа – Эсмеральда, Квазимодо, К. Фролло. Они являются воплощением того или иного человеческого качества.
- Подумайте, какими качествами наделена Эсмеральда?
Гюго наделяет свою героиню всеми лучшими качествами, присущими представителям народа: красотой, нежностью.
- Ещё?
Эсмеральда – нравственная красота простого человека. Она обладает простодушием, наивностью, неподкупностью, верностью.
- Действительно, но, увы, в жестокое время, среди жестоких людей все эти качества были скорее недостатками: доброта, наивность, простодушие не помогают выжить в мире злобы и корысти, поэтому она умирает.
- А если говорить о Квазимодо?
Квазимодо – это гуманистическая идея Гюго: уродливый внешне, отверженный по своему социальному статусу, звонарь собора оказывается человеком высоконравственным.
- Назовите качества, которыми обладает Квазимодо?
Доброта, преданность, умение любить сильно, бескорыстно.
- Вспомните, о Фебе де Шатопере. Какими качествами он обладает?
Феб эгоистичен, бессердечен, легкомысленный, жестокий.
- Он яркий представитель светского общества.
- А какими качествами обладает Клод Фролло?
Клод Фролло – добрый, милосердный в начале, в конце представляет собой сосредоточие темных мрачных сил.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Мы рассмотрели главные образы в романе В.Гюго
“Собор Парижской Богоматери”.
- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:
Написать небольшое эссе – рассуждение на тему: “Почему автор именно так закончил роман?”
ЛИТЕРАТУРА.
- Гюго В.Собор Парижской Богоматери: Роман. - М.,2004.
- Евнина Е.М. В.Гюго. – М., 1976.
- Конспект по зарубежной литературе: Материалы к экзамену/ Сост. Л.Б.Гинзбург, А.Я.Резник. - М.,2002.