Урок-анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Привольем пахнет дикий мед…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с условиями жизни и творчества А.А. Ахматовой в годы массового террора, её потаённого противостояния сталинщине; учить анализировать текст.
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь; с помощью аналитического чтения помочь учащимся проникнуть в суть поэтического текста “Привольем пахнет дикий мед…”; способствовать развитию памяти, мышления, воображения.
  3. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество А.А. Ахматовой.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет Ахматовой А.А., мультимедийное оборудование, эпиграф, книги с текстами стихотворений.

Предварительная домашняя подготовка:

  1. Выучить стихотворение “Привольем пахнет дикий мед…” - индивидуально;
  2. Сообщение “Жизнь Анны Ахматовой 1923 – 1955 годов” - группа в 2-3 человека;
  3. Сообщение “Творчество Анны Ахматовой 1923 – 1955 годов” - группа в 2-3 человека;
  4. Сбор материала о публикации стихотворения – индивидуально;
  5. Подготовка презентации (фотографии, портреты этого периода жизни).

Меня, как реку,
Суровая эпоха развернула,
Мне подменили жизнь…
Но если бы откуда-то взглянула
Я на свою теперешнюю жизнь,
Узнала бы я зависть наконец…

А. Ахматова.

Ход урока

I. Опрос. Проверка домашнего задания.

1. Дать краткую характеристику и творческий портрет А.А. Ахматовой.

II. Вступительное слово учителя.

Кровная связь поэта с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь родины. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством (II этап) А.А. Ахматовой. Ваша задача – выслушать сообщения исследователей жизни и творчества и оформить записи.

III. Выступления учащихся.

  1. Жизнь Ахматовой в период 1923 – 1955 годов. (1924 г. – встреча с П. Лукницким, сбор материалов о Н. Гумилёве, 1956 г. – возвращение из лагеря Л. Гумилёва.)
  2. Второй период творчества. (Трагическая её биография нашла отражение в лирике. Дом Ахматовой – родина, родная земля. 1923 г. – единственное напечатанное стихотворение “Новогодняя баллада”, изъятие из литературы, исключение из Союза писателей, уничтожение книг, но… Стихи звучат на других языках, публикуются переводы и исследовательские работы… Память и смерть – основные идеи исторической эпохи.)
  3. Беседа с учащимися.

1) Чем отличается второй период от предыдущего по характеру событий?
2) Какие темы и идеи нашли отражение в поэзии А.Ахматовой?

IV. Слово учителя.

Предметом нашего пристального внимания сегодня будет стихотворение “Привольем пахнет дикий мед…”, написанное предположительно в 1934 году. У него нет названия. Познакомимся с ним после небольшого сообщения об истории публикации.

V. История публикации стихотворения. Выступление ученика.

Это стихотворение впервые было опубликовано в журнале “Звезда Востока” в 1966 году за № 6, а написано в 1934 г. (хотя есть еще дата 1933 г.). Пастернак Б.Л. и Мандельштам О.Э. считали его лучшим стихотворением у Ахматовой. В нем отражается кровавый ужас эпохи. Поэты во все времена попадали под внимание властей, так как не смели молчать даже в самые страшные годы для государства. В ХХ веке все осложнено тем, что к поэзии других веков обратиться нельзя, т.к. не могли поэты тех веков представить, что происходило и происходит теперь. Ахматова была среди народа, одним из народа и писала на языке, доступном для народа.

VI. Выразительное чтение стихотворения.

Справка. Наместник Рима – римский прокуратор Иудей Понтий Пилат в конце 20-х – начале 30-х годов н.э., при котором был казнен Иисус Христос.

Шотландская королева – леди Макбет, прообразом которой для Шекспира, как считала Ахматова, послужила Мария Стюарт.

(Класс записывает значимые слова.)

VII. Анализ стихотворения.

  1. Зачитайте значимые слова. (Пахнет, привольем, лучом, фиалкою… кровью.)
  2. Какие слова, на ваш взгляд составляют конфликт стихотворения? (Приволье, прекрасные запахи – кровь).
  3. В чём особенности композиции текста и интонации стихотворения? (Состоит из 2-х частей, одна противопоставлена другой; мрачным настроением пронизана 2 ч., читается быстрее; в 1 ч. – напевное, радостное чтение. Антитеза…).
  4. В чём заключаются особенности стилистического построения? (Тропы: эпитет, аллегория, сравнение… От высокого к низкому стилю…).
  5. Каковы особенности синтаксического построения? (Без рифмы, из одного предложения 2 ч., неполные предложения в 1 ч….).
  6. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резкое обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение. (Время приговорило к проклятию всех, кто проливал кровь.). (Упоминается “наместник Рима”, шотландская королева, обагрившие руки в крови… Идет речь о современном мире; “Ленинград. 1934” - евангельский мотив…)
  7. Какую функцию выполняет повтор слова “пахнет…”, какова роль эллипса?

VIII. Заключительное слово.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с Родиной. Здесь она испытала страдания и муки, особенно в годы массового террора, разделила боль с народом, голосом которого стала по праву.

Композитор Борис Тищенко, живой классик, профессор Петербургской консерватории, написал романс для голоса, скрипки и виолончели на стихи “Привольем пахнет дикий мед…” для концерта в память о жертвах терактов. Начав читать Ахматову, он увлекся её творчеством и написал ещё пять романсов. Получился цикл “Бег времени”, посвященный Екатерине Александровне Ручьевской, пережившей тот же ад, что и Анна Ахматова.

IX. Итоги.

Домашнее задание. Прочитать записи, учебники и проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой А.А.; прочитать поэму “Реквием”, выделить мотивы.