Цели урока:
- Ознакомить учащихся с условиями жизни и творчества А.А. Ахматовой в годы массового террора, её потаённого противостояния сталинщине; учить анализировать текст.
- Развивать монологическую и диалогическую речь; с помощью аналитического чтения помочь учащимся проникнуть в суть поэтического текста “Привольем пахнет дикий мед…”; способствовать развитию памяти, мышления, воображения.
- Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество А.А. Ахматовой.
Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.
Оборудование: портрет Ахматовой А.А., мультимедийное оборудование, эпиграф, книги с текстами стихотворений.
Предварительная домашняя подготовка:
- Выучить стихотворение “Привольем пахнет дикий мед…” - индивидуально;
- Сообщение “Жизнь Анны Ахматовой 1923 – 1955 годов” - группа в 2-3 человека;
- Сообщение “Творчество Анны Ахматовой 1923 – 1955 годов” - группа в 2-3 человека;
- Сбор материала о публикации стихотворения – индивидуально;
- Подготовка презентации (фотографии, портреты этого периода жизни).
Меня, как реку,
Суровая эпоха развернула,
Мне подменили жизнь…
Но если бы откуда-то взглянула
Я на свою теперешнюю жизнь,
Узнала бы я зависть наконец…А. Ахматова.
Ход урока
I. Опрос. Проверка домашнего задания.
1. Дать краткую характеристику и творческий портрет А.А. Ахматовой.
II. Вступительное слово учителя.
Кровная связь поэта с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь родины. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством (II этап) А.А. Ахматовой. Ваша задача – выслушать сообщения исследователей жизни и творчества и оформить записи.
III. Выступления учащихся.
- Жизнь Ахматовой в период 1923 – 1955 годов. (1924 г. – встреча с П. Лукницким, сбор материалов о Н. Гумилёве, 1956 г. – возвращение из лагеря Л. Гумилёва.)
- Второй период творчества. (Трагическая её биография нашла отражение в лирике. Дом Ахматовой – родина, родная земля. 1923 г. – единственное напечатанное стихотворение “Новогодняя баллада”, изъятие из литературы, исключение из Союза писателей, уничтожение книг, но… Стихи звучат на других языках, публикуются переводы и исследовательские работы… Память и смерть – основные идеи исторической эпохи.)
- Беседа с учащимися.
1) Чем отличается второй период от предыдущего по характеру событий?
2) Какие темы и идеи нашли отражение в поэзии А.Ахматовой?
IV. Слово учителя.
Предметом нашего пристального внимания сегодня будет стихотворение “Привольем пахнет дикий мед…”, написанное предположительно в 1934 году. У него нет названия. Познакомимся с ним после небольшого сообщения об истории публикации.
V. История публикации стихотворения. Выступление ученика.
Это стихотворение впервые было опубликовано в журнале “Звезда Востока” в 1966 году за № 6, а написано в 1934 г. (хотя есть еще дата 1933 г.). Пастернак Б.Л. и Мандельштам О.Э. считали его лучшим стихотворением у Ахматовой. В нем отражается кровавый ужас эпохи. Поэты во все времена попадали под внимание властей, так как не смели молчать даже в самые страшные годы для государства. В ХХ веке все осложнено тем, что к поэзии других веков обратиться нельзя, т.к. не могли поэты тех веков представить, что происходило и происходит теперь. Ахматова была среди народа, одним из народа и писала на языке, доступном для народа.
VI. Выразительное чтение стихотворения.
Справка. Наместник Рима – римский прокуратор Иудей Понтий Пилат в конце 20-х – начале 30-х годов н.э., при котором был казнен Иисус Христос.
Шотландская королева – леди Макбет, прообразом которой для Шекспира, как считала Ахматова, послужила Мария Стюарт.
(Класс записывает значимые слова.)
VII. Анализ стихотворения.
- Зачитайте значимые слова. (Пахнет, привольем, лучом, фиалкою… кровью.)
- Какие слова, на ваш взгляд составляют конфликт стихотворения? (Приволье, прекрасные запахи – кровь).
- В чём особенности композиции текста и интонации стихотворения? (Состоит из 2-х частей, одна противопоставлена другой; мрачным настроением пронизана 2 ч., читается быстрее; в 1 ч. – напевное, радостное чтение. Антитеза…).
- В чём заключаются особенности стилистического построения? (Тропы: эпитет, аллегория, сравнение… От высокого к низкому стилю…).
- Каковы особенности синтаксического построения? (Без рифмы, из одного предложения 2 ч., неполные предложения в 1 ч….).
- В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резкое обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение. (Время приговорило к проклятию всех, кто проливал кровь.). (Упоминается “наместник Рима”, шотландская королева, обагрившие руки в крови… Идет речь о современном мире; “Ленинград. 1934” - евангельский мотив…)
- Какую функцию выполняет повтор слова “пахнет…”, какова роль эллипса?
VIII. Заключительное слово.
Совсем не просты были отношения Ахматовой с Родиной. Здесь она испытала страдания и муки, особенно в годы массового террора, разделила боль с народом, голосом которого стала по праву.
Композитор Борис Тищенко, живой классик, профессор Петербургской консерватории, написал романс для голоса, скрипки и виолончели на стихи “Привольем пахнет дикий мед…” для концерта в память о жертвах терактов. Начав читать Ахматову, он увлекся её творчеством и написал ещё пять романсов. Получился цикл “Бег времени”, посвященный Екатерине Александровне Ручьевской, пережившей тот же ад, что и Анна Ахматова.
IX. Итоги.
Домашнее задание. Прочитать записи, учебники и проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой А.А.; прочитать поэму “Реквием”, выделить мотивы.