Форма проведения урока – беседа.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью Ю.О. Домбровского. Закрепить понятие “тоталитарный режим” и его основные признаки; раскрыть суть тоталитарного режима на примере истории нашей страны; выяснить причины возникновения тоталитарных режимов.
- Проанализировать роман Ю.О. Домбровского “Факультет ненужных вещей”. Охарактеризовать исторические явления, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.
- На примерах советских людей, живших в условиях тоталитарного режима, воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников, способствовать сохранению памяти о жертвах политических репрессий.
Когда спросят нас, что мы делаем,
мы ответим: мы вспоминаем.
Да, мы память человечества,
поэтому мы, в конце концов,
непременно победим;
когда-нибудь мы вспомним так много,
что выроем самую глубокую могилу в мире.
Р.Бредбери.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим с вами о страшном времени нашей страны. Ужасная действительность 1937 года без прикрас нашла отражение в романе Юрия Осиповича Домбровского “Факультет ненужных вещей”. Общество, в котором человеческая личность не нуждается в совести, жалости, любви, народных традициях – всё это становится “факультетом ненужных вещей”. Какое будущее у народа, который однажды позволил сотворить с собой такое? На этот и другие вопросы мы постараемся найти ответы у Ю.О. Домбровского.
1. Слово о жизни автора романа.
В жизни Юрия Осиповича Домбровского было несколько весьма знаменательных вех.
В 1932 году его сошлют в Алма-Ату; спустя 5 лет, в 1937 году он проведёт 7 месяцев в следственном изоляторе, в 1939 году выйдет его исторический роман “Державин”. В том же году его отправят на Колыму. С 1949–1955 годы – заключение в Тайшетском Озерлаге.
В период хрущевской оттепели будут опубликованы ещё два романа Ю.Домбровского: “Обезьяна приходит за своим черепом” (1959 г.), “Хранитель древностей” (1964 г.)
Главная книга писателя – роман “Факультет ненужных вещей” впервые будет напечатана на русском языку в Париже, в 1979 году, спустя год после трагической гибели автора (Жестоко был избит в фойе ресторана Центрального дома литераторов большой группой неизвестных. Скончался от побоев).
Публикации многих произведений, написанных людьми, прошедшими круги лагерного ада, дают основания говорить об особой “лагерной” школе, “лагерного” поколения писателей, среди которых Ю.О. Домбровский – несомненно, один из самых значительных прозаиков. Ему повезло: его не убили, как большинство людей со сходной судьбой, он сберёг своё человеческое “я”, не запятнав его ни унижением, ни предательством. Один из знавших Домбровского в лагере вспоминал, что писатель не позволял начальству “тыкать”, замечая при этом по – английски : “на “ты” обращаются только к Богу и пишут в стихах… Две области вам абсолютно неизвестные”.
2. О творчестве Ю.Домбровского.
В творчестве его есть подлинная страшная правда эпохи. Но безысходности в нём нет. История, описанная им в романе “Факультет ненужных вещей”, случилась “в лето от рождения Вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в 1937-й недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год”. Её поведал человек, знавший обо всём не понаслышке, долгие годы обречённый на “устное творчество”.
– Кто же такой Зыбин, главный герой романа?
Зыбин удивляет своей образованностью, начитанностью, интеллигентностью. “Это культура, мысль, это дух России”. (Ф. Искандер) То, что он оказался в камере. Не было экстраординарным. Удивительно другое – его не смогли сломить. Он не просто выжил, а сохранил свою личность даже тогда, когда для большинства его современников это было невозможно.
Вернувшись из лагерей, Домбровский получил неожиданный подарок. Человек, сжигавший крамольные рукописи, одну из них прочитал. От него писатель и получил свой роман с довольно странным названием “Обезьяна приходит за своим черепом”.
– Почему такое название?
Он любил такие ёмкие, афористичные, неожиданные заглавия, которые воспринимаются как символы.
Таким было и название романа Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей”. Неожиданность романа очень скоро объясняется: следователь заявляет Зыбину, что юридический факультет, который он закончил в эпоху торжества социализма, лишь факультет ненужных вещей, которыми объявлялись закон и человечность.
– Но у героя редкое жизненное предназначение. Кто он по профессии?
Историк, но не просто историк, он – хранитель, и должен остаться им или погибнуть.
– Почему он выживает?
Вольнослушатель “факультета ненужных вещей”, он обязан сохранить память не только о прошедших веках и тысячелетиях, но и о том времени, сам свидетелем которого стал.
Для тех, кто не сдался, изобрели активное следствие и многое, многое другое.
Людей набивали в камеру так, что иным не суждено было дождаться лёгкой смерти от пули: они умирали стоя, их трупы тоже стояли. И все они, не ведающие, как и зачем живут, что и зачем творят, ежечасно, ежесекундно видели ощетинившуюся шипами перчатку, которая душила змею, истекающую кровью. Юрий Домбровский в 30-е годы понимал многое из того, что большинство его современников осознало лишь спустя 10-летия.
Один из героев “Факультета ненужных вещей” – на удивление несовременный человек, для которого страсти Христовы не лживая сказка, который помнил отца своего, поэта – шестидесятника, богоборца и грешника, ездившего к Чернышевскому и повесившегося на чердаке.
– Кто же он?
Отец Андрей. Он хранил удивительную вещицу – часть письменного прибора, который представляет бюст Дон Кихота. И всё же этот Дон Кихот периода ежовщины необычен. (Зачитайте)
“Он смеялся, высовывал язык и дразнился. Он торжествовал над кем-то. И был он уже не рыцарем печального образа, а чёртом. Дьяволом, самим сатаной. Что же они,– размышлял герой романа Корнилов,– Ян Гус, Дон Кихот. Франциск Ассизский принесли в мир? А может быть, лучше бы их совсем не было? Ведь вслед за ними, их добром идут убийства, сумасшествия, за святым Франциском – инквизиция; за Гусом – гуситские войны, нищета. Одним словом, после мучеников всегда шли палачи”.
– Возможен ли иной человеческий путь? Герои “Факультета ненужных вещей” в современности видели лишь продолжение этого исторического ряда. В отличие от большинства современников, хранители знают, кто они, идущие вслед за мучениками….
В их время даже мысли становились всё более опасными. И за них росла мера наказания:
эпоха ВЧК – ссылка,
ОГПУ – срок,
НКВД – …без права переписки.
…Улыбка Дон Кихота обернулась мефистофельским оскалом… Как же это произошло?! Было ли это неизбежно?
Вольнослушатель “Факультета ненужных вещей” не отвечает на эти вопросы, которые сегодня, спустя десятилетия, после окончания работы над романом, едва ли не самые важные для нас, читателей Юрия Домбровского.
3. Библейская тема в романе Ю.Домбровского.
Роман Ю.Домбровского переносит нас в 30-е годы ХХ столетия и проводит параллель с библейским сюжетом о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Автор анализирует историческую эпоху 30-х с позиций библейской нравственности.
– Расскажите об Андрее Энестовиче Куторге.
Он инвентаризатор в музее, “бывший поп”,– как называет его Корнилов. Он написал книгу “Суд над Христом”. Пишет о жестокостях Пилата, подчеркивая, что Христа казнить Пилат всё-таки не хотел. Почему? Вот отсюда и начинается путаница. В ответ он слышит: “А что же, батюшка, в нём вы находите непонятного? Вот уж воистину никакой загадки нет. У нас, например, в нашем просвещении такими пилатами хоть пруд пруди”. Это типичный средний чиновник времен империи”.
Сталинская империя многое заимствовала из библейских времён: ещё Тиберий ввёл кары и казни за каждое оппозиционное слово. Вот один из его законов: “Критика действий императора приравнивается к оскорблению величия Римского народа”. За такие проступки казнили в первом веке нашей эры и в сталинские времена.
– А кто отправлял людей на казнь?
– Типичные средние чиновники, подобные Пилату.
– Каторга находит ещё две причины нерешительности Пилата, вынужденного судить Христа.
- Первая: “Он просто никого не хотел казнить в угоду иудеям, так как иудеи Пилата не любили”. Евангелие не рассказывает о судьбе Пилата после казни, однако историки дополняют Библию: “… кончил Пилат плохо. По одним источникам, покончил с собой при Калигуле. По другим – его казнил Нерон, по третьим – его сослали в Щвейцарию, и он там утонул в Люцернском озере”.
- Вторая причина в том, что “Христос – … очень устраивал Пилата. Два момента из учений Христа он уяснил себе вполне. Во-первых, этот бродячий проповедник не верит ни в революцию, ни в войну, ни в переворот. Нет, человек должен преодолеть себя изнутри, и тогда всё произойдёт само собой. Значит, он против бунта. Это первое, что подходит Риму.
Во-вторых, единственное, что Иисус хочет разрушить и всё время разрушает – это авторитеты. Авторитет синедриона, авторитет саддукеев и фарисеев, а, значит, и. может быть, авторитет Моиссея и храма… Значит, Риму такой разрушитель и будет необходим. А это ещё и умный разрушитель”.
Если всё это обобщить, то станет ясно, что Пилат – типичный чиновник времён величия Рима, уверенный в правильности позиций Тиберия – правителя жестокого, властного, не терпящего инокомыслия, сохраняющего авторитет тоталитарной власти в интересах Римской империи. Этим же путём идёт и Сталин.
– Определите канву сюжета.
Главный герой – Георгий Николаевич Зыбин, старший научный сотрудник музея. Он назначен начальником экспедиции музея, ведущей раскопки в окрестностях Алма – Аты. Найдено золото, которое внезапно пропадает. Зыбина обвиняют в преступной халатности. Перед арестом он видит сон, в котором ведёт разговор со Сталиным:
– Почему вы не верите своему народу? Вы же сами говорите, что у него есть, что защищать. Зачем же тогда аресты и тюрьмы?
– Чтобы построить мост, надо годы работы и несколько тысяч человек, а чтоб взорвать его, достаточно часа и десятка человек. Вот мы и добираем до этого десятка.
– Теперь у меня вопрос о себе лично. За что вы уничтожаете меня?
– За идиотскую болезнь благодушия. За то, что вы остаётесь над схваткой. А ведь сказано: “Кто не со мной, тот против меня”.
Зыбин засмеялся:
– Ого! Вы уже стали цитировать Маяковского! Раньше за вами этого не водилось. Неужели и он понадобился в игре?
– Я, дорогой мой, образованнее, чем вы думаете, – сказал гость, – это не Маяковский, а Евангелие. Зря вы испытываете меня.
– Да, да, простите, слукавил. Евангелие от Матфея, глава 12, стих 30-й.
– Ну, вот видите, когда и кем это было сказано, так, что вы здесь зря прохаживаетесь насчёт Христа… Христы изрекают и проходят, а строить –то приходиться нам… В этом всё и дело. А вы нам мешаете, вот и приходиться вас…
В этот момент Зыбин пробуждается.
Зыбин обучаясь на юридическом, усвоил, пока не доказана вина подследственного, с ним нельзя обращаться, как с преступником. Но сталинские чиновники думают иначе. Поэтому внутренний монолог Зыбина полон страшных сомнений: “… а вдруг вы правы? Тогда, значит, разум, совесть, добро, гуманность, – всё, всё, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования человечества, ровно ничего не стоит. И тогда демократия – просто глупая побасенка о гадком утёнке. Никогда, никогда этот гадёныш не станет лебедем. Тогда, чтобы спасти мир, нужны железы и огнемёты, каменные подвалы, а в них люди с браунингами”.
Подготовка к уроку (вопросы даются заранее)
“Что есть истина?” (библейская тема в романах М.А.Булгакова, Ч.Айтматова, Ю. Домбровского).
- Библия:
А) Евангелие от Матфея, гл. 15, стих 1-15; гл. 27.
Б) Евангелие от Луки, гл. 23, стих 1-25.
В) Евангелие от Иоанна, гл.18, стих 18, 29-40. - Какие истины провозглашает библейский Христос? Нагорная проповедь Иисуса Христа.
- Как относится к ним Понтий Пилат?
- Почему старейшины, фарисеи, первосвященники сочли Христа опасным?
- Почему Пилат согласился на казнь Иисуса Христа? Как объясняет его поступок Библия?
- А как ведёт себя в той же ситуации булгаковский Пилат? (Сцена допроса гл 2). Что нового внёс в неё М.Булгаков?
Домашнее задание: прочитать рассказы В.Шаламова.