Цели урока:
- Знакомство со сказкой-былью Андрея Платонова "Неизвестный цветок", со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения; с символикой в литературной сказке; закрепление представления об олицетворении.
- Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, формирование первичных навыков анализа текста художественного произведения.
- Развитие устной и письменной речи учащихся.
- Формирование умения работать в команде.
Оборудование урока:
- Звезды.
- Цветы с заданиями для команд.
- Развилка дорог.
- Иллюстрации с необычными цветами, выполненные учащимися.
- Музыкальное сопровождение.
- Освежитель воздуха.
Оформление доски:
План урока:
1. "Открытия, открытия: ".
2. "Зовущий голос неизвестной жизни".
3. "Такой же, только еще сильнее".
Смотри на каждую утреннюю зарю,
как на начало твоей жизни,
и на каждый закат солнца, как на конец ее.
Пусть каждая из этих кратких жизней
будет отмечена каким-нибудь добрым поступком,
какой-нибудь победой над собой или
приобретенным знанием.
Д. Рескин.
Ход урока
Организационный момент.
- Приветствие учителем учащихся, рассаживание по группам в форме круглого стола, создание доброжелательной, рабочей атмосферы, проверка готовности детей к работе; сообщение темы, целей урока.
Основная часть.
Слово учителя. (На доске панорама звездного неба, звучит музыка группы "SPACE" "Ballad for Space Lovers").
Пустырь. Пронизывающий ветер. Кругом одни старые серые камни и мертвая глина:
Но что это за шум?! Приближаются три космических корабля!
Зачем они прилетели? Что им здесь нужно?
А прилетели они затем, чтобы увидеть неизвестный цветок!
Но не всем открыт вход сюда. Чтобы попасть на пустырь, необходимо совершить открытие. (3 команды формируются заранее; каждая из команд готовит свое открытие).
Вы, наверное, согласитесь со мной, что совершать открытия - увлекательнейшее занятие! Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звезд, различных законов природы, новых видов растений и многого-многого другого:
Столько уже всего открыто на Земле, что, кажется, на долю современного человека совсем ничего не осталось:
Вы тоже так думаете? Неужели вы в своей жизни не делали и не делаете хотя бы маленьких открытий? Расскажите о них, пожалуйста. (Команды представляют свои открытия).
1 КОМАНДА.
"Распускающийся цветок".
Маленький, еще не распустившийся цветок очень хотел спать. Лепестки его были сжаты в плотный комочек. Но он чувствовал, что вокруг него что-то происходит. Он слышал переливчатые трели птиц, которые пели звонкими голосами веселые песни, чувствовал теплые лучи солнца и ласковый ветерок, который шептал ему что-то. Цветок еще не знал, что это такое, но ему уже не хотелось спать. Он открыл глаза и увидел высоко-высоко над собой яркое голубое небо, теплое солнышко, посылающее ему свои лучи, изумрудную травку, клейкие листочки на деревьях и густой зеленый лес невдалеке. И пока, удивленный всем увиденным, цветок любовался окружающим миром, из леса выскочил олененок и весело запрыгал на лугу. Но вот он увидел цветок и замер, восхищенный его красотой. Цветок сиял как яркая звезда и переливался всеми цветами радуги. Им восхищались все: яркое солнышко широко раскрыло глаза и любовалось прекрасным цветком, проплывавшее по небу облако остановилось посмотреть на него. Цветку стало приятно, что все любуются его красотой. Внутрь его лепестков скатилась большая, прозрачная капля росы. Он счастливо улыбнулся, еще больше расправил свои лепестки и сказал всем: "Доброе утро!".
2 КОМАНДА
"Маргаритки - жемчужины".
3 КОМАНДА
"Застывший водопад".
Учитель.
Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей.
Трудная дорога предстоит тем, кто собирается увидеть цветок.
-А как вы думаете, о каком же открытии идет речь в сказке Андрея Платонова "Неизвестный цветок"? (У каждой команды на столе лежит цветок с заданием; задание для всех команд одинаковое. Учащиеся выбирают один вариант ответа, но все варианты неверны; к правильному ответу дети должны подойти к концу урока).
Варианты ответов:
- об открытии не известного ранее вида цветка;
- об открытии способа разговаривать с цветами;
- об открытии закона выживания растений на пустыре;
- об открытии способа разводить цветы.
Учитель.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Перед вами три дороженьки, три дорожки неизведанных. (На доске развилка дорог).
"Направо пойдешь - на пустырь попадешь".
"Налево пойдешь - цветок увидишь".
"Прямо пойдешь - цель жизни обретешь"
(На развилке три цветка с разными заданиями для каждой команды, капитаны команд выбирают себе по цветку, и вся команда готовится к ответам на поставленные вопросы).
Музыкальное сопровождение. (Paul Mauriat "Memori").
Задание для 1 команды.
Какой была жизнь цветка на пустыре?
-Он скучал, - скажет один.
-Ему было трудно, - возразит другой.
-Он страдал, - уточнит третий.
А как вы ответите на поставленный вопрос? Постарайтесь, чтобы ваш ответ был максимально точным.
-Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.(Учащиеся приводят примеры из текста ).
Задание для 2 команды.
Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
Познакомьтесь с некоторыми мнениями:
-Цветку было очень важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек;
-ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
-С каким мнением согласитесь вы и почему? Докажите.
Задание для 3 команды.
-Каким был цветок, опишите его?
-Чем же цветок из сказки А. Платонова не похож на все остальные цветы?
-Как называется литературный прием, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ?
(Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы).
Учитель.
У любого цветка есть стебель, венчик, листья; любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца. Многие цветы борются за свое существование.
-А чем же цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
Если цветок:
- наделен ощущениями, которые испытывает живое создание;
- борется как настоящий герой;
- дает жизнь сильному потомству,
то что может обозначать слово "благоухание", применимое к такому созданию?
Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка.
(Команды приводят примеры из текста: запах - благоухание - тихий запах, как зовущий голос - в благоухании проходит грусть - пахнет,:дышит - зовет безмолвным голосом благоухания).
Кого же привлек запах цветка? (Зачитать).
(Команды отвечают на вопрос и получают цветы с заданиями).
Задание для 1 команды.
Почему Даша оказалась около пустыря? В каком она была настроении?
Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы грустное расположение духа Даши?
Задание для 2 команды.
Почему Даша "завидовала" письму?
А были ли в вашей жизни подобные минуты? Если сможете, расскажите о них? Кто или что помогло вам справиться с грустью?
Задание для 3 команды.
Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?
Музыкальное сопровождение. (Paul Mauriat "The Bird of Wourds").
(Команды отвечают на поставленные вопросы).
Учитель:
Дороги пройдены, пути открыты. Мы на огромном лугу. (Предлагается всем присутствующим на уроке закрыть глаза и представить себя на огромном цветущем лугу).
Музыкальное сопровождение. (Джеймс Ласт "Одинокий пастух").
Яркое, яркое солнце. Чистый и свежий воздух, поют птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. Хорошо!!! (Создается эффект запаха луговых цветов и трав при помощи освежителя воздуха.)
На лугу множество разнообразных цветов, но как же найти тот единственный?!
Задание командам.
На доске 7 иллюстраций с изображением различных цветов. Капитан команды должен взять один из рисунков и доказать, что именно этот цветок-неизвестный! (Ответы команд).
Учитель
А теперь обратимся к сказке Андрея Платонова "Неизвестный цветок" и вспомним:
-Какова же судьба цветка? Погиб ли он?
Писатель не случайно "вырастил" сына цветка в прежних, трудных условиях.
-Зачем он это сделал? Как вы думаете?
-Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось?
Итог урока.
Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать в качестве вывода к уроку? Объясните свой выбор. (Раздаются цветы с афоризмами, одинаковыми для всех команд).
"Жить - значит действовать " (А.Франс).
"Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут" (суахили).
"Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений" (Гораций).
"Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием" (Д.Рескин).
(Команды объясняют свой выбор)
Учитель
Вспомним самый первый вопрос, заданный в начале урока, в котором вы старались определить, о каком открытии хотел нам поведать писатель Платонов:
- об открытии не известного ранее вида цветка;
- об открытии способа разговаривать с цветами;
- об открытии закона выживания растений на пустыре;
- об открытии способа разводить цветы.
-Какой скрытый смысл открывается нам при прочтении сказки-были "Неизвестный цветок"?
-Что является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле?
(Любое живое существо на Земле - цветок, человек:- заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, пусть даже "безмолвный" "голос благоухания", каждый заслуживает быть понятым другим).
-Что значит "понять" другого? (Понять - значит "услышать" переживания, мысли другого, разделить его чувства, "приоткрыть" свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, "услышан").
-Как вы думаете, просто ли это? А что для этого требуется?
(Понять другого непросто. Для этого надо иметь особый склад души, надо приложить усилия, совершить поступок).
-Как вы оцените в другом человеке и в себе такое качество, как умение понять другого? (Это то, что вызывает уважение окружающих и за что можно уважать себя).
Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.
Заключительное слово учителя.
Наше путешествие закончено. Мы с вами попытались проникнуть в скрытый смысл сказки А.Платонова, понять то, что хотел донести до нас автор. И, я думаю, нам это удалось. (Оценивание работы учащихся).
Домашнее задание.
(Сочинение-миниатюра на тему: "Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов?").
Используемая литература:
- Вокруг тебя - Мир.: Книга для ученика . 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю.Выборнова, М.Р.Савова, А.М.Розов, В.В.Шишкина. - М.: Издательство МАИК "Наука" ,2001.
- Вокруг тебя - Мир. : Методические рекомендации . 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю.Выборнова, М.Р.Савова, А.М.Розов, В.В Шишкина.- М.:Издательство МАИК "Наука", 1996.