Урок литературы по басням И.А. Крылова (Технологическая карта урока)

Разделы: Литература


Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей “Басни” стр. 244 -245 Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.1 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова – 4-е издание. – М.: Мнемозина, 2001.)

Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

  • Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, с текстом басни.
  • Учимся умению анализировать текст басни, строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению басни.
  • Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.
  • См. статью ниже!

Аспекты учебной деятельности Уровень литературного развития Аргументация целесообразной учебной деятельности
низкий средний высокий
1. Методы обучения Репродуктивная деят-ть Частично-поисковый Исследовательский  
2. Вопросы Викторина по басням И.А.Крылова ( “Из каких басен эти строки?”, “Продолжи крылатые слова…”) Сообщение о баснописцах

(Эзоп, Лафонтен )

Словарная работа: аллегория (эзопов язык), мораль.

Почему эпиграфом к разделу взяты слова И.А.Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать!”?

Чем напоминает басня сказки и чем отличается от них?

Развитие читательского кругозора и элементарных навыков сопоставительного анализа.
3. Повторяем материал Басни,

с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно

Термины, развитие

речи.

Нравоучительный вывод, работа с терминами: сказка – басня.(Работаем с определением басни и составляем опорный конспект) 1-я группа – заинтересовать, дать возможность поработать с текстами, составление викторины и ее проведение в классе.

2-я группа – повторение терминов, необходимых для работы на уроке, проведение терминологической пятиминутки (в любой форме по желанию ребят)

3-я группа – сопоставительная работа, представление опорных конспектов по теме, составленных ребятами попарно, индивидуально или в группе

4. Внутрипредметные связи Навык работы с литерат. произведениями Самостоят. поиск информации Умение строить монологическое высказывание, аргументировать свои мысли. 1-я группа – формирование

Навыка работы со справочной литературой.

2-я, 3-я группы – задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи.

5. Межпредметные связи Подобрать иллюстрации по теме “Отечественная война 1812 года” Узнать имена героев войны 1812 года, найти портреты и принести на урок. История: Отечественная война 1812 года (небольшое.сообщение) 1-я группа – формирование

Навыка работы со справочной литературой.

2-я, 3-я группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи.

6. Самостоятельная работа по группам

(карточки-информаторы)

Когда, где и в какой семье родился Крылов? Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой? Каким был первый литературный опыт Крылова? В каких поступках Крылова выразилась его тяга к знаниям, искусству, к общению с людьми разных слоев? Современником каких исторических событий и великих людей был Крылов?

Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова ? (Эпиграф к теме)

1-я группа – вопросы

репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов.

2-я группа – вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов.

3-я группа – самостоятельная исследоват. деят- ть.

7. Контроль и обратная связь По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

Какие слова писателя передают возникший переполох на псарне?

Зачитайте мораль басни. В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова?

Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого ученика интересной и посильной поисковой деятельности.
8. Планируемые результаты Знать отличительные признаки басни, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения Знакомство с текстом басни “Волк на псарне”, развитие у учащихся правильного понимания смысла басни и ее морали, умения доказать текстом это понимание. Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных учеников развивать умение аргументировать свои мысли. Воспитание любви к родной литературе.
9. Фомы организации учебной деятельности Выразительное чтение (фронтальная работа, индивидуальная) Выразительное чтение по ролям (групповая работа, индивидуальная) Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе “ Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?” 1-я группа -предоставляется возможность поработать с текстом каждому ученику, попробовать свои силы.

2-я группа – развивается умение работать как индивидуально, так и в паре, в группе.

3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание чужое мнение.

10. Домашнее задание (по выбору учащихся) Выразительно прочитать басню. Подумайте, как передать при чтении лицемерие Волка, мудрость Ловчего и переполох на псарне. Чтение басни в лицах. Инсценировка. К каким другим случаям из жизни можно применить эту басню? Об одном из подобных случаев расскажи или напиши короткий рассказ. Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам. Это снимает

Негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки.