Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей “Басни” стр. 244 -245 Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.1 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова – 4-е издание. – М.: Мнемозина, 2001.)
Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):
- Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, с текстом басни.
- Учимся умению анализировать текст басни, строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению басни.
- Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.
См. статью ниже!
№ | Аспекты учебной деятельности | Уровень литературного развития | Аргументация целесообразной учебной деятельности | ||
низкий | средний | высокий | |||
1. | Методы обучения | Репродуктивная деят-ть | Частично-поисковый | Исследовательский | |
2. | Вопросы | Викторина по басням И.А.Крылова ( “Из каких басен эти строки?”, “Продолжи крылатые слова…”) | Сообщение о баснописцах (Эзоп, Лафонтен ) Словарная работа: аллегория (эзопов язык), мораль. |
Почему эпиграфом к разделу взяты слова
И.А.Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки
пощипать!”? Чем напоминает басня сказки и чем отличается от них? |
Развитие читательского кругозора и элементарных навыков сопоставительного анализа. |
3. | Повторяем материал | Басни, с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно |
Термины, развитие речи. |
Нравоучительный вывод, работа с терминами: сказка – басня.(Работаем с определением басни и составляем опорный конспект) | 1-я группа – заинтересовать, дать
возможность поработать с текстами, составление
викторины и ее проведение в классе. 2-я группа – повторение терминов, необходимых для работы на уроке, проведение терминологической пятиминутки (в любой форме по желанию ребят) 3-я группа – сопоставительная работа, представление опорных конспектов по теме, составленных ребятами попарно, индивидуально или в группе |
4. | Внутрипредметные связи | Навык работы с литерат. произведениями | Самостоят. поиск информации | Умение строить монологическое высказывание, аргументировать свои мысли. | 1-я группа – формирование Навыка работы со справочной литературой. 2-я, 3-я группы – задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи. |
5. | Межпредметные связи | Подобрать иллюстрации по теме “Отечественная война 1812 года” | Узнать имена героев войны 1812 года, найти портреты и принести на урок. | История: Отечественная война 1812 года (небольшое.сообщение) | 1-я группа – формирование Навыка работы со справочной литературой. 2-я, 3-я группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи. |
6. | Самостоятельная работа по группам (карточки-информаторы) |
Когда, где и в какой семье родился Крылов? Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой? Каким был первый литературный опыт Крылова? | В каких поступках Крылова выразилась его тяга к знаниям, искусству, к общению с людьми разных слоев? | Современником каких исторических
событий и великих людей был Крылов? Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова ? (Эпиграф к теме) |
1-я группа – вопросы репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов. 2-я группа – вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов. 3-я группа – самостоятельная исследоват. деят- ть. |
7. | Контроль и обратная связь | По каким жанровым признакам мы можем
определить, что перед нами басня? Какие слова писателя передают возникший переполох на псарне? |
Зачитайте мораль басни. В какой
ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти
слова? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи. |
Почему прав был Ловчий, не пожалев
Волка? Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову? |
Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого ученика интересной и посильной поисковой деятельности. |
8. | Планируемые результаты | Знать отличительные признаки басни, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности | Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности | Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения | Знакомство с текстом басни “Волк на псарне”, развитие у учащихся правильного понимания смысла басни и ее морали, умения доказать текстом это понимание. Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных учеников развивать умение аргументировать свои мысли. Воспитание любви к родной литературе. |
9. | Фомы организации учебной деятельности | Выразительное чтение (фронтальная работа, индивидуальная) | Выразительное чтение по ролям (групповая работа, индивидуальная) | Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе “ Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?” | 1-я группа -предоставляется возможность
поработать с текстом каждому ученику,
попробовать свои силы. 2-я группа – развивается умение работать как индивидуально, так и в паре, в группе. 3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание чужое мнение. |
10. | Домашнее задание (по выбору учащихся) | Выразительно прочитать басню. Подумайте, как передать при чтении лицемерие Волка, мудрость Ловчего и переполох на псарне. | Чтение басни в лицах. Инсценировка. | К каким другим случаям из жизни можно применить эту басню? Об одном из подобных случаев расскажи или напиши короткий рассказ. | Учащиеся сами определяют, что им
интересно, что по силам. Это снимает Негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки. |