Цели урока:
- Показать характер лирической героини как выразительницы всенародного горя и страдания;
- Как литературное произведение отразилось на дальнейшей судьбе А.Ахматовой;
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе осмысления литературного произведения, сопереживание людям, оказавшимся жертвами репрессий;
- Формирование критического осмысления учащимися отечественной истории 20 века, чувство гражданской ответственности.
Оборудование:
- портрет Ахматовой,
- поэма «Реквием».
Эпиграф к уроку:
И возмездие, и справедливость, и новая надежда.
Ю.Карякин.
Ход урока
Слово учителя.
Поэма «Реквием» - главным труд А.Ахматовой, непосредственно посвященный годам большего террора, страданиям репрессированного народа. Главная тема поэмы – тема памяти, которую олицетворяет сломленная непосильным горем мать как памятник горю всех матерей.
Представьте себе, если бы Жданов, громя Ахматову в 1946 году, знал о её «Реквиеме»?.. Пусть бы вынырнул из 1946 года в 2009 год? Что бы с ним стало? Что он мог увидеть со своей точки зрения застенка, эшафота? Что бы с ним стало!? Стоит об этом задуматься?
Ответы учащихся:
- Он увидел бы, что Ахматова не стала «винтиком», послушно исполняющей волю властей.
- Он увидел, что Ахматова высоко ценила право мыслить самостоятельно, видела свой долг в том, чтобы говорить людям правду, искала ответ на вопрос, как живется человеку, пыталась постичь природу отношений между государством и человеком.
- С точки зрения застенка, эшафота, Жданов не смог бы вынести увиденное зрелище, с ним бы случился инфаркт. Есть, есть возмездие!
Учитель:
А как А.Ахматова отнеслась бы к этому?
Ответы учащихся:
-Она не была бы потрясена: она обо всем этом знала, она на все это работала.
-А знала потому, что находилась на вершине гуманистической культуры - и русской, и мировой. Оттуда далеко видно. Есть, есть справедливость!
Учитель:
Чем является эпиграф к произведению?
Ответы учащихся:
- Увертюрой ко всему произведению. Он строго, точно, лаконично отразил творческую и гражданскую позицию автора- повторы слов подчеркивают прочность сплочения судеб народа и поэта общим для них несчастьем.
- А.Сурков пытался снять эпиграф, но Ахматова решительно отказывалась от снятия эпиграфа, ибо он является музыкальным и смысловым ключом к поэме, так как он вводит в эпическое повествование народную трагедию.
- Ахматова не столько говорит о своем личном горе, сколько о горе всей России: в каждом городе, поселке «безвинная Русь корчилась под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь».
- Наш город не стал исключением. Были осуждены, сосланы сотни пензенцев. Они были виноваты в том, что имели честь, совесть, были преданы своей стране, своему народу.
Сообщение учащегося об истории создания поэмы.
В 1964-1965 годах готовился к публикации итоговый сборник стихов «Бег времени», куда хотели поместить поэму «Реквием». Это было суровое время. Тогда арестован был роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Идеолог М.Суслов сказал, что его роман будет опубликован через 250 лет. Произошла расправа с Б.Пастернаком. «Реквием», побывав в издательстве, внушил автору слабую надежду на встречу с читателем, и только впервые эта поэма нашла своего читателя в 1988 году в 2х изданиях: в журнале «Октябрь» №3 и «Нева»№6.
Учитель:
В чем видит Ахматова поэтическую и человеческую миссию?
Ответы учащихся:
- Донести скорбь и страдания стомиллионного народа. Она становится «голосом людей в годы тотального и вынужденного молчания всех».
Учитель:
Как рисует Ахматова картину общенародного горя в «Посвящении»?
Ответы учащихся:
- «Посвящение» содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Но эта конкретность соединена с высоким обобщением. Поэтому закономерно является введение в текст образов, восходящих к отечественным «первенцам свободы» и Пушкину.
- Ахматова отсылает к пушкинским строчкам. Полярность позиций лирических героев на лицо. У Пушкина- уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между Пушкиным и декабристами. У Ахматовой лирическая героиня понимает, что её диалог останется без ответа.
Учитель:
Как Ахматова раскрывает историческую правду?
Ответы учащихся:
- Во «Вступлении» Ахматова обнажает правду на грани фантастики. И очень естественно здесь возникают гротескные образы («Улыбался только мертвый»).
- Строфа «Уводили тебя на рассвете» строится как народный плач: причитание матери по уводимому в тюрьму сыну сливается неожиданно с крестьянским плачем по покойнику. Услышанные из глубин веков крики и стоны стрелецких жёнок. Все эти голоса сливаются в общий вой, невыносимый в своём трагизме.
- Своё личное горе Ахматова выразила в строчках, корнями, уходящими в фольклор. Лирический гоголевский образ неожиданно сопрягается с трагедийной земной реальностью.
- О себе лирическая героиня пишет в третьем лице. Это не женщина, а тень. Человеку невозможно вынести такое. Масштабы трагедии заданы строками «Посвящения»:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.
- Ахматова пробует мотив страдания людей увидеть со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя является страшная ночь. Героиня пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается». Стих кончается умолчанием.
Учитель:
Как рисуется отчаянье матери?
Ответы учащихся:
- Отчаяние матери достигает апогея. Всё перепуталось в её сознании, ей слышатся «звон кадильной и слёзы куда-то в никуда». Светящаяся звезда становится роковой и «скорой гибелью грозит».
- Лирическая героиня пребывает в оцепенении. Её мысли о сыне, общее у них сейчас – белые ночи гладят в тюрьму, но приносят не свет и радость, а говорят о кресте и смерти. И в этом состоянии оцепенения на героиню обрушивается очередной удар – приговор сыну.
- Женщина на грани жизни и смерти, в полубреду пытается найти выход. Но у лирической героини нет сил жить в опустелом доме, и она зовёт смерть. Героиня готова принять любую смерть. Но смерть не приходит – приходит безумие.
- Само страдание становится окаменелым. Всё происходящее в жизни и сердце сводит с ума. И теперь смерть обретает новую форму – форму душевной болезни. На смену разуму приходят затмение, былая стойкость сменяется слабостью, речь превращается в бред, память - в беспамятство, а богатства жизни – в предельную пустоту.
Учитель:
Как решается библейская тема в поэме?
Ответы учащихся:
- Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе матери, принёсшего в мир сына – искупителя.
- Библейская тема у Ахматовой нетрадиционная: страдание распятого Христа оказываются бессмысленными. Вместе с тем перевод событий в библейский план подчеркивает святость судьбы невинно страдающих, а образ матери возвышается до образа Богоматери – заступницы людей.
Учитель:
Найдите строки, где звучит мотив заступничества?
Ответы учащихся:
- Мотив заступничества звучит в эпилоге (чтение его).
Учитель:
Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
Ответы учащихся:
- Стихи звучат как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери.
- Мужские рифмы свидетельствуют о мужестве, стойкости и не преклонности женщины, потому она достойна монумента, воплощение памяти.
- Это памятник всем жертвам произвола, самому Мужеству.
Слово учителя.
Поэма отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. Полифонизм, многоголосие, напевность позволяют воспринимать как траурное музыкальное произведение, основанное на народных плачах, оно несёт и глубокую и лирическую интонацию, что делает поэму воистину уникальным художественным явлением. Только одно это произведение позволило бы войти Ахматовой под сонм классиков отечественной словесности. Функции поэта и поэзии слиты идеей великого заступничества за людей. Это делает Ахматову национальным, народным поэтом.