Урок литературы на тему: "Тема страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой "Реквием"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Показать характер лирической героини как выразительницы всенародного горя и страдания;
  2. Как литературное произведение отразилось на дальнейшей судьбе А.Ахматовой;
  3. Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе осмысления литературного произведения, сопереживание людям, оказавшимся жертвами репрессий;
  4. Формирование критического осмысления учащимися отечественной истории 20 века, чувство гражданской ответственности.

Оборудование:

  • портрет Ахматовой,
  • поэма «Реквием».

Эпиграф к уроку:

И возмездие, и справедливость, и новая надежда.
Ю.Карякин.

Ход урока

Слово учителя.

Поэма «Реквием» - главным труд А.Ахматовой, непосредственно посвященный годам большего террора, страданиям репрессированного народа. Главная тема поэмы – тема памяти, которую олицетворяет сломленная непосильным горем мать как памятник горю всех матерей.

Представьте себе, если бы Жданов, громя Ахматову в 1946 году, знал о её «Реквиеме»?.. Пусть бы вынырнул из 1946 года в 2009 год? Что бы с ним стало? Что он мог увидеть со своей точки зрения застенка, эшафота? Что бы с ним стало!? Стоит об этом задуматься?

Ответы учащихся:

- Он увидел бы, что Ахматова не стала «винтиком», послушно исполняющей волю властей.

- Он увидел, что Ахматова высоко ценила право мыслить самостоятельно, видела свой долг в том, чтобы говорить людям правду, искала ответ на вопрос, как живется человеку, пыталась постичь природу отношений между государством и человеком.

- С точки зрения застенка, эшафота, Жданов не смог бы вынести увиденное зрелище, с ним бы случился инфаркт. Есть, есть возмездие!

Учитель:

А как А.Ахматова отнеслась бы к этому?

Ответы учащихся:

-Она не была бы потрясена: она обо всем этом знала, она на все это работала.

-А знала потому, что находилась на вершине гуманистической культуры - и русской, и мировой. Оттуда далеко видно. Есть, есть справедливость!

Учитель:

Чем является эпиграф к произведению?

Ответы учащихся:

- Увертюрой ко всему произведению. Он строго, точно, лаконично отразил творческую и гражданскую позицию автора- повторы слов подчеркивают прочность сплочения судеб народа и поэта общим для них несчастьем.

- А.Сурков пытался снять эпиграф, но Ахматова решительно отказывалась от снятия эпиграфа, ибо он является музыкальным и смысловым ключом к поэме, так как он вводит в эпическое повествование народную трагедию.

- Ахматова не столько говорит о своем личном горе, сколько о горе всей России: в каждом городе, поселке «безвинная Русь корчилась под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь».

- Наш город не стал исключением. Были осуждены, сосланы сотни пензенцев. Они были виноваты в том, что имели честь, совесть, были преданы своей стране, своему народу.

Сообщение учащегося об истории создания поэмы.

В 1964-1965 годах готовился к публикации итоговый сборник стихов «Бег времени», куда хотели поместить поэму «Реквием». Это было суровое время. Тогда арестован был роман Гроссмана «Жизнь и судьба». Идеолог М.Суслов сказал, что его роман будет опубликован через 250 лет. Произошла расправа с Б.Пастернаком. «Реквием», побывав в издательстве, внушил автору слабую надежду на встречу с читателем, и только впервые эта поэма нашла своего читателя в 1988 году в 2х изданиях: в журнале «Октябрь» №3 и «Нева»№6.

Учитель:

В чем видит Ахматова поэтическую и человеческую миссию?

Ответы учащихся:

- Донести скорбь и страдания стомиллионного народа. Она становится «голосом людей в годы тотального и вынужденного молчания всех».

Учитель:

Как рисует Ахматова картину общенародного горя в «Посвящении»?

Ответы учащихся:

- «Посвящение» содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Но эта конкретность соединена с высоким обобщением. Поэтому закономерно является введение в текст образов, восходящих к отечественным «первенцам свободы» и Пушкину.

- Ахматова отсылает к пушкинским строчкам. Полярность позиций лирических героев на лицо. У Пушкина- уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между Пушкиным и декабристами. У Ахматовой лирическая героиня понимает, что её диалог останется без ответа.

Учитель:

Как Ахматова раскрывает историческую правду?

Ответы учащихся:

- Во «Вступлении» Ахматова обнажает правду на грани фантастики. И очень естественно здесь возникают гротескные образы («Улыбался только мертвый»).

- Строфа «Уводили тебя на рассвете» строится как народный плач: причитание матери по уводимому в тюрьму сыну сливается неожиданно с крестьянским плачем по покойнику. Услышанные из глубин веков крики и стоны стрелецких жёнок. Все эти голоса сливаются в общий вой, невыносимый в своём трагизме.

- Своё личное горе Ахматова выразила в строчках, корнями, уходящими в фольклор. Лирический гоголевский образ неожиданно сопрягается с трагедийной земной реальностью.

- О себе лирическая героиня пишет в третьем лице. Это не женщина, а тень. Человеку невозможно вынести такое. Масштабы трагедии заданы строками «Посвящения»:

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.

- Ахматова пробует мотив страдания людей увидеть со стороны, но от этого они не менее трагедийны. Выражением всеобщего горя является страшная ночь. Героиня пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается». Стих кончается умолчанием.

Учитель:

Как рисуется отчаянье матери?

Ответы учащихся:

- Отчаяние матери достигает апогея. Всё перепуталось в её сознании, ей слышатся «звон кадильной и слёзы куда-то в никуда». Светящаяся звезда становится роковой и «скорой гибелью грозит».

- Лирическая героиня пребывает в оцепенении. Её мысли о сыне, общее у них сейчас – белые ночи гладят в тюрьму, но приносят не свет и радость, а говорят о кресте и смерти. И в этом состоянии оцепенения на героиню обрушивается очередной удар – приговор сыну.

- Женщина на грани жизни и смерти, в полубреду пытается найти выход. Но у лирической героини нет сил жить в опустелом доме, и она зовёт смерть. Героиня готова принять любую смерть. Но смерть не приходит – приходит безумие.

- Само страдание становится окаменелым. Всё происходящее в жизни и сердце сводит с ума. И теперь смерть обретает новую форму – форму душевной болезни. На смену разуму приходят затмение, былая стойкость сменяется слабостью, речь превращается в бред, память - в беспамятство, а богатства жизни – в предельную пустоту.

Учитель:

Как решается библейская тема в поэме?

Ответы учащихся:

- Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе матери, принёсшего в мир сына – искупителя.

- Библейская тема у Ахматовой нетрадиционная: страдание распятого Христа оказываются бессмысленными. Вместе с тем перевод событий в библейский план подчеркивает святость судьбы невинно страдающих, а образ матери возвышается до образа Богоматери – заступницы людей.

Учитель:

Найдите строки, где звучит мотив заступничества?

Ответы учащихся:

- Мотив заступничества звучит в эпилоге (чтение его).

Учитель:

Каким вы представляете себе памятник Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

Ответы учащихся:

- Стихи звучат как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери.

- Мужские рифмы свидетельствуют о мужестве, стойкости и не преклонности женщины, потому она достойна монумента, воплощение памяти.

- Это памятник всем жертвам произвола, самому Мужеству.

Слово учителя.

Поэма отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. Полифонизм, многоголосие, напевность позволяют воспринимать как траурное музыкальное произведение, основанное на народных плачах, оно несёт и глубокую и лирическую интонацию, что делает поэму воистину уникальным художественным явлением. Только одно это произведение позволило бы войти Ахматовой под сонм классиков отечественной словесности. Функции поэта и поэзии слиты идеей великого заступничества за людей. Это делает Ахматову национальным, народным поэтом.