Урок литературы в 9-м классе по теме: "Диалог о литературе XX века. Художественный мир в поэзии Василия Федорова. Восприятие, анализ, оценка стихотворения "Прощай, село!"

Разделы: Литература


Цели урока: активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся через ознакомление с художественным миром поэта Кузбасса и восприятие, анализ, оценку стихотворения “Прощай, село!” Василия Федорова.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения обучающихся анализировать и интерпретировать поэтический текст на примере стихотворения В.Федорова;
  • развивать литературоведческие навыки художественного чтения поэтического произведения;
  • способствовать формированию нравственно-патриотических убеждений через приобщение к поэзии родного края.

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: портрет поэта, выставка произведений “Послесловие к юбилею”, выставка творческих работ учащихся о жизни и творчестве поэта, выставка книг, критических материалов о творчестве поэта; музыкальный эпиграф к уроку: песня “Родительский двор” на слова В.Конькова, музыка кемеровского композитора В.Пипекина.

Методические приемы: аналитическая беседа, краткие сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть с элементами комментария; диалог о литературоведческих и смысловых особенностях поэтического произведения, обобщающие монологи-размышления учащихся о художественном мире поэта, цитирование публицистических материалов о творчестве Федорова; решение тестовых задач.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. 1. (Звучит тихая мелодия. Проекция слайда с изображением пейзажей Кузбасса. Звучит запись из воспоминаний поэта.)

Я люблю мою Россию. Люблю не только за воспоминания детства с речкой в золотых песках, с озером в кувшинках, с лугами в травах и цветах. Люблю не только за память юности с первым свиданием и первым поцелуем, но и за то, что она, добрая и требовательная, научила меня труду: научила пахать, ковать железо, управлять самолетом. Она учит меня быть ее поэтом”.

2. Сообщение темы, целей урока. Сегодня нам предстоит вести диалог о литературе ХХ века, о художественном мире поэзии Василия Федорова.

Восприятие, анализ, оценка стихотворения “Прощай, село!” потребует от вас определённых умений анализировать и интерпретировать поэтический текст; в процессе общения мы будем развивать литературоведческие навыки художественного чтения лирического произведения. Мне бы очень хотелось, чтобы приобщение к поэзии родного края способствовало формированию ваших нравственно-патриотических убеждений.

II. Аналитическая беседа. Сегодня нам предстоит почувствовать яркое своеобразие поэзии на примере творчества известного поэта Кузбасса Василия Дмитриевича Фёдорова. Обратите внимание на выставку, посвященную творческому наследию поэта. Всматриваюсь в портрет и думаю: какой поэтической силой обладал этот человек!?

Начало жизни
Где-то далеко,
Конец ее,
Быть может, недалече.
Пройти свой путь
Мне было не легко,
Рассказывать о нем-
Еще не легче.

III. Проверка индивидуального домашнего задания. Из сообщений учащихся.

1. Краткий комментарий – цитирование статьи “Отдам народу сердце” исследователя творчества, друга, поэта Валентина Волкова. Приложение 3.

2. Художественный мир и особенности поэзии В.Д.Фёдорова.

Творческий проект учащихся о жизни и творчестве В.Федорова с использованием публицистических материалов, поэтических зарисовок о родине, представление автора.

Поэзия В.Фёдорова - своеобразный, огромный мир. Произведения поэта поражают напряженностью чувства, силой, энергией. О чём бы он ни писал: о внутренних переживаниях, родине, любви или смерти,- порыв его мысли всегда безудержен и глубок.

Его лирика учит глубокому элегичному восприятию природы.

Он писал о цене успеха, о вине перед землей, о неизбежной утрате “чувства первичности”. Красота и сила – конфликт этот не раз повторился в стихах.

Мотив вины перед природой с особой интонацией звучит во многих произведениях Фёдорова: в поэме “Седьмое небо”, “Проданная Венера”, “Марьевские звезды”.

Родная Марьевка, где вырос поэт, - источник просветления. В стихотворениях о ней нет никакой отвлеченности. Справедливо поэзия оценена критиками как философская. Но и здесь встреча с родной деревней вызывает в лирическом герое не восторг, а стеснение сердца, чувство вины:

Свет - Марьевка!
Но где же радость?
Где теплота?
Где встречи сласть?
Томительная виноватость
В груди отравой разлилась.

Смирение, покаяние способствовали рождению исповедальной лирики.

В поэзии нельзя не заметить трагических мотивов.

Эстетическая позиция поэта – “соприродность”. Она-то и видна в теме любви к родному краю. Поэт хорошо знает идеалы своего поколения. Как человек, гражданин, он гордится, что принадлежит к этому поколению, но искренне страдает и негодует, когда видит подлость и трусость. Поэзия Фёдорова начинается в народных истоках.

Воспевает поэт и любовь земную, естественную, одухотворенную высоким нравственным идеалом:

Любовь мне – как блистание
Звёзды над миром зла.
Любовь мне – как призвание
На добрые дела.
Чтоб мир омылся дочиста,
Душа тревогу бьёт!
Любовь мне – как пророчество,
Зовущее вперёд.

Мотивы лирики Фёдорова всегда актуальны и современны.

3. Мотив родины в творчестве поэта. “Русь. Россия. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от весёлого всплеска волны на реках и озёрах, от рокота синих морей и океанов”,- говорил В.Федоров. В его творчестве тема родства с землей, единства с родиной занимает важное место. Строки, посвященные этой теме, являются высокими критериями добра и зла, человеческого благородства, подлинной красоты. Мы помним сокровенные слова Сергея Есенина: “Нет поэта без Родины”.

У В.Фёдорова особое видение земли: здесь звучит нечто живое, конкретное, а не отвлеченное и пустое. Любовь поэта – это пламенное чувство к своему народу с его трудной судьбой. Родина и природа в поэзии тесно связаны между собой. Вместе они создают то могучее и светлое чувство любви к родной земле, которое наполняет всю поэзию Фёдорова, все его произведения.

IV. Работа с текстами произведений.

Задание: найдите строки, передающие патриотические чувства лирического героя и отражающие авторскую позицию. / Лексика темы “родина” в поэзии В.Федорова представлена многопланово. Образ Родины выражен неким поэтическим обобщением, тематическим рядом имен существительных с элегическими эпитетами:

1. “Здравствуй, милый, кедрово-березовый край!”

2. “Свет-Марьевка!

3.

“Кому из нас в краю родном
Покинутый не снился дом…”

4.

Первой малиновой утренней блесткой,
Речкой в ольшаннике, белой березкой,
Родина, ты начиналась во мне... “/

V. Восприятие, анализ, оценка стихотворения “Прощай, село!”. В его поэзии отразился целый мир. Неповторимым и всеобъемлющим образом предстаёт в поэзии В.Фёдорова его родная Марьевка.

1. Из истории создания стихотворения. Начав свой литературный путь, Фёдоров обращается к воспоминаниям о своём прошлом, о тяжелых тридцатых годах, когда он вместе с другими земляками был призван из родной и милой сердцу Марьевки в город. Уезжая на поиски лучшей жизни в город, поэт чувствовал, что пришло время сказать: “Прощай, село!” Оно было написано на основе воспоминаний о селе в 1942 году.

“Ярко освещенная эстрада, и в центре ее — высокий, красивый в своем строгом черном костюме и светлом галстуке, седоволосый Федоров, вчерашний колхозник из сибирской деревни Марьевки, вчерашний рабочий военного завода, вчерашний студент Литературного института им. Горького, а ныне превозмогший все несовершенство быта и образования известный поэт всея Руси”. (Валентин Волков “Отдам народу сердце”)

2. Выразительное чтение стихотворения “Прощай, село!” наизусть. Приложение 1.

3. Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение? / В.Фёдоров. 1942 г./
  2. Какие жизненные события легли в его основу? Центральная тема стихотворения. Многоплановость. / Стихотворение посвящено теме, раскрывающей любовь поэта к Родине/
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная). / Философская лирика. Элегия/
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. / Образ Родины выражен неким поэтическим обобщением, тематическим рядом имен существительных с элегическими эпитетами: “село; я сын твоих полей; мне мил простор; зелёных пашен; твоих лесов; мест прославленных; мою страну; твоё немеркнущее имя; марьевский и поступью, и родом”./
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя. Интонация грусти, печали навеяно прощанием с родными местами, которые так дороги и памятны. Нежное чувство любви к милому уголку земли. / / Интонация грусти сменяется на утверждающую и торжественную мелодику стиха. Живительный заряд несёт в себе ёмкое патриотическое звучание последних строк./
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. / Стихотворение можно разделить на 5 смысловых частей:
    1. Мотив прощания с селом.
    2. Воспоминания о детстве.
    3. Прославление родной земли.
    4. Память прошлого и настоящего.
    5. Людская память как благодарность поэту./

Элементы материальной и духовной жизни представлены в образах:

Село, люди, время, года, имя, страну, в твоих чертах, в груди…

Лейтмотив произведения помогают раскрыть сквозные образы: “простор зеленых пашен; прощальный час судьбы; история страны, прославленная людьми; немеркнущее имя Родины…”/ В каждой из строк – неповторимость чувства, полнота и истинная поэтичность переживаний лирического героя. Как источник и основа выступают изобразительные детали и художественные зарисовки, столь сильные у Фёдорова. Так появляются контрастные словесные образы:

В прощальный час торжественно налей…

Суровый признак… невянущая свежесть

Прощай….. я счастья не отдам

Прославленных другими….он – марьевский

Интересно отметить ряд ассоциаций: зеленых пашен” – хлебное поле как символ родины, жизни; “дикий хмель” - очарованность красотой и просторами родных мест; “суровый признак” - климат Кузбасса; “лесов невянущая свежесть”- символ вечной памяти; “немеркнущее имя” - слава, традиции, история родной страны.

8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя.

/ Употребление традиционных поэтизмов с элегическими эпитетами: Прощальный час, зелёных пашен, немеркнущее имя…

9. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.).

Произведение лирично и выразительно. Употребление метафоричных сочетаний придают эмоциональность и возвышенность стихотворению: “ Я сын твоих полей… В моей груди всё время будет цвесть… Но никому я счастья не отдам… Нести твоё немеркнущее имя… Он - марьевский и поступью, и родом.

Особую смысловую нагрузку несут олицетворения: “Прощай, село!”, “Промчится время…”, ”дикий хмель”.

Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. / Автор использует диалог, подчеркивающий принадлежность народу/.

Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

/ Некую торжественность придают образу восклицания и риторические вопросы/. Мелодичность строк подчеркивается формой ямба. Всё произведение динамично.

Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.

Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. “Он свои стихи пишет весело, хотя темы иногда и мрачные. Вы точно уловили его марьевское настроение. Именно “пропитываю красками опустошенные глаза”. А вот мне там жить, в Марьевке, грустно и непривычно. Душа моя кричит о моей Успенке, которая как раз на половине пути к Марьевке. И все лето идет между нами разлад из-за моих стремлений с Назаркиной горы в Успенку”, - пишет Волков. В каждой из строк предстаёт образ нашего края – Кузбасса, его величие и красота. В одной из статей было написано: “Чувство Родины воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке…”

VI. Обобщение материала. Общечеловеческая значимость творчества В.Фёдорова. Каждое произведение поэта стало событием в поэзии ХХ века. Мастерство В.Фёдорова свидетельствует о его неисчерпаемом роднике высокой нравственной силы. Вбирая все сложности тревожного времени, мы открываем для себя силу его поэтического слова. Борьба за счастье и красоту продолжается, и популярность поэзии Василия Дмитриевича Фёдорова – это уже её завоевание.

VII. Чтение наизусть стихотворения В.Анохина, которое стало поэтическим памятником кузбасскому поэту В.Фёдорову. Приложение 2.

VIII. Контроль за восприятием материала урока. Тест по лирике В.Фёдорова.

1. Какой награды был удостоен В.Фёдоров за лирическую поэзию?

а) Ленинская премия в области литературы;

б) Нобелевская премия;
в) Международная премия;
г) Ленинского комсомола.

2. Какие мотивы преобладают в лирике поэта?

а) Мотив любви;
б) христианские мотивы;
в) патриотические;
г) поэта и поэзии.

3. Назовите черты, характерные стихотворению “Прощай, село!”

а) Публицистичность, идеологическая направленность;
б) множество ассоциативных рядов символических образов;
в) пафосность, гражданственность;
г) музыкальность, напевность.

4. Какие произведения принадлежат перу Фёдорова?

а) “Белая роща”; “Первые слёзы”, “Судный день”;
б) “Облако в штанах”, “Левый марш”;
в) “Письмо матери”, “Анна Снегина”;
г) “Мужество”, “Клятва”.

5. Назовите место рождения поэта:

а) Марьевка,
б) Кемерово,
в) Москва,
г) Иркутск.

6. Начало одного из мальчишеских стихотворений В.Фёдорова:

“На дикой поляне росла одиноко берёза с кудрявой главой…” написано под воздействием строк одного из русских поэтов.

Назовите его имя и строки стих-я.

а) А.С.Пушкин “Зимнее утро”,
б) С.Есенин “Берёза”,
в) М.Лермонтов “На севере диком…”,
г) И.Северянин “Весна”.

7. Какой художественный приём использован в строках?

а) антитеза,
б) метафора,
в) гипербола,
г) градация.

8. Восстановите пропущенные слова в строчках:

а) Думал, жизнь переиначится,
б) Я гляжу на родные места:

a) Зашумит рекой в разлив. б) Лейся, лейся в меня красота!
И тоскуется, и плачется
На есенинский мотив.
в) Как в раме г) А мне раздумье не даёт покоя
Мчимся ль по булыжнику, И душу жжёт до непонятных слёз-
Плывём ли в хлябях колеи. Да,- Родина ! Нет, это ведь такое,
Показывают передвижники Что ближе детства, краше всех берёз.
Пейзажи русские свои

9. Какие слова относятся к творчеству В.Фёдорова?

а) “Он был и остаётся крупнейшим поэтом современности, выдающимся мастером стиха, который своим творчеством щедро обогатил великое наследие русской классической поэзии”. (Юрий Прокушев. “Дыхание правды, дыхание времени”. Ж//Молодая гвардия. 1994, № 2, стр.252-267)
б) “ … В стихах, в песнях он хочет отразить нашу ширь…” (К.Зелинский. “Стихи магнитогорского поэта”. Ж// Литературный критик. 1934, №”, стр.189- 191)

10. Какие статьи посвящены творчеству В.Фёдорова?

а) Валентин Сорокин. “Суд на Веге”. б) А.Тарасенко. “Среди стихов”.
в) В.Волков. “Отдам народу сердце”. г) И.Поступальский. “Сердце человечье”.

IX. Подведение итогов урока. Оценки.

Домашнее задание. Учащиеся получают творческое задание: проанализировать любое понравившееся, но не прозвучавшее на уроке стихотворение.