2 часа – спаренные уроки
Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.
Задачи:
- Обучающие – формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
- Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.
- Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.
Оборудование: текст повести И.С. Тургенева “Ася”, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.
Ход урока
К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.
I. Оргмомент.
Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
И.С. Тургенев “Ася”.
История семьи Гагиных. Психологизм повести.
Н.Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.
Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?
Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.
Учитель: Предложите свои варианты темы.
Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):
История первой любви.
История Аси и Н.Н.
Прекрасные мгновенья.
Воспоминания о первой любви.
Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.
II. Погружение в атмосферу повести.
Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.
1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?
(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П.И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)
Вопросы:
Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл.XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)
- Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?
- Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)
- Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)
- Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.)
III. “Что за хамелеон эта девушка!”
Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?
- Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, …)
- Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX – Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)
- Назовите черты сходства. (“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша!”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)
- Перечислите “странности” Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)
Главы | “Странности” | Причины |
II | Было что-то свое, особенное. Дичилась. Ни одно мгновение не сидела смирно. |
Гл. VIII. История семьи Гагиных. Осознает двойственность своего положения. Искренна, не умеет лукавить. Естественна. Она вся – чувства и эмоции. |
IV | Поливает цветы на развалине. Как коза лазит. Самое изменчивое лицо. Страсть знакомиться с людьми круга “низшего”. |
|
V | Показалась совершенно русской
девушкой. Что за хамелеон эта девушка! |
|
VI | Полузагадочное существо. |
- Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала.”)
- Гл.VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася – дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
- Почему Гагины уехали за границу?
- Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)
IV. Композиция и сюжет повести.
Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.
Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?
В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:
Композиция | Сюжет |
I Воспоминания Н.Н. | |
II Знакомство с Гагиными. | Завязка |
III – VII Продолжение знакомства. “Странности” Аси | Развитие событий |
VIII История семьи Гагиных | |
IX – XV Любовь | |
XVIСвидание и объяснение | Кульминация |
XVII – XX Переживания героя. Ночь после объяснения. | |
XXI Утро после свидания. Уехали! | |
XXII Воспоминания Н.Н. |
Кольцевая композиция
- Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)
- Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”)
На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.
V. Главный герой повести – Н.Н.
Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.
- Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин – зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в “светскости”.)
- Кто же он – главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)
25 лет | 45 лет |
Был молод. Меня занимали исключительно люди. Искал уединения. Был поражен в сердце молодой вдовой. Романтик в душе. “Сестра ли она ему?” крылья любви. Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Не решился признаться. “Завтра буду счастлив!” Будущее казалось беспредельным. |
Молодость ест пряники
золоченые… О, я безумец! Я не сказал ей, что я ее люблю. Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда! Храню цветок гераниума… |
Боязнь ответственности. | Светлые воспоминания. |
Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня…” XX гл.)
Назовите тему урока.
VI. Рефлексия.
Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье “было так возможно”, но…
Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на “Временах года” П.И. Чайковского. Приложение 2)
VII. Список литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. – М.: Баласс, 2004.
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии “Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002”. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
- Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. – М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
- Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
- Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999.
- Слинько А.А. Русская литература XIX века (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский): книга для учителя. – Воронеж: “Родная речь”, 1995.
- Тургенев И.С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М.Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.