Цели урока:
1) обеспечить усвоение знаний по теме урока через знакомство с любовной лирикой А.С.Пушкина,
2) используя элементы технологии развития критического мышления, элементы проектно-исследовательской технологии, формировать умения и навыки по предмету, развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные компетенции,
3) воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.
Ход урока
В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил…
Ж.-Б. Мольер
1. Стадия “вызова”. (Презентация)
Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь? (Слайды 3-7)
Какой она может быть?
Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье?
Давайте “соберём” “корзину идей”. (Каждый ученик в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме). Обменяйтесь информацией в парах и представьте общее суждение.
Систематизируем наши суждения, составив кластер.
Сегодня на уроке, прочитав стихотворения А.С.Пушкина, мы попытаемся понять, как понимал любовь наш великий поэт, какую роль играла любовь в его жизни? (Слайды 8-10)
2. Стадия “осмысления”.
Что мы знаем об адресатах любовной лирики поэта?
Выступления учащихся с результатами групповых домашних заданий. (Ученики, разделившись на 4 группы, готовили сообщения об одной из женщин, которым поэт посвящал свои стихи: М.Раевской, Е.Воронцовой, А.Керн, Н.Гончаровой). По мере выступлений групп учащиеся делают записи в тетрадях. (Cлайды 11-16)
Почему поэт называет женщин “души моей царицы”? Можно ли по этим словам судить о роли женщин в его жизни?
“Перелистаем” страницы любовной лирики и найдём ответы на эти вопросы.
Работаем по группам. Каждая группа работает над одним стихотворением, выводы оформляет в виде таблицы. После небольшого исследования получаем мини-проект и презентуем его.
Задания для каждой группы.
Название стихотворения |
Адресат | Каков образ любимой? Как поэт его создаёт? (Ключевые слова, средства выразительности) |
Каков образ лирического героя? Каковы его чувства? |
Как поэт понимает любовь? |
К*** “Я вас любил” “Сожжённое письмо” “Моя Мадонна” “На холмах Грузии” |
А.Керн М.Раевская Е.Воронцова Н.Гончарова ? |
Ученики работают в группах, анализируют стихотворения. Далее следуют выступления групп. По ходу выступления выводы записываются учениками в тетрадь. (Слайды 17-23)
После чего делаем один общий вывод. (Слайд 24)
3. Стадия “рефлексии”. (Слайд 26)
Что нового внесла в наше понимание любви лирика А.Пушкина?
(Оформите свои мысли в виде небольшого эссе или предложения).
4. Домашнее задание. Выучите наизусть понравившееся стихотворение.