Задачи урока:
Познавательная: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания о биографии и творчестве Г. Державина.
Развивающая: развивать речь путём овладения учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка поэзии XVIII века; развивать мышление путём обучения анализу, сравнению, выделению главного.
Воспитательная: воспитывать гуманные отношения на уроке, аккуратность, добросовестность и ответственность при выполнении заданий, воспитывать интерес к исследовательской работе.
Ход урока.
Проверка домашнего задания по творчеству М. В. Ломоносова
- Прочитать план оды Ломоносова “На день восшествия на Всероссийский престол… императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”
- Доказать, что ода по содержанию и форме — классицистическая.
- Выразить своё отношение к высказыванию Ломоносова: “Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют” — используя известные вам факты биографии учёного и писателя.
Работа по биографии писателя
Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока:
Гаврила Романович Державин (1743-1816)
Я в дверях вечности стою
Державин
Ум и сердце человечье
Были гением моим
Державин
- Ученикам предлагается рассмотреть портрет Г. Р. Державина и поразмышлять над заданием Выскажите предположение, какой человек изображён на картине, чем, по-вашему, он заслужил такой портрет. (Заслушиваются ответы учеников. Ответы не комментируются)
- Работа с учебником или другой биографической литературой (Ходасевич. Державин)
- Прочитать по учебнику биографическую статью о Державине, устно ответить на вопросы (по вариантам):
- Где родился поэт. Что известно о его семье?
- Где учился? (У церковных дьячков, в оренбургской немецкой школе, в казанской гимназии)
- Когда начал писать стихи? (с 1762г. , солдатом Преображенского полка; первая книжка - 1776г.)
- Что вам известно о гражданской службе поэта?
- Откуда он был уволен за слишком “ревностную службу”? (Министр юстиции)
- Считается, что Державин совершил настоящий “бунт” в царстве жанров. В чём состоял этот “бунт”?
(Учитель комментирует и дополняет ответы учеников по биографическим источникам, если этого не делают подготовленные ученики. В результате этой беседы должен сложиться образ человека, беззаветно преданного своему отечеству, делу, которому служил.)
Анализ стихотворений Державина
(Предварительно даётся опережающее домашнее задание: найти и прочитать стихотворения Державина. Работа на данном этапе организуется следующим образом: анализ стихотворений идёт по вариантам, но карточку-план анализа получает каждый ученик на варианте. Таким образом организуется исследовательская работа каждого ученика. Это даст возможность выслушать и оценить большее количество учеников.)
Анализируются следующие стихотворения Державина (см. карточки в Приложениях):
- На смерть князя Мещерского (1779)
- Властителям и судиям (1780)
- Фелица (1783)
- Водопад (1791-1794)
- Памятник (1795)
- Евгению. Жизнь Званская (1807)
(На самостоятельную работу по карточкам можно выделить 15 минут урока — на усмотрение учителя.)
После заслушивания ответов ученикам, предлагается вопрос:
Докажите или опровергните слова Державина, вынесенные в эпиграф урока.
Значение творчества Державина в русской литературе XVIII века
Выразите своё мнение, отношение к высказыванию Пушкина о творчестве Державина:
“Что ж в нём: мысли, картины и движения истинно поэтические; читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника…Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нём…”
Домашнее задание
- “Что мы знаем об нём” — Слово о Державине.
- Прочитать комедию Фонвизина “Недоросль”.
Подведение итогов урока
Учитель возвращает учеников к портрету Державина и задаёт вопрос: “Что изменилось в вашем восприятии этого человека и поэта?”
Отметки выставляются и комментируются учителем в течение всего урока.