Уроки развития речи занимают одно из самых важных мест в системе преподавания литературы в 9-м классе. Подготовка к сочинению-анализу эпизода – наиболее сложный вид работы, так как ученики впервые пишут сочинение данного жанра. Поэтому необходимо, чтобы урок прошел ярко, наглядно, познавательно, целенаправленно.
Цели урока:
- Обучающие – ученикам необходимо усвоить структуру плана-анализа эпизода и систематизировать материал к сочинению;
- Развивающие – урок литературы должен способствовать развитию монологической речи учеников, умения высказывать собственную точку зрения, работы с текстом; общению в группе, творческому воображению;
- Воспитывающие – урок предполагает воспитание эстетического чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения, музыки, артистической игры.
Оборудование и материалы к уроку:
- Магнитофон, запись вальсов Штрауса.
- Оформление доски:
– эпиграф (“Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей созвать!”)
– схема – эпизод; схема: конфликт Чацкого с гостями бала; композиция, значение эпизода. - Листы – заготовки для каждого ученика.
- Бальные костюмы учеников.
ХОД УРОКА
Звучит вальс Штрауса. На фоне медленной музыки учитель читает стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.
Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..
О, балов час блестящий, –
Как незаметен твой приход
Среди природы спящей!
Как здесь, в безлюдной тишине,
В светлице безмятежной,
Ты прозвучал протяжно мне,
Беззывно, безнадежно!
* * *
И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!
* * *
... Всем женским склонностям покорна я вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!
Под музыку в класс входят несколько пар в бальных костюмах, становятся кругом, одна пара танцует вальс.
Слово учителя.
Сегодня мы приглашены с вами на бал в доме Фамусова, на котором один из гостей скажет:
Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!
Наша первая с вами задача – понять, почему с такой иронией были произнесены эти слова, что произошло на балу. Анализируя эпизод комедии Грибоедова, вспомним, как такого вида работу выполняли на уроках, соберем материал для сочинения – анализа эпизода, с жанром которого мы впервые с вами будем работать.
Беседа с классом о плане урока. На доске написано слово эпизод.
На какие вопросы нам нужно будет ответить при анализе эпизода?
В результате ответов на доске возникает схема.
Постараемся ответить на вопросы, поставленные вами для анализа эпизода. Каково же место эпизода “Бал в доме Фамусова” в комедии Грибоедова?
Ученики: – Кульминация произведения в развитии конфликта.
Учитель: – Докажите на развитии сюжетной линии, что это кульминация произведения и на развитии основной мысли произведения.
Ученик: – По сюжету комедии и развитии любовной истории Чацкий на балу хочет узнать, кого любит Софья.
Ученик: – Чацкий на балу узнает, что Софья любит Молчалина.
Развитие конфликта между Чацким и фамусовским обществом также достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.
Запись на выданных листах вывода.
Учитель: – Вспомним, как начинался конфликт Чацкого с фамусовским обществом, по каким вопросам разошлись Чацкий и Фамусов?
Ученик: – Служба, чинопочитание, времяпрепровождение, отношение к иностранщине, к крепостным, к учению.
Проведем словесную дуэль, вспомним цитаты из речей Чацкого и Фамусова по перечисленным темам.
Учитель: – Конфликт завязался. Какое же он будет иметь продолжение?
Звучит музыка. Мы снова в гостиной Фамусова. Инсценирование явлений 5, 6, 7, 8, 10.
Учитель: – Мы посмотрели не весь эпизод бала, а только одну его часть, первую. Как ее озаглавить? Работаем над композицией, делаем записи на листах.
Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями бала.
Учитель: – Сколько будет еще частей в эпизоде?
Ученики: – Еще 2 части.
2) Слух о сумасшествии.
3) Приговор.
Учитель: – Проанализируем I часть: Чацкий и гости, это начало бала. Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние?
Ученик: – Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, и пытается выяснить, кто его соперник. Раздражен из-за разговора с Фамусовым. И это раздражение усиливается при встрече с гостями.
Учитель: – Понаблюдаем развитие конфликта между Чацким и гостями и отметим художественные приемы комедии, помогающие изобразить данный конфликт. Какие вы знаете приемы смешного?
Ученик:
1) ирония – скрытая насмешка;
2) сатира – высмеивание человеческих пороков;
3) юмор;
4) гротеск – сочетание в фантастической форме уродливого и смешного;
5) сарказм – едкая насмешка с обличительным смыслом.
Учитель после ответов открывает доску с записями.
Учитель: – Какие из названных приемов использованы в комедии Грибоедова?
Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.
Учитель: – Распределимся на 4 группы и проанализируем, в чем выразился конфликт между Чацким и гостями в первой части. Для этого мы должны заполнить таблицу на листке цитатами и определить, какой художественный прием использует Грибоедов в каждой сцене. (Ученики работают по группам и заполняют следующую таблицу на листе.)
Гости бала. Конфликт. Приемы
Чацкий | Горичи | |
“А кто любезный друг велит тебе быть праздным? В полк эскадрон дадут”. | Ирония | “Платон Михайлович здоровьем очень
слаб”. “Теперь, брат, я не тот”. |
Тугоуховские |
||
Чацкий представлен как жених, но небогатый. | Ирония | – Богат ? – О, нет. – Князь, князь, назад. |
Хрюмины |
||
“Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?”. | Сатира | – На ком жениться мне ? – В чужих краях на ком ?.. Там женятся … с искусницами модных лавок. |
Хлестова |
||
“Не поздоровится от эдаких похвал”. | Сарказм | “… мне и сестре Прасковье двоих арапченков на ярмарке достал… дай бог ему здоровья”. |
Ученики защищают свои работы перед классом, вместе делаем вывод по I ч.: Чацкий, взволнованный отказом Софьи, искренне возмущается лицемерием, рабским подражанием иностранному, стремлением к богатству и чинам, жестокому крепостничеству. Тем самым конфликт между главным героем и фамусовским обществом обостряется, автор подчеркивает это в умении сатирических приемов.
Звучит музыка бала.
И мы снова в гостиной Фамусова.
Инсценирование явлений 14-21 действия 3.
Вы посмотрели 2 и 3 ч. эпизода бала.
Учитель: – Почему Софья распространяет слух о сумасшествии Чацкого?
Ученик: – Софья мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине.
Учитель: – Почему слух распространяется так быстро? Как это характеризует фамусовское общество?
Ученик: – Для светского общества привычна ситуация распространения слухов.
Учитель: – Какой приговор выносит фамусовское общество Чацкому?
Ученик: – Чацкого объявляют сумасшедшим и объясняют причины сумасшествия: “Ученость — вот причина”.
Учитель: – Мы на уроке посмотрели, послушали проанализировали эпизод “Бал в доме Фамусова”. Воспроизведите план нашей работы на обратной стороне листа в месте – основная часть сочинения.
Ученики работают над составлением плана, в результате на обратной стороне:
I ч. Вступление
II ч. Основная часть
- Место эпизода бала в идейном и композиционном содержании комедии
- Что предшествует эпизоду? (Начавшийся конфликт между Чацким и Фамусовым)
- Композиция эпизода
- Гости. Конфликт Чацкого с московским обществом
- Сатирические приемы в изображении гостей
- Значение слуха о сумасшествии
- Смысл приговора
III ч. Заключение
Учитель: – Мы составили план основной части нашего сочинения “Анализ эпизода”, но две части остались еще не заполненными: вступление и заключение. Подумаем, о чем можно написать во вступлении. Ваши версии.
Ученики: –
1) Время создания комедии, появление людей нового типа, стремящихся изменить общество.
2) Современность звучания комедии и ее проблем.
3) Вечная проблема отцов и детей.
Учитель: – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает тему вступления и разрабатывает ее на листе.
Обсуждение работы учеников.
Учитель: – Какой мыслью мы должны закончить свое сочинение?
Ученик: – Каким Чацкий выходит из этого конфликта: победителем или побежденным?
Учитель: – Как вы ответите на этот вопрос?
Ученик: – Сравнение мнений А.С. Пушкина и И.А. Гончарова о значении образа Чацкого. Высказываем свое мнение.
Учитель: – Мы составили с вами подробный план сочинения “Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. Выскажитесь, понятна ли вам работа над сочинением такого жанра и что дал вам наш урок.
Звучит музыка. Ученики танцуют вальс.