Урок литературы в 9-м классе по теме: "Капитанская дочка" - послание А.С. Пушкина потомкам"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Выяснить, как учащиеся поняли роман
  2. Способствовать развитию навыков интерпретации
  3. Развивать навыки аргументированного устного выступления, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.

Оборудование: иллюстрации к повести “Капитанская дочка”. Альбом “А.С. Пушкин”, 8 класс.

Урок проводится в форме семинарского занятия, получившего в литературе название “Конференция однородных групп”. Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Во время занятий школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, готовить за короткое время выступления, выступать коротко, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.

Форма проведения очень проста. До занятия класс делится на пять групп, состав малой группы до пяти человек, выбирается руководитель малой группы, секретарь, который будет следить за временем выступления. Все эти роли распределяются до начала урока, так же и вопросы к семинару ребята получают заранее.

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, согласитесь, что в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.

Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.

Что сказал писатель всем людям? Что сказал он мне?

Пусть анализ и оценка сольются в самостоятельное суждение, то есть интерпретацию. Для этого мы работаем в малых группах, вы сидите все вместе, лицом друг к другу, уже готовы к сотрудничеству.

В тетрадях запишем тему урока и эпиграф, принадлежащий Н. В. Гоголю: “В “Капитанской дочке” все не только самая правда, но еще как бы лучше ее”.

Каждая группа работала над одним из образов романа Пушкина. Это было задание на дом.

А сегодня на уроке мы готовимся к домашнему сочинению, я советую вам делать записи по ходу выступлений.

Мир, дом, покой – пожалуй, это все, к чему стремятся самые близкие Пушкину герои. Простое счастье простого человека, но путь к нему непрост, а порой трагичен, то не виден в непогоду, то залит кровью.

Петр Андреевич Гринев. Как вы понимаете его образ, каков он, что этим образом хотел нам сказать автор? (Отвечают несколько человек из 1-ой группы).

Слово учителя. Гремят стихии, а люди малы. Остаться человеком, сохранить верность любви и память о близких, не ожесточиться, не сломаться, не потерять свою дорогу – это, может быть, главная задача в жизни.

Давайте вспомним образ Маши Мироновой. Как вы его понимаете? Что нам хотел сказать Пушкин? (Отвечают 2-3 человека).

Учитель. Пушкин открыл события шестидесятилетней давности, как Колумб открыл Америку. Пугачевский бунт обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной Николаю I, А. С. Пушкин написал: “Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало”.

Каким мы видим Пугачева в романе? Что нам хотел этим образом сказать поэт? (Отвечают ребята, 3-4 человека).

Учитель. Но “Капитанская дочка” - роман, а не историческое исследование. История в “Капитанской дочке” - это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей страны, народа. Как человеку сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью? Каким вы видите Швабрина? Что нам хотел сказать этим образом автор? (Отвечают 3-4 человека).

Учитель. А теперь еще одна загадка романа, которую нам предстоит разрешить. Почему Пушкин использует свой излюбленный прием: передает повествование рассказчику, а не ведет его сам? А пропущенная глава? Почему он не включил ее в окончательную редакцию? (Отвечает последняя подгруппа, 4-5 человек).

Ребята! Вы рассуждали замечательно, а теперь каждый должен сформулировать вопрос, который он хотел бы задать малой группе, члены которой выступали. Теперь задаем вопросы каждой группе.

Выслушав вопрос, малая группа думает не более тридцати секунд. После этого должен последовать ответ. (В тот момент, пока идет работа над обдумыванием ответа, на доске секретарь должен в колонку “вопрос” поставить оценку вопроса, который прозвучал).

(На этапе “огонь по малой группе” класс оживляется, всем становится интересно работать, даже если тема семинарского занятия не вызывала до этого интереса).

Учитель. Вы задавали отличные вопросы, которые приведут нас к более глубокому пониманию материала, а со стороны отвечающих и к более эффективному принятию его.

Теперь работаем в группе и ответечаем на вопросы письменно. “Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Может быть, результатом вашей работы станет эссе, а может идеи, суждения, тезисы, схема. (Дети работают в подгруппах).

Давайте озвучим то, что у вас получилось. (Ребята озвучивают небольшие сочинения).

Учитель. Теперь, я думаю, вам будет легче написать дома сочинение, вы ведь так замечательно работали на уроке.

А сейчас послушаем секретаря, которая подведет итоги работе “огонь по малым группам”. Оценки за работу в группе поставит руководитель, а группа поставит ему.

Наш урок окончен, спасибо всем за работу на уроке, ведь мы с вами еще раз убедились в правоте Гоголя, который сказал: “В “Капитанской дочке” все не только самая правда, но еще как бы лучше ее”. Каждый услышал то, что сказал ему Александр Сергеевич Пушкин, и это было очень ценно и интересно.