Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Онегин – страдающий эгоист"

Разделы: Литература


Цели урока:

1) уметь думать над текстом (читать, воспринимать, интерпретировать произведение);

2) развивать навыки самостоятельного исследования образов главных героев;

3) способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.

Оформление урока: портреты А.С. Пушкина, иллюстрации с изображением главных героев, отдельных эпизодов романа.

Эпиграф к уроку:

“И жить торопится, и чувствовать спешит!”. К.Вяземский

Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”. Байрон

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Изучая роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, немыслимо не остановится на анализе основного образа – Онегине. Предыдущие уроки были посвящены комментированному чтению романа, которое помогло вам, ребята, осознать последовательность событий в романе, развитие сюжета, а также понять значение лирических отступлений автора.

Мы будем проводить анализ методом беседы, все время обращаясь к тексту романа с целью добиться более глубокого его понимания. Задача наша – собранный материал для анализа привести в систему, пополнить новыми наблюдениями и сделать обобщающие выводы. Поэтому тема урока такова: Онегин – “страдающий эгоист”. Эпиграфом к уроку – служат эпиграфы к 1 и 8 главам, которые я решила соединить, потому как слова Байрона, в которых чувствуется усмешливая ирония судьбы, перекликаются со строчками Вяземского: “И жить торопится, и чувствовать спешит”. (Напомню, что эпиграф к 1 главе был выбран Пушкиным после окончания 8 главы.) ведь именно здесь – новое состояние Онегина, который осознал, что значит жить, что значит чувствовать.

Краткое повторение (фронтальный опрос)

1. Период детства и юности Онегина.

а) В какой среде (социальной) родился и вырос Онегин?

б) Что мы знаем о его отце?

в) Как шло воспитание и образование Онегина?

Было ли это воспитание исключительным или обычным явлением в дворянской семье?

(Уч. Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство, воспитание французами прошли в полном отрыве от всего русского. Такое воспитание было характерным для огромного большинства столичных дворян.)

2. Светская жизнь Онегина до его отъезда в деревню.

а) Когда настала пора его вступления в свет? Какие слова автора показывают, что Онегин нетерпеливо дожидался этого момента? (“И наконец увидел свет”.)

б) Как встретили Онегина в свете? (“И свет решил, что он умен и очень мил”.)

в) Каков был образ жизни и интересы дворянской светской молодежи? (Времяпрепровождение на балах, театрах.)

У. Главная задача 1 главы – показать те общественные условия, которые формировали Онегина, показать породившую его среду.

Делаем вывод: Какое ваше первое впечатление от молодого Онегина?

(Уч. Онегина привлекает только богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в обществе и среди женщин.)

Анализ деталей, раскрывающих тему урока.

У. Введя вас в речевую среду, ребята, мы подходим к главной проблеме нашего урока – причины становления Онегина “страдающим эгоистом”.

- Кто же такой эгоист? (Значение в словаре Ожегова.)

- Как совместить два понятия “эгоист” и “страдающий”?

- Давайте понаблюдаем за противоречиями, которые творятся в душе Онегина? Ведь не зря В.Белинский называет его “страдающим эгоистом”, которого душат “бездеятельность и пошлость жизни”.

- Припомним 36, 37, 38 строфы главы 1 и ответим на вопрос самого автора: “Но был ли счастлив мой Евгений? (Им овладевает хандра, и она же поднимает Евгения выше всех типичных ему молодых людей того времени.)

- Какими словами говорит поэт о своей дружбе с Онегиным? Что понравилось в нем Пушкину?

У. Изменяется настроение и отношение автора к герою, а значит, изменяется и наше отношение к Онегину, прежней иронии в голосе автора нет.

Вывод. Какие положительные черты рисует поэт?

(Уч. Он человек незаурядный, у него острый, критический ум, он недоволен окружающей жизнью, его мысли близки автору.)

У. Так развертываются противоречия в образе Онегина.

3. Третий период жизни Онегина – его пребывание в деревне.

У. Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения очень сложно и постепенно преодолеваются Онегиным.

Автор сплетает его судьбу с Ленским и Татьяной, в их взаимоотношениях раскрывается сложность и противоречивость характера Онегина.

- Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны? Перечитаем строфу 11 гл.4.

- Как они характеризуют Онегина?

- Но каков ответ? Что побеждает в душе Онегина? (Желание покоя, безразличие к жизни.)

У. Еще трагичнее столкновение “старого” и “нового” в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Вспомним предысторию этой трагедии. (Ребята рассказывают, почему произошла ссора между ними, прав ли Онегин в истории дуэли?

Подвопросы: Как ответил он Зарецкому, получив вызов Ленского? За что обвинял себя Евгений “наедине со своей душой”? Мог ли и должен ли он был

Предотвратить дуэль? Почему он не сделал этого? (Светские нормы морали властвуют над поведение Онегина.)

- Если вы были бы Онегиным, приняли ли вызов Ленского?

- Почему он бежал из деревни? (Строчки из текста гл.8, стр. 13, 37)

Вывод. На этом жестоком жизненном уроке он ясно понял вред светской морали, впитавшейся за годы молодости в его сознание (Доказательство – Г.А. Гуковского.)

4. Четвертый этап начинается его трехлетним путешествием по России: “Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест”.

У. Жизнь загнала его в тупик. (Слова Пушкина)

- Почему Пушкин отправляет его в путешествие?

(Уч. Узнать Родину, чем живет народ, пересмотреть свои позиции и вернуться новым человеком, т.е. найти свое место в жизни.)

5. Последний этап жизни Онегина – возвращение в светское петербургское общество.

У. Перечитаем строфы 7-12 восьмой главы.

- Как встречает его общество на сей раз?

(“Для всех он кажется чужим”.)

- Каков Онегин? (Он другой.)

У. Когда он вновь увидел Татьяну, он полюбил ее.

(Прослушаем письмо Онегина к Татьяне и ответим на вопрос: Каковы чувства Онегина?)

(Уч. Они глубокие, искренние. Нет сомнений, что Онегин серьезно влюблен в Татьяну.)

- Как же реагирует на это Татьяна?

(Последняя встреча Онегина и Татьяны.)

У. Вот и подошли мы ко второму эпиграфу нашего урока: “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”, потому что возмездие было неизбежным.

- Ребята, вам жаль Онегина?

(Конечно, жаль. Как можно осуждать, не сочувствовать человеку с душой, умом, человеку, способному на искренние чувства и благородные поступки, если он страдает.)

Вывод. Пушкинский роман о том, что человек, не лишенный ума и сердца, не может ощущать радость жизни, если живет только ради себя, то есть нет ни людей, ни дела, которым он был нужен которые были бы ему нужны. Роман о неизбежном одиночестве эгоиста. Давайте выстроим цепочку причин: детство, воспитание, оторванное от жизни, светские нормы морали: ни о ком и ни о чем не думать.

- Ребята, легче ли жизнь эгоиста?

(Да, но плата – одиночество.)

У. Прочитаем слова Герцена об Онегине.

- Перекликаются ли они со словами Белинского?

Подведение итогов: оценки, домашнее задание.