Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • проанализировать особенности жанра, композиции, системы образов, художественных приемов в произведении Мольера;
  • обобщить знания о классицизме;
  • воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
  • развивать монологическую речь, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование

1. Доска

  • портрет Мольера;
  • тема (формулируют учащиеся);
  • эпиграф – слова Клеонта из III действия;
  • черты классицизма;
  • иллюстрации к пьесе.

2. Музыкальное сопровождение к уроку

  • Штраус. Сюита “Мещанин во дворянстве”;
  • Луиджи Боккерини, “Менуэт”.

Ход урока

I. Слово учителя.

(Звучит музыка Штрауса из сюиты “Мещанин во дворянстве”).

Прислушайтесь к звукам музыки, и они расскажут вам о том, как жила Франция XVII века. Обратите внимание на иллюстрации к уроку и представьте себе роскошный дворец, богатых господ в пышных париках, великолепные наряды дам и особого покроя костюмы кавалеров.

Итак, менуэт, господа!

Звучит менуэт Луиджи Боккерини. Несколько пар учеников танцуют менуэт.

 

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Пары останавливаются для светской беседы на французском языке (класс гимназический, второй иностранный язык, изучаемый учениками – французский). Беседа о постановке в театре комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

Учитель: Надеюсь, что вы поняли: сегодня в театре пьеса Мольера “Мещанин во дворянстве”. И наш урок – это тоже маленький театр, где мы будем играть, беседовать об увиденном и услышанном, учиться искусству слова у великого драматурга.

II. Запишите в тетради “ Мольер. “Мещанин во дворянстве”. С биографией драматурга мы познакомились на прошлом уроке, сегодня будем говорит о пьесе. Что необходимо знать о произведении?

(Ученики рисуют план урока в виде схемы, см. Рис.4).

Рис.4

Учитель: - Какая основополагающая линия в этой схеме?

Ученики: - Литературное направление.

Учитель: - Изучив биографию, вы ответите на вопрос, какое литературное направление господствовало во Франции в XVII веке.

Ученики:- Классицизм.

Учитель: - Учитывая это и план урока, сформулируйте основную цель урока.

Ученики: - Традиции классицизма и особенности драматургического мастерства Мольера.

III. Учитель: Чтобы найти черты классицизма в произведении Мольера, нужно вспомнить определение классицизма.

На доске:

Черты классицизма.

1. Культ разума.

2. Социальная проблематика: воспитание патриотизма, гражданственность, идеи просвещения.

3. Деление на три стиля литературных жанров.

4. Строгие требования к языку художественных произведений.

5. Триединство в драматургии.

6. Деление героев на положительных и отрицательных.

 IV. Следующий этап урока – выполнение задач, поставленных учениками.

Класс заранее распределен на четыре группы. Каждая из групп по жребию выбирает задание:

  1. определение жанра пьесы;
  2. смысл заглавия;
  3. композиция;
  4. конфликт в пьесе.

Учащиеся выполняют задания в группе в течение 10 минут.

Общее задание: определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера по конкретному вопросу.

V. Выступления групп. Защита работ.

1 группа. Работа со словарем: определение жанра комедии. Классическая комедия. Доказательство. Новое – комедия – балет.

2 группа. Работа со словарем. Смысл заглавия.

Мещанин. Дворянство.

Заглавие отражает тематику произведения. Социальная тема – черта классицизма.

3 группа. Композиция, сюжет.

V действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация - действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация – IV действие – посвящение в мамамуши. Сюжетных линий две:

1) Журден и его окружение;

2) Клеонт, Люссиль, Ковьель, Николь.

4 группа. Конфликт и проблематика: любовный и социальный. Любовный треугольник: Журден – Доримена – Дорант, любовные линии молодых людей; социальный – стремление приобрести звание “вымирающего” дворянского класса. Идея: слова Клеонта, 3 д., эпиграф к уроку.

Проблематика классической комедии:

  1. идеи просвещения (цитаты);
  2. идеи социального неравенства;
  3. нравственная деградация дворянства;
  4. высмеивание глупости, необразованности, чванства, стремления к обогащению.

VI. Побеседуем о героях комедии.

Выполняется ли требование классицизма о делении героев на положительных и отрицательных? ( Вопрос вызывает дискуссию, так как в большинстве образов комедии есть как положительные, так и отрицательные черты).

К каким – положительным или отрицательным – героям мы отнесем Журдена?

Чтобы ярче представить данного персонажа, посмотрим инсценировку из комедии (урок философии).

Подпишите в тетради: Образ Журдена.

Отрицательные черты: Художественные приемы изображаемого
Какие качества высмеиваются в Журдене?

Приведите примеры.

ирония

юмор

сатира

сарказм

Учитель раздает отрывки из комедии группам. Вопрос: каким в этих отрывках предстает Журден?

Вывод: В Журдене мы видим не только отрицательные черты, но и много хороших черт, отличающих его от других героев: он великодушен, добр, стремится к образованию, изысканности, к галантности, он наивен, доверчив, желает видеть дочь счастливой.

(Запишите в тетради).

Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгие рамки классицизма не могли удержать писателя т реального изображения действительности.

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: в чем актуальность комедии в наши дни.