Цели урока:
- проанализировать особенности жанра, композиции, системы образов, художественных приемов в произведении Мольера;
- обобщить знания о классицизме;
- воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
- развивать монологическую речь, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование
1. Доска
- портрет Мольера;
- тема (формулируют учащиеся);
- эпиграф – слова Клеонта из III действия;
- черты классицизма;
- иллюстрации к пьесе.
2. Музыкальное сопровождение к уроку
- Штраус. Сюита “Мещанин во дворянстве”;
- Луиджи Боккерини, “Менуэт”.
Ход урока
I. Слово учителя.
(Звучит музыка Штрауса из сюиты “Мещанин во дворянстве”).
Прислушайтесь к звукам музыки, и они расскажут вам о том, как жила Франция XVII века. Обратите внимание на иллюстрации к уроку и представьте себе роскошный дворец, богатых господ в пышных париках, великолепные наряды дам и особого покроя костюмы кавалеров.
Итак, менуэт, господа!
Звучит менуэт Луиджи Боккерини. Несколько пар учеников танцуют менуэт.
Рис.1
Рис.2 |
Рис.3 |
Пары останавливаются для светской беседы на французском языке (класс гимназический, второй иностранный язык, изучаемый учениками – французский). Беседа о постановке в театре комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.
Учитель: Надеюсь, что вы поняли: сегодня в театре пьеса Мольера “Мещанин во дворянстве”. И наш урок – это тоже маленький театр, где мы будем играть, беседовать об увиденном и услышанном, учиться искусству слова у великого драматурга.
II. Запишите в тетради “ Мольер. “Мещанин во дворянстве”. С биографией драматурга мы познакомились на прошлом уроке, сегодня будем говорит о пьесе. Что необходимо знать о произведении?
(Ученики рисуют план урока в виде схемы, см. Рис.4).
Рис.4
Учитель: - Какая основополагающая линия в этой схеме?
Ученики: - Литературное направление.
Учитель: - Изучив биографию, вы ответите на вопрос, какое литературное направление господствовало во Франции в XVII веке.
Ученики:- Классицизм.
Учитель: - Учитывая это и план урока, сформулируйте основную цель урока.
Ученики: - Традиции классицизма и особенности драматургического мастерства Мольера.
III. Учитель: Чтобы найти черты классицизма в произведении Мольера, нужно вспомнить определение классицизма.
На доске:
Черты классицизма. 1. Культ разума. 2. Социальная проблематика: воспитание патриотизма, гражданственность, идеи просвещения. 3. Деление на три стиля литературных жанров. 4. Строгие требования к языку художественных произведений. 5. Триединство в драматургии. 6. Деление героев на положительных и отрицательных. |
IV. Следующий этап урока – выполнение задач, поставленных учениками.
Класс заранее распределен на четыре группы. Каждая из групп по жребию выбирает задание:
- определение жанра пьесы;
- смысл заглавия;
- композиция;
- конфликт в пьесе.
Учащиеся выполняют задания в группе в течение 10 минут.
Общее задание: определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера по конкретному вопросу.
V. Выступления групп. Защита работ.
1 группа. Работа со словарем: определение жанра комедии. Классическая комедия. Доказательство. Новое – комедия – балет.
2 группа. Работа со словарем. Смысл заглавия.
Мещанин. Дворянство.
Заглавие отражает тематику произведения. Социальная тема – черта классицизма.
3 группа. Композиция, сюжет.
V действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация - действий – как в классической комедии. Озаглавливание действий. Кульминация – IV действие – посвящение в мамамуши. Сюжетных линий две:
1) Журден и его окружение;
2) Клеонт, Люссиль, Ковьель, Николь.
4 группа. Конфликт и проблематика: любовный и социальный. Любовный треугольник: Журден – Доримена – Дорант, любовные линии молодых людей; социальный – стремление приобрести звание “вымирающего” дворянского класса. Идея: слова Клеонта, 3 д., эпиграф к уроку.
Проблематика классической комедии:
- идеи просвещения (цитаты);
- идеи социального неравенства;
- нравственная деградация дворянства;
- высмеивание глупости, необразованности, чванства, стремления к обогащению.
VI. Побеседуем о героях комедии.
Выполняется ли требование классицизма о делении героев на положительных и отрицательных? ( Вопрос вызывает дискуссию, так как в большинстве образов комедии есть как положительные, так и отрицательные черты).
К каким – положительным или отрицательным – героям мы отнесем Журдена?
Чтобы ярче представить данного персонажа, посмотрим инсценировку из комедии (урок философии).
Подпишите в тетради: Образ Журдена.
Отрицательные черты: | Художественные приемы изображаемого |
Какие качества высмеиваются в Журдене? Приведите примеры. |
|
Учитель раздает отрывки из комедии группам. Вопрос: каким в этих отрывках предстает Журден?
Вывод: В Журдене мы видим не только отрицательные черты, но и много хороших черт, отличающих его от других героев: он великодушен, добр, стремится к образованию, изысканности, к галантности, он наивен, доверчив, желает видеть дочь счастливой.
(Запишите в тетради).
Данные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что строгие рамки классицизма не могли удержать писателя т реального изображения действительности.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: в чем актуальность комедии в наши дни.