Данный урок проводится после знакомства с литературными направлениями (романтизм, сентиментализм, классицизм) и основными представителями этих направлений в 9 классе в литературе.
Цели урока:
- Обучающая - проконтролировать знания учащихся по изученному материалу.
- Развивающая - развивать творческие способности учащихся, память, умение, выделять главное в изученном.
- Воспитывать интерес к литературе, знаниям.
Актуальность заключается в развитии интереса к чтению, изучению литературы. Форма проведения урока – игра, позволяющая включить в активную деятельность весь класс, так как ребята принимают участие не только на уроке, но и при подготовке к уроку (оформление, инсценирование).
Оборудование:
- Портреты писателей XVIII века - начала XIX века, иллюстрации с картин художников, названия рубрик (“Флора и фауна”, “Города и страны”, “Цитаты”, “В переводе”, “Поэты”, “Друзья”, “Даты”, “Дары”, “Вам, гурманы”, “Числа”).
- Музыкальное сопровождение (классика).
- Инсценирование и сцены из комедии “Недоросль” Д.Фонвизина и “Мещанин во дворянстве” Ж.Мольера.
На уроке сочетается групповая работа (команды) с фронтальной и индивидуальной (конкретные задания по оформлению, инсценированию).
Основной метод репродуктивный, позволяющий определить степень усвоения материала.
Игра проходит в 2 тура, во 2 тур выходят 2 команды из 3-х по количеству набранных баллов. Каждый вопрос рубрик оценивается разным количеством баллов по степени трудности (10, 20, 30, 40, 50), команда может выбирать любой вопрос, при отсутствии ответа у команды, отвечают болельщики или другие команды.
Команды могут придумать названия, девиз, выбрать капитана.
Игра может проводиться и в конце учебного года после изучения всего материала. Рубрики можно менять или придумывать другие. Такую игру можно проводить в любом классе, на любом материале.
Ход урока
Вступительное слово учителя и представление команд (3 минуты).
1 команда - “Классицисты”
2 команда - “Сентименталисты”
3 команда - “Романтика”
(У команды - отличительные элементы костюма, эмблемы)
Представление жюри (2 учащихся)
Учитель: “Право начать игру предоставляется команде, правильно ответившей на следующий вопрос: “Английский романтист Ричард пишет роман “Кларисса Гарло” (1748 год), в котором рассказывается о любви девушки из буржуазного семейства к обаятельному аристократу Ловрасу. Любовь эта кончается трагически. Определите, к какому литературному направлению принадлежит роман. Как вы это установили?” (Сентиментализм).
Итак, начинаем литературную игру.
1 тур (5 рубрик)
1. “Флора и фауна”.
10. Какой герой, какого литературного произведения был “Охоч до свиней” (Т.Скотинин “Недоросль”)
20. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Карамзина? (Ландышами)
30. С кем дрался герой Лермонтова из поэмы “Мцыри”? (Барс)
40. О какой птице пишет Пушкин в одном из стихотворений в южной ссылке? (Орел)
50. “О смелый… В борьбе с врагами истёк ты кровью, но капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут”. (Сокол)
2. “Города и страны”
10. В каком городе был основан первый русский университет? (Москва)
20. В какую страну ездили Ломоносов и Радищев для продолжения образования? (Германия)
30. В какой стране происходит действие трагедии Шекспира “Гамлет”? (Дания)
40. В каком городе княжил Игорь Святославович, герой “Слово о полку Игореве”? (Новгород)
50. В “Путешествии из Петербурга в Москву” упоминается много населённых пунктов. Назовите где встречается автор с описанием рекрутского набора? (“Вышний Волочёк” (“Пешки”, “Любани”)
3. “Цитаты”
10. Сцена из комедии “Недоросль”. Определить автора, героев.
20. “Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют и добродетель так же своих завистников имеет”. Кому принадлежат эти слова? (Стародум)
30. Сцена из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” (автор, произведение, герои).
40. “Ломоносов был великий человек между Петром I и Екатериной II, он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первым университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университета”. (А.С.Пушкин)
50. О каком событии в своей жизни писал А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”:
“Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благославил” (экзамены в лицее)
4. “В переводе…”
10. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову “образцовый”. (Классицизм)
20. Литературное направление, название которого восходит к английскому “сентименталь”. Что это?
30. В буквальном переводе с греческого это слово означает “Песнь козлов”. Что это? Какой жанр? (Трагедия)
50. Что означает “Чудище обло, озорно, огромно и лаясь”. Что собою характеризует? Откуда взяты эти слова?
5. ”Поэты”
10. Он упорядочил русский язык и провёл реформу в стихосложении. (Ломоносов)
20. Этот итальянский поэт называл свою возлюбленную Беатриче Портинари “учтивейшей и благороднийшей”. (Данте)
30. Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”. (Жуковский В.А.)
40. Этот поэт при слушании стихов А.С.Пушкина воскликнул: “Вот теперь можно и умирать”. (Державин)
50. Назовите музу любовной поэзии у древних греков. (Эрато)
2 тур
1. “Друзья”
10. В списке действующих лиц трагедии рядом с его именем написано: “Друг Гамлета”. (Горацио).
20. “С Пушкиным на дружеской ноге” был (Хлестаков)
30. Кому из своих друзей Радищев посвятил “Путешествие из Петербурга в Москву”? (А.М.Кутузову)
40. “О ком из своих друзей Радищев напишет “Житиё…” (Ф.Ушаков)
50. | “Мой первый друг, мой друг бесценный. И я судьбу благославил, Когда мой двор уединённый, печальный. Снегом занесённый Твой колокольчик огласил”. |
Кто это?
2. “Даты”
10. В этом году Россия потеряла Пушкина, погибшего на дуэли, и получила другого поэта, оплакавшего его смерть”. (1837)
20. Мистическими можно назвать годы жизни М.Ю.Лермонтова. Назовите даты рождения и смерти поэта. (1814-1841)
30. В этом году при участии Ломоносова был открыт первый университет. (1755)
40. В этот день Н.Карамзин понял, что “заблуждения и преступления молодых людей есть заблуждения и преступления века”. (14 декабря 1825)
50. В этом году Радищев за свою книгу “Путешествие из Петербурга в Москву” был приговорён к смертной казни. (1790)
3. “Дары”
10. Что подарил Дорант Маркизе Доримене за счёт господина Журдена? (Бриллиант)
20. Какой подарок был пожалован Екатериной 2 Державину Г.Р. за написание оды “Фелица”? (золотая табакерка, осыпанная бриллиантом, 500 червонцев + покровительство императрицы.
30. Что прислала учительница мальчику из рассказа В.Распутина “Уроки французского”? (Макароны)
40. В каком произведении герой “жалует заячий тулуп со своего плеча и нисколько об этом не жалеет”. (“Капитанская дочка”)
4. “Вам, гурманы”
10. О чём мечтали крестьяне в главе “Пешки” в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”? (О сахаре)
20. Какой герой любил булочки и мог сразу “испить кувшинец квасу”? (Митрофан)
30. В каком произведении его герои думали, что булочки в том самом виде на деревьях растут, как их с кофеем утром подают? (“Повесть о том…”)
40. Какой герой мечтал, что ему “суп в кастрюльке” будут доставлять прямо из Парижа? (Хлестаков)
5. “Числа”
10. Сколько лет писал Н.М.Карамзин “Историю государства Российского”? (22 года)
20. Сколько рублей дал Эраст Лизе в их последнюю встречу? (“Бедная Лиза”, 100 рублей)
30. На сколько лет А.Н.Радищева отправили в ссылку в Илимск? (10 лет)
40. Сколько рублей имел Ломоносов в кармане, отправляясь с обозом в Москву? (3 рубля)
50. Сколько муз - покровительниц искусств существовало в греческой мифологии? (9)
Подведение итогов, выявление лучших игроков, команд, награждение, заключительное слово учителя.