Цели урока:
- знакомство с биографией писателя,
- знакомство с повестью;
- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения;
- содействовать формированию и развитию нравственных ценностей в сознании учащихся на материале литературного произведения.
Не жалейте жара сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю…
Ч.Айтматов
Ход урока
1. Поэтическая 5-минутка.
Моей первой учительнице посвящается…
Когда девчушкой в первый раз
Вошла под своды школы новой,
И, чуть дыша, шагнула в класс,
Меня окликнул голос ровный.
Я оглянулась: у дверей
Стояла женщина вся в строгом,
А взгляд, что не найти добрей,
Мне говорил уже о многом.
И не забыть минуты те,
Когда, её за руку взяв,
Я с ней прошла науки все,
Свой путь с добра её начав.
И как “спасибо” не сказать
За то, что жизни научила,
Не обижать людей, прощать,
За то, что душу в нас вложила.
Мне не забыть её глаза,
И как от слов хороших, нежных
Переставала течь слеза,
И появлялась вмиг надежда.
Хочу сегодня прокричать
Всем людям, что живут на свете:
“Учителей – не забывать!
Не оставляйте их! Не смейте!”
Елена Нестерова, ученица 9 класса
- Как это стихотворение связано с повестью Ч.Айтматова “Первый учитель”?
- Какие произведения, посвящённые школе, учителю, вы знаете? (В.Распутин “Уроки французского”, Ф.Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”, Ю.Дружников “Уроки молчания”, Ю.Яковлев “Багульник”, В.Тендряков “Ночь после выпуска”, А.Алексин “Безумная Евдокия” и другие.)
2. Работа по теме урока.
1) Слово учителя.
“В нашем аиле сколько угодно всяких деревьев, - говорится в повести “Первый учитель”, - но эти тополя особенные – у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни придёшь сюда, днём ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады… Позже, много лет спустя я понял тайну двух
тополей. Они стоят на возвышенности, открытой веем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение”.
- Не в этом ли “тайна” и писательской судьбы самого Чингиза Айтматова, автора этих строк, большого успеха его книг у читателей не только нашей страны, но и у читателей других стран, что его творчество тоже “открыто всем ветрам” современности и чутко отзывается на происходящее вокруг?
Сегодня нам предстоит познакомиться с героями книги замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова. (Эпиграф.) (Записать тему, эпиграф в тетрадь.)
Рисунок 1. Художник Л.Ильина
2) Жизнь и творчество Ч.Айтматова (Сообщение учащегося)
3) Аналитическая беседа по повести.
- Ваше впечатление о повести?
- Какова тема? Идея произведения?
- Какова композиция повести?
- В каком году происходят описываемые события? (1924год)
- Что вы знаете об этом периоде нашей истории? (Сообщение учащегося.)
- Кто главные герои повести? При каких обстоятельствах мы с ними знакомимся?
- От чьего лица ведётся основное повествование? (Алтынай Сулайманова – академик.)
- Как жители аила относятся к Алтынай Сулаймановой? (С уважением.) К Дюйшену? (С пренебрежением.)
- Расскажите о появлении Дюйшена в ауле.
(Демобилизованный красноармеец организовывает первую школу в глухом аиле в самом начале 20-х годов.)
Рисунок 2. Чингиз Айтматов
- Как жители аила встречают Дюйшена? (С недоверием, глумлением и враждебностью баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.)
- Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников?
- Какими чертами характера наделён Дюйшен? (Наивен, неопытен, но при всех своих промахах “первый учитель” заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, когда вступает в опасную и неравную борьбу с противником.)
- В каких эпизодах проявляется жестокость и непримиримость ко всему, что враждебно новым жизненным началам? (Текст: “Значит, вы против этой бумаги, где сказано об обучении детей… Отвечай!” Он выкрикнул слово “отвечай” с такой звенящей, гневной силой, что оно, как пуля, прорезало теплынь осенней тиши и, словно выстрел, отозвалось коротким эхом в скалах”.)
- В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? (На руках переносит детей в школу через зимний ручей, не останавливается ни перед какими лишениями и трудностями – лишь бы учить детей, жертвует любовью к Алтынай, боясь помешать её большому будущему, которое чутко угадывает.)
- Какой эпизод служит преддверием отчаянной борьбы за спасение девушки от замужества-рабства? (На одинокого всадника в степи нападают волки, и Дюйшен рвётся в одиночку сразиться со стаей хищников, терзающих загнанную лошадь.)
- Где проявился героизм учителя? (Он избавляет Алтынай от грозившей ей судьбы – навсегда остаться рабыней мужа-бая, сделаться похожей на свою предшественницу, встреченную в байской юрте. Текст: “Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста”. Учитель едва не погиб в стычке с “двуногими волками”, но всё же вырвал из-под власти бая свою ученицу. “Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её? – бросает он насильнику. – Врёшь, прошли твои времена, теперь её время…”)
- Какова дальнейшая судьба Алтынай? (Индивидуальное задание.)
- Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил?
- Забыла ли она своего учителя? (Случай в поезде.)
- Расскажите о дальнейшей судьбе учителя. (Индивидуальное задание.)
- Что послужило причиной для написания этой истории? (Спустя много лет туповатые и самодовольные люди посмеивались над тем, что были времена, когда Дюйшена “всерьёз считали…учителем”.)
Рисунок 3. Художник Л.Ильина
- А вы считаете Дюйшена учителем?
Почему? (Его школа и впрямь послужила для многих прекрасной стартовой площадкой. “С бугра, где стояла наша школа, - вспоминает Алтынай, - открывался глазам прекрасный мир весны”.)
- Да, поистине весенний мир, дали будущего открывались глазами детей и подростков, понявших из страстных речей Дюйшена, что настало новое время - их время.
Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой.
3. Итог урока.
- Пожалуй, именно с этой повести Ч.Айтматов достигает того бесстрашия реализма, которое так привлекает читателей к его произведениям. Минувшее время,
огромный исторический опыт, накопленный народом, подсказывали ему всё более глубокое проникновение в суть окружающей жизни и человеческих характеров.
- Каков смысл эпиграфа к уроку?
- Школа Дюйшена… Какая она?
4. Оценки за урок.
5. На дом. Сочинение-размышление “Школа Дюйшена и современная школа”.