Цель и задачи урока: Анализ поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”.
- Показать особенности поэмы “Медный всадник”.
- Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
- Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
- Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока
2. Анализ поэмы.
Слово учителя:
Из немецкого романтизма пришла традиция-оживление статуй. И в литературе
она получает свое дальнейшее развитие.
1. Как вы понимаете заглавие произведения?
“Медный всадник” - записывается на доске
(всадник - человек, скачущий на коне, ведущий за собой; медный - из меди; медь - металл)
2. Петербургская повесть – странный жанр.
Почему автор избрал такой жанр?
- Что такое повесть?
Повесть – произведение, повествующее о нескольких событиях из жизни героя. Петербургская – заявлено место действия
3. - О чем говорится во вступлении? Текст.
- На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить?
(Пустынных волн - пустота, море, пустыня).
- Как это можно объяснить?
(Море пустоты – хаос, нежилое пространство; болото)
- Кто такой ОН?
(Петр).
- Докажите, что речь идет о Петре
- Где названо имя? (в 3 части вступления).
- О чем мечтал Петр? (Построить город).
- Кому бросил вызов Петр? (Вспомните миф о сотворении мира. Кто создал мир, человека …города?) (Бог)
(Петр бросает вызов Богу, потому что на болоте города не строят. “Я сотворю город там, где ты не сотворил”)
(- Еще Петр бросает вызов шведу – надменному соседу)
4. - Какие два пространства представлены в произведении? (во вступлении)
(Свое и чужое).
- О чем мечтал Петр? (мечтал создать державу могучую, всесильную.
“…все флаги в гости будут к нам”).
5. II часть вступления
- Исполнилась ли мечта Петра? (Да. Петр прав, город построен и ныне там). Россия приобретает новую столицу
“И перед младшею столицей
померкла старая Москва…”
6. III - IV ч. Вступления.
Петр приобретает имя.
- Докажите, что Петербург для России имеет значение. “Красуйся град Петров,
И стой неколебимо, как Россия,…”
Пока стоит Петербург, будет стоять РОССИЯ.
7. I часть поэмы.
- О чем говорится в I части поэмы? Краткий пересказ.
- Город переименован, зачем?
- Кто герой произведения? Евгений (значение имени - благородный, знатный).
- Евгений – почему это имя? “Евгений Онегин”-герой романа, дворянин, благородный , знатный, но он “лишний человек” в обществе.
-”под пером Карамзина”
- Что имел ввиду Пушкин? ?
(Речь идет об “Истории государства Российского”, в которой Карамзин писал о знатных людях.)
Евгений – благороден, знатен, но БЕДЕН.
- О чем он мечтает? Прочитать в тексте.
(мечты о личной жизни)
Пушкин с гордостью относился к своей родословной. Знатный человек должен жить интересами государства. В выборе между чувством и долгом знатный человек выбирает ДОЛГ.
Долг превыше всего. (вспомните - Петр Гринев)
- К чему стремится Евгений? К личному счастью.
Если человек живет не по ДОЛГУ, а ЧУВСТВАМИ, Следует ВОЗМЕЗДИЕ.
В I части по нарастанию изображается стихия. Доказать текстом.
Сообщение ученика о наводнении.
В Финском заливе колебания уровня зависят от ветра. Когда очень сильный ветер дует долго с запада, то нагоняет воду в восточную часть залива. Вода поднимается и заливает низменные районы.
7 ноября 1824 г. Петербург оказался затопленным, вода поднялась до 3 м. 75 см.
23 сентября 1924 г. – 3 м. 69 см.
- Далее появляется образ еще одного царя.
Кто это? Александр I – потомок Петра.
Александр I разводит руками.
“С Божию стихией царям не совладать”
- Город переименован. Петроград.
Петр подобный Богу. Нет Петра – Бог наказывает город. Петр обрек народ на постоянное героическое проживание. Но герой должен быть один.
Герой (Петр) исчезает – город наказывается.
МРАМОР – ПАМЯТНИК
ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ, но несет смерть
КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ - ПАМЯТНИК
8. Сообщение о памятнике “Медный всадник” (ученик)
Памятник заказала Екатерина II французскому архитектору Фальконе, который работал над памятником 12 лет. Когда встал вопрос о постаменте, много народу было привлечено к поиску камня. Был предложен гром-камень, который был от скалы отсечен грозой. По преданию этот камень был известен и Петру I . Он забирался на него и осматривал окрестности. Камень врос в землю , и чтобы откопать его нужно было отрывать котлован глубиной в 3 человеческих роста. Общая его высота 9 метров (3-этажный дом), вес 2 тысячи тонн. Чтобы перевести камень понадобилось 1220 человек.
7 августа 1782 года в 100 летний юбилей воцарения Петра – был открыт памятник.
9. II часть произведения.
- О чем рассказывается во 2 части? Краткий пересказ
- С кем сравнивается Нева? С разбойниками , которые насытившись, уходят домой.
- Евгений спасается – как? (Петр помогает Евгению).
- Но человек несчастлив, почему?
- Что с ним произошло? Докажите. Стал безумным, захохотал.
- Что еще говорит о том, что Евгений стал безумным? Спал, дни лета клонились к осени пристань - граница
Прозрение героя.
- Кто виноват в стихии? Петр
- В чем Евгений видит его вину? (В основании города,
“…чьей волей роковой
Под морем город основался…”)
Проклинать город не нужно. Умрет Петербург - Умрет Россия.
Прозрение и вновь безумие.
Финал произведения. Обращение к тексту.
Евгений усмирен. Смирение подобно смерти.
“Похоронили ради Бога” (как угодно Богу)
Герой обретает дом, успокаивается.
- Для чего нужно вступление? О чем там речь? О Петре.
- Можно ли его назвать “маленьким человеком”? Нет.
- Вновь обращаемся к названию произведения.
Всадник – ведущий за собой.
А Евгений – “маленький человек”, поэтому он исключен из Петербурга. Там ему не место.
11. Итог урока.
- Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра? (устные ответы обучающихся).
- В каких произведениях мы видим разгул природной стихии? (“Метель”, “Двенадцать”).
12. Домашнее задание: Размышление на тему “Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?” (письменно).