Урок литературы в 9-м классе по теме: «Анализ произведения А.С. Пушкина "Медный всадник"»

Разделы: Литература


Цель и задачи урока: Анализ поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”.

  1. Показать особенности поэмы “Медный всадник”.
  2. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
  3. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
  4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока

2. Анализ поэмы.

Слово учителя:

Из немецкого романтизма пришла традиция-оживление статуй. И в литературе

она получает свое дальнейшее развитие.

1. Как вы понимаете заглавие произведения?

“Медный всадник” - записывается на доске

(всадник - человек, скачущий на коне, ведущий за собой; медный - из меди; медь - металл)

2. Петербургская повесть – странный жанр.

Почему автор избрал такой жанр?

- Что такое повесть?

Повесть – произведение, повествующее о нескольких событиях из жизни героя. Петербургская – заявлено место действия

3. - О чем говорится во вступлении? Текст.

- На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить?

(Пустынных волн - пустота, море, пустыня).

- Как это можно объяснить?

(Море пустоты – хаос, нежилое пространство; болото)

- Кто такой ОН?

(Петр).

- Докажите, что речь идет о Петре

- Где названо имя? (в 3 части вступления).

- О чем мечтал Петр? (Построить город).

- Кому бросил вызов Петр? (Вспомните миф о сотворении мира. Кто создал мир, человека …города?) (Бог)

(Петр бросает вызов Богу, потому что на болоте города не строят. “Я сотворю город там, где ты не сотворил”)

(- Еще Петр бросает вызов шведу – надменному соседу)

4. - Какие два пространства представлены в произведении? (во вступлении)

(Свое и чужое).

- О чем мечтал Петр? (мечтал создать державу могучую, всесильную.

“…все флаги в гости будут к нам”).

5. II часть вступления

- Исполнилась ли мечта Петра? (Да. Петр прав, город построен и ныне там). Россия приобретает новую столицу

“И перед младшею столицей
померкла старая Москва…”

6. III - IV ч. Вступления.

Петр приобретает имя.

- Докажите, что Петербург для России имеет значение. “Красуйся град Петров,

И стой неколебимо, как Россия,…”

Пока стоит Петербург, будет стоять РОССИЯ.

7. I часть поэмы.

- О чем говорится в I части поэмы? Краткий пересказ.

- Город переименован, зачем?

- Кто герой произведения? Евгений (значение имени - благородный, знатный).

- Евгений – почему это имя? “Евгений Онегин”-герой романа, дворянин, благородный , знатный, но он “лишний человек” в обществе.

-”под пером Карамзина”

- Что имел ввиду Пушкин? ?

(Речь идет об “Истории государства Российского”, в которой Карамзин писал о знатных людях.)

Евгений – благороден, знатен, но БЕДЕН.

- О чем он мечтает? Прочитать в тексте.

(мечты о личной жизни)

Пушкин с гордостью относился к своей родословной. Знатный человек должен жить интересами государства. В выборе между чувством и долгом знатный человек выбирает ДОЛГ.

Долг превыше всего. (вспомните - Петр Гринев)

- К чему стремится Евгений? К личному счастью.

Если человек живет не по ДОЛГУ, а ЧУВСТВАМИ, Следует ВОЗМЕЗДИЕ.

В I части по нарастанию изображается стихия. Доказать текстом.

Сообщение ученика о наводнении.

В Финском заливе колебания уровня зависят от ветра. Когда очень сильный ветер дует долго с запада, то нагоняет воду в восточную часть залива. Вода поднимается и заливает низменные районы.

7 ноября 1824 г. Петербург оказался затопленным, вода поднялась до 3 м. 75 см.

23 сентября 1924 г. – 3 м. 69 см.

- Далее появляется образ еще одного царя.

Кто это? Александр I – потомок Петра.

Александр I разводит руками.

“С Божию стихией царям не совладать”

- Город переименован. Петроград.

Петр подобный Богу. Нет Петра – Бог наказывает город. Петр обрек народ на постоянное героическое проживание. Но герой должен быть один.

Герой (Петр) исчезает – город наказывается.

МРАМОР – ПАМЯТНИК

ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ, но несет смерть

КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ - ПАМЯТНИК

8. Сообщение о памятнике “Медный всадник” (ученик)

Памятник заказала Екатерина II французскому архитектору Фальконе, который работал над памятником 12 лет. Когда встал вопрос о постаменте, много народу было привлечено к поиску камня. Был предложен гром-камень, который был от скалы отсечен грозой. По преданию этот камень был известен и Петру I . Он забирался на него и осматривал окрестности. Камень врос в землю , и чтобы откопать его нужно было отрывать котлован глубиной в 3 человеческих роста. Общая его высота 9 метров (3-этажный дом), вес 2 тысячи тонн. Чтобы перевести камень понадобилось 1220 человек.

7 августа 1782 года в 100 летний юбилей воцарения Петра – был открыт памятник.

9. II часть произведения.

- О чем рассказывается во 2 части? Краткий пересказ

- С кем сравнивается Нева? С разбойниками , которые насытившись, уходят домой.

- Евгений спасается – как? (Петр помогает Евгению).

- Но человек несчастлив, почему?

- Что с ним произошло? Докажите. Стал безумным, захохотал.

- Что еще говорит о том, что Евгений стал безумным? Спал, дни лета клонились к осени пристань - граница

Прозрение героя.

- Кто виноват в стихии? Петр

- В чем Евгений видит его вину? (В основании города,

“…чьей волей роковой
Под морем город основался…”)

Проклинать город не нужно. Умрет Петербург - Умрет Россия.

Прозрение и вновь безумие.

Финал произведения. Обращение к тексту.

Евгений усмирен. Смирение подобно смерти.

“Похоронили ради Бога” (как угодно Богу)

Герой обретает дом, успокаивается.

- Для чего нужно вступление? О чем там речь? О Петре.

- Можно ли его назвать “маленьким человеком”? Нет.

- Вновь обращаемся к названию произведения.

Всадник – ведущий за собой.

А Евгений – “маленький человек”, поэтому он исключен из Петербурга. Там ему не место.

11. Итог урока.

- Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра? (устные ответы обучающихся).

- В каких произведениях мы видим разгул природной стихии? (“Метель”, “Двенадцать”).

12. Домашнее задание: Размышление на тему “Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?” (письменно).