Урок литературы в 9-м классе с применением ИКТ по теме "Русская культура Серебряного века"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
  2. Развивающая: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;
  3. Воспитывающая: пробудить интерес к культуре Серебряного века

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока

II. Новый материал

1 слайд

2 слайд (тема )

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.

А.Ахматова

3 слайд (цель)

1) Слово учителя

Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.

4 слайд (понятие)

Серебряный век (1890-1917)

Серебряный век - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры к концу 19-20 вв. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых “воистину индивидуален” определяют значение этого феномена.

Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников, портреты поэтов, звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: “Серебряный век”. И повторяю снова: “серебряный век”

- Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Составьте словесный ряд.

5 слайд

Серебряный век – блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, свечение, сияние, дымка, туман, тайна, волшебство, шёпот, голоса, глаза…

6 слайд

Серебряный век – исторически непродолжительный период на рубеже XIX – XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области философии, науки, живописи, театрального искусства, музыки, литературы.

7 слайд (философы)

Пришло время, настал черёд философских трудов Н.А. Бердяева , В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, Л.П.Карсавина, утверждающих ценность души человека, открывающих её связи с “вечным Временем и бесконечностью Мироздания, со Смертью, с Любовью”, с Богом.

Впервые название Серебряный век было предложено философом Н.А.Бердяевым Задание:

Сообщение по теме “Н.Б. Бердяев – одинокий странник русской философии”

8 слайд (учёные)

Совершены научные открытия С.И. Вавиловым, И.П. Павловым, А.С. Поповым

Задание:

Какие научные открытия были совершены в начале 19 века?

9 слайд (художники)

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве художников: И.Е. Репина, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина, группы “Мир искусства” (В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К. Рерих, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Б.М. Кустодиев)

Центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала “Мир искусства”. Художники проповедовали “чистое и свободное искусство”

В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в живописи. Если в XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографией, то в начале XX века художники отошли от материального быта и окружили героя вечными образами природы и мифологии.

Задания:

1. Подготовить доклад о художниках группы “Мир искусства”

10 слайд (Серов)

В.А.Серов родился в Петербурге. Сын композитора А. Серова, в доме которого собирались музыканты, художники и писатели. В шестилетнем возрасте потерял отца.

Первые уроки рисования получил в Мюнхене у австрийского художника Кеппинга (1872-1874). Два года занимался живописью и рисунком под руководством И. Репина (1874-1875) в Париже. В 1875 вернулся в Россию. Поступил в Академию художеств, где сдружился в М. Врубелем и Дервизом.

В 1884 начал работать самостоятельно. Сдав экзамены, он получил диплом и в 1887 отправился в Италию. После поездки написал свой первый шедевр - "Девочку с персиками" - портрет В. Мамонтовой. Для "Девушки, освещенной солнцем" (1888) ему позировала Маша Симонович. На первой же выставке картин успех этих двух портретов был ошеломительным. Они стали этапными в развитии русской школы портрета.

В 90-е им исполнена целая портретная галерея деятелей культуры - И. Забелина (1892), И. Левитана (1893), Н. Римского-Корсакова (1898). Одна из лучших работ Серова - портрет Мики Морозова (1901). Портреты и рисунки Ф. Шаляпина, К. Станиславского, М. Врубеля - составили гордость русского искусства. В начале 1900-х художник стал первым портретистом России.

К началу века относится серия его аристократических портретов: князя М. Голицына (1906), княгини Орловой (1911), фабриканта В. Гиршмана (1911). Всего художник создал около 200 портретов и это притом, что портреты писал художник мучительно долго - по 70-90 сеансов.

11 слайд, 12 слайд (репродукции с картин Серова)

13 слайд (театр)

Первые пятнадцать лет XX века – время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается театральное искусство. Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, М.А.Чехов, В.Э.Мейерхольд, К.С. Станиславский, В.И.Качалов – выдающиеся артисты начала века, блиставшие в театрах Петербурга.

Задание: Подготовить доклады о Ф.И.Шаляпине, К.С.Станиславском

14 слайд (музыка)

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского , В.С.Каллиникова.

Задание: подготовить доклад о И.Ф.Стравинском

15 слайд (Стравинский)

И.Ф.Стравинский родился близ Петербурга в семье оперного певца. С девяти лет мальчик играл на фортепиано. Начал самостоятельно изучать теорию композиции. Будучи студентом Петербургского университета (1900-1905), несколько лет брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова, с сыном которого учился. Считал композитора своим "духовным отцом".

Первые сочинения - "Фантастическое скерцо" и фантазия для оркестра "Фейерверк" (1908), сюита "Фавн и пастушка" - были выдержаны в традициях русской музыки XIX века. Но в последущие годы он все смелее обращался к поискам новых музыкальных средств, поражавших современников.

Как один из деятельнейших участников "Русских сезонов" в Париже, оказал С. Дягилеву большую поддержку. Для антрепризы Дягилева Стравинский написал три балета, прославивших его имя во всем мире: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913).

С начала 20-х в творчестве Стравинского начинает преобладать линия "неоклассицизма", направленная к воскрешению различных музыкальных стилей прошлого, от барокко до раннего романтизма.

Большую часть своей долгой жизни Стравинский провел за рубежом в Швейцарии, Франции, куда он переехал в 1920. В 1939 переехал в США, приняв американское подданство в 1945.

В конце 40-х - начале 50-х, творческая манера Стравинского претерпела изменение. Он опять возвращается к додекафонии. В его творчестве начинают играть важную роль духовные сюжеты. Переломным произведением стала "Месса" (1948). Наиболее значительные произведения этого периода - кантата "Священные песнопения" (1956), балет "Агон" (1957) и "Заупокойные песнопения" (1966). Он вел широкую концертную деятельность. В 1965 выступал с авторскими концертами в СССР.

16 слайд (литература)

“Золотой век” в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он недолго, до конца двадцатых годов XIX века. Уже в 1827 году Пушкин чувствовал наступление иной эпохи: “Лета к суровой прозе клонят”. Эпоха прозы продержалась лет шестьдесят. Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Куприн - таковы главные деятели этой полосы в истории русской литературы. Её сменила новая, поэтическая эпоха. Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к её изучению, назовём хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

17 слайд

Представители литературы Серебряного века

18 слайд

Символисты

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 – 1941)

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945)

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942)

Фёдор Кузьмич Сологуб (1863 – 1972)

Александр Александрович Блок (1880 – 1934)

Андрей Николаевич Белый (1880 – 1934)

Вячеслав Иванович Иванов (1866 – 1949)В.Соловьёв, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Северянин, И.Ф.Анненский, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Иванов, А.Блок, В.Брюсов, Н.Гумилёв.

19 слайд

Акмеисты

Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921)

Анна Андреевна Ахматова (18889 – 1966)

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938)

Георгий Владимирович Иванов (1894 – 1958)

Владимир Иванович Нарбут (1888 – 1938)

20 слайд

Футуристы

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) (1885 – 1922)

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

Давид Давидович Бурлюк (1882 – 1967)

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (18887 – 1941)

21 слайд

Имажинисты

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 – 1962)

Вадим Габриэлович Шершеневич (1893 – 1942)

22 слайд

Задание:

Выберите наиболее понравившееся стихотворение. Обоснуйте свой выбор. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

23 слайд (Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (18889 – 1966), представитель акмеизма (“Цех поэтов”)

“Коротко о себе”

“Я родилась 11(23) июня 1889 г. под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до 16 лет”. “Читать я училась по азбуке Л.Толстого.

В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет”. “В 1910 г. я вышла замуж за Н.С. Гумилева”. “В 1912 г. вышел мой первый сборник стихов “Вечер”.

Напечатано было всего 3000 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. В октября 1912 г. родился мой единственный сын Лев.

В марте 1914 вышла вторая книга “Четки”.

Вслушаемся в голос поэтессы Серебряного века. Узнаем, чем замечательна её судьба.

24 слайд

Аудио-фрагмент (свои стихи читает Анна Ахматова)

25 слайд

Прочитайте выразительно стихотворение А.Ахматовой “Песня последней встречи”

Песня последней встречи

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой”
Я ответила: “Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…”
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!

26 слайд

Это стихотворение о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставания навеки. Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. чувства героини, ее состояние передаются через детали внешнего мира. Но самая сильная эмоционально-психологическая деталь - “Я на правую руку надела Перчатку с левой руки”.Внешне незначительная деталь открывает смятение и драму в душе героини. Прямой диалог в стихотворении - важнейшее средство передачи трагедии расставания. Интересно использование изобразительно-выразительных средств. В стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедия последней встречи.

27 слайд

Подумай и ответь: какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении?

28 слайд

Темы рефератов:

1) Роль деталей в стихотворениях о любви у Ахматовой

Пушкин и Ахматова

3) Влияние творчества Блока на поэзию Ахматовой

4) Лирика А.А. Ахматовой в 20-30-е годы

29 слайд

Список литературы:

  1. А.Ахматова “Воспоминания об А.Блоке” М.,1976
  2. А.Блок “Записные книжки” М.,1976
  3. В.Виленкин “В сто первом зеркале” М.,1987
  4. В.М.Жирмундский “Творчество Анны Ахматовой” Л.,1973
  5. В.Н.Топоров “Ахматова и Блок” М.,1981
  6. Л.К.Чуковская “Записки об Анне Ахматовой” Париж,1976
  7. В.М.Жирмундский “Теория литературы. Поэтика. Стилистика” Л.,1977

Вывод: культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Целый ряд поэтов, живописцев, философов, учёных, музыкантов, актёров, выступивших под знаменем Серебряного века, создали свои неповторимые художественные системы

30 слайд

Тест по поэзии Серебряного века (Приложение)