Цели урока:
- раскрыть проблемы, поднимаемые А. Алексиным в повести “ Безумная Евдокия”, а также других авторов, донести до сознания учащихся чувство ответственности за свои поступки;
- развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать любовь и уважение к своим родителям, окружающим людям.
Оборудование: высказывания на доске, запись песни “Мама” в исполнении Витаса, выставка книг А. Алексина.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок литературы “Талант человечности” может быть адресован не только тем, кому 14–15 лет, но и людям любого возраста.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: “Три горя есть у человека: старость, смерть, плохие дети”.
Да, горе родителям, когда у них вырастают плохие дети. Почему это происходит? К чему может привести? Что значит любить? Какие чувства человек вкладывает в это понятие? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Поводом для нашего разговора послужила небольшая повесть Анатолия Алексина “Безумная Евдокия”.
А сейчас я предоставляю слово библиотекарю нашей школы, которая расскажет о писателе Анатолии Алексине и его произведениях.
3. Выступление библиотекаря о писателе, выставка книг его произведений.
Учитель: Вспомним содержание повести “Безумная Евдокия”.
4. Выступление ученицы с кратким содержанием произведения.
5. Обсуждение прочитанного.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Какова его форма?
- Как воспитывали Олю родители?
- Какой ценой это было достигнуто? Как они жили до рождения дочери?
- Как описывается класс Оли? Почему она его не любила?
- Умеет ли она дружить?
- Что можно сказать о Люсе? Почему у неё не сложилась дружба с Олей?
- Каков Боря Антохин?
- Как Оля делила людей?
- Кто был ярым антиподом Оли?
- В чём состоит система взглядов Евдокии Савельевны на воспитание? Попробуйте в ней разобраться. Выделим положительные стороны.
- Найдите цитату: “Мои ученики не стали знаменитостями…”
- Есть ли талант человечности у Оли?
- Чем порочна система Евдокии Савельевны?
- Кто виноват в трагедии, которая произошла?
- Оля не позвонила, это предумышленно или закономерно?
- Можно ли было всё предотвратить?
- Скажите, с какими произведениями может быть созвучна повесть Анатолия Алексина?
6. Выступления учащихся с сообщениями.
- К.Г. Паустовский “Телеграмма”.
- Чтение стихотворения о маме.
- М.Задорнов “Сердечная недостаточность”.
7. Звучит песня “Мама” в исполнении Витаса.
8. Заключительное слово учителя.
Наш урок подходит к концу. Хочется верить, что он никого не оставил равнодушным и заставил задуматься о многом. Лев Давыдычев сказал: “Любите мам! Главное – берегите!” Пусть эти слова, ставшие эпиграфом нашего урока, будут своеобразным призывом для всех! Пусть каждый будет наделён талантом человечности, этой святой наукой расслышать друг друга!
8. Чтение учащимся стихотворения Р. Гамзатова “Берегите матерей”.
9. Рефлексия.
Учитель: А сейчас я попрошу вас высказать своё мнение об уроке, выбрав в качестве начала одно из предложений:
- Урок мне понравился, потому что …
- Урок мне не совсем понравился, потому что …
- Я ожидал от урока большего, потому что …