I. Оргмомент.
П. Актуализация опорных знаний о творчестве М.Ю. Лермонтова.
На прошлом уроке, анализируя стихотворения поэта, вы пришли к выводу, что Лермонтов сумел остаться верным желаниям юности, что давало ему силы отвечать на удары судьбы бунтом, что позволяло ему не соглашаться с рабским и скучным веком. Творчество помогло поэту сохранить веру в жизнь, увидеть в ней непреложные ценности. В чем же они для Лермонтова?
III. Мотивационное начало урока.
Тема сегодняшнего урока звучит так: “Горные вершины” Сегодня мы с вами попытаемся исследовать и открыть те стихии жизни, которые остались притягательными для Лермонтова, с которыми поэт хотел и мог слиться.
Так что же это за “горные вершины” духа, на которые поднялся Лермонтов, сумев сохранить верность себе, желаниям юности? (создание проблемной ситуации, запись вопроса на доске).
Попробуем исследовать данный вопрос на этом уроке и результатом вашей работы станет оформление рисунка( приложение №3)
IV. Деятельность учащихся по тем урока.
1 . Инструктаж по структуре урока-исследования учителем (см. Приложение 2).
2. Постановка проблемы и ее обсуждение.
3.Самостоятельная, групповая форма организации познавательной деятельности учащихся:
а) выразительное чтение с последующим анализом стихов (см. Приложение 1);
б) корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта;
в) защита группой своей исследовательской работы; выступления учащихся с результатами своей деятельности (монолог, диалог учащихся, заполнение раздаточного материала). Заключительное слово учителя: “Молодцы, ребята, я согласна с вашими выводами. Действительно, Лермонтов сумел остаться верным желаниям юности, что позволяло ему не соглашаться с рабским и скучным веком. Творчество помогло поэту сохранить веру в жизнь, увидеть в ней непреложные ценности. Родная природа и народ – те стихи из жизни, которые остались притягательными для Лермонтова, с которыми поэт хотел и мог слиться. Это и есть “горные вершины” духа^на которые поднялся поэт”.
V. Итоги урока. Рефлексивный анализ.
Сегодня на уроке я .....
1. Научился .....
2. Было интересно .....
3. Было трудно .....
4. Мои ощущения....
VI. Информирование о домашнем задании.
Задание для тех, кто увлечен литературой: твоя поэтическая композиция по лирике М.Ю Лермонтова ( с краткими пояснениями-аннотацией)
Задание для всех.
Приложение 1.
Задание № 1
Прочитайте выразительно стихотворение “Родина” и ответьте на следующие вопросы:
1. Почему Лермонтов называет “странной” свою
любовь к Родине?
2. С каким чувством пишет он о прошлом России?
3. Какие картины природы представляет поэт, когда
думает о Родине?
4. Чем вызвано чувство горечи, когда окрашено
изображение русских просторов?
5. Чем любуется Лермонтов в родной природе и
деревенской жизни?
6. Какими мы видим поэта в его стихотворении
“Родина”
Задание №2
Прочитайте выразительно стихотворение “Прощай, немытая Россия!” и ответьте на вопросы:
1. Чем так непохоже это стихотворение на
предыдущее? (“Родина”)
2. Что любит, а что ненавидит, презирает в своей
стране поэт?
3. Почему в стихотворении “Прощай, немытая
Россия!” Лермонтов ни разу не употребляет слова
“Родина”?
Задание №3
Прочитайте выразительно стихотворение “Выхожу один я на дорогу”.
1. Какие чувства вызывает это стихотворение?
2. Как меняется чувства поэта в ходе
стихотворения?
3. В каких строфах острее слышится горечь, в каких
- восхищение?
4. Отчего поэт не хочет “заснуть холодным сном
могилы”, если он “ничего не ждет от жизни”?
Задание №4
Прочитать выразительно стихотворение “Спеша на Север издалека...” (1837) и ответить на вопросы:
1. В каком лирическом жанре написано
стихотворение?
2. Что в большей степени тревожит лирического
героя?
3. Что произойдет, если сбудутся его мрачные
предчувствия?
4. Есть ли смысл в дальнейшей жизни в изгнании?
Приложение 2.
Структура урока-исследования.
- актуализация знаний;
- мотивация;
- создание проблемной ситуации;
- постановка проблемы исследования;
- определение темы исследования;
- формулирование цели исследования “ выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы;
- интерпретация полученных данных;
- вывод по результатам исследовательской работы;
- применение новых знаний в учебной деятельности;
- подведение итогов работы;
- домашнее задание.