Наш девятиклассник – это завтрашний выпускник, стоящий перед сложным выбором: кем и каким он станет завтра; с чем свяжет свою жизнь; с кого будет брать пример? Кто я? Это главный вопрос, волнующий сегодняшнего подростка.
Традиционно принято считать, что именно литература помогает человеку разобраться в себе, в труднейших нравственно-этических вопросах, которые ставит жизнь.
В 9-м классе начинается для ребят нелёгкий путь познания литературы как целостного историко-культурного процесса. Как же заинтересовать современных подростков находить в этом процессе интересное для них, важное для становления личности? Нелёгкая задача для учителя. Но если учитель ищет, если он заинтересован помочь ребятам, то он научит их видеть в любом, даже самом “древнем” произведении актуальные моменты.
Изучая комедию Д.И. Фонвизина “Недоросль”, мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана “Не хочу учиться…” станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный – предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже “многовопросие”. И мы провели урок “Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”)”. Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.
Цели урока:
- повторить содержание комедии Фонвизина “Недоросль”;
- разобраться в некоторых аспектах нравственных устоев героев произведения;
- выделить, какими чертами должен обладать лидер;
- совершенствовать основные ключевые компетенции учащихся в классе предпрофильного уровня.
Методы: сообщения учащихся, работа с текстом, с информацией, коллективная работа учителя с классом, работа в группах, дискуссия.
Работа до урока.
1. Класс делится на 5 групп – по количеству выбранных ребятами персонажей. Каждая группа получает задание: опираясь на текст, используя цитаты, подготовить рассказ о герое комедии. Но трудность заключается в следующем: независимо от своих читательских пристрастий и симпатий, от мнений автора и критиков доказать, что в герое есть черты лидера, что он мог бы повести за собой, если бы не … Претендентами на лидерство у нас стали Митрофан, Простакова, Софья, Стародум, Правдин. Так решили сами ученики. Ребята с энтузиазмом приняли правила этой игры, понимая, что будут не просто оправдывать недостойных героев, а научатся чему-то более важному.
2. Каждая группа должна подготовить какую-то делать, характеризующих внутренний мир персонажа (таким образом мы повторим и роль художественной детали в литературном произведении). Ребятам необходимо текстом доказать свой выбор. Так образ Митрофана стал ассоциироваться с бутылью кваса, для характеристики Скотинина была специально куплена копилка в виде чудесного поросёнка, даже нашлись денежные знаки выпуска 1905 года!
3. На уроке ребята работали в группах, поэтому и парты в кабинете расставлены соответствующим образом. В центре кабинета стоит пустой стол и пять стульев (для последующего задания – сюрприза).
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
“Восемнадцатый век был давно …”. Казалось бы, вполне бесспорная фраза. Однако, произнесённая уверенным тоном, она лишает нас возможности искать в наследии этого самого XVIII века то, что, может быть, заставит задуматься о проблемах дня сегодняшнего, и в первую очередь – о так волнующей каждого из нас проблеме лидерства. Сейчас вы, ребята, стоите перед выбором: кого избрать “нравственным компасом” своей судьбы? Кем и каким стать? Литература всегда давала человеку ответы на самые трудные вопросы. Давайте и мы сегодня обратимся к наследию русской литературы, чтобы попытаться найти нужные нам ответы.
Мы закончили изучение комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Но разве можно ставить точку на нашем знакомстве с этим интересным произведением?
Сегодня у нас необычный урок: вы выступите в непривычной для вас роли, будете не критиковать, а защищать. (Так как класс предпрофильный, можно спросить, какие профессии требуют умения защищать, помогать, оправдывать (адвокат, учитель, воспитатель и т.д.))
II. Вместе с ребятами ставится цель урока, вырабатывается план и последовательность действий:
- каждой группе необходимо объяснить деталь, которую они выбрали для характеристики персонажа;
- в течение 5 минут построить “адвокатскую” речь и доказать, что герой действительно претендует на лидерство, и только он – единственный в комедии, кто может повести за собой;
- назвать 3 основных качества лидера и записать их на доске;
- группам “оппонентов” подготовить вопрос, который опровергнет доказательства.
Таким образом, в процессе работы учитель вырабатывает несколько ключевых компетенций:
- учит работать с информацией (ведь все доказательства и опровержения строятся только на основе цитат из текста);
- вырабатывает коммуникативные навыки (на уроке при умелом направлении разворачивается настоящая дискуссия);
- учит делать выбор, акцентируя внимание на главном (ведь из множества качеств нужно выбрать только три);
- учит толерантности, терпимости к мнениям и взглядам других.
III. Выступления групп (см. Приложение).
IV. В конце выступления каждой группы ребята сами ставят баллы своему герою по 10-балльной шкале (его шансы на лидерство).
На доске у нас появляется следующее:
В процессе доказательства ребята записывают разные качества, которыми, на их взгляд, должен обладать лидер: смелость, упорство в достижении цели, красноречие, строгость, доброта, упрямство, самолюбие, эгоизм и т.д. Эти качества настолько противоречивы, что появляется ещё одна возможность обсудить их. Задача учителя – быть беспристрастным, ничего не опровергать и не обобщать, не делать выводов, постараться, чтобы ребята разобрались во всём сами. Как это сделать? Вспоминаем примеры из истории, обращаемся к словарю. Все ли качества, перечисленные ребятами, характеризуют человека как лидера? Может быть, мы в чём-то заблуждаемся?
V. Самая яркая и заключительная часть урока – тот “сюрприз”, который я подготовила ребятам.
В процессе дискуссии мы приходим к выводу, что, в принципе, лидера в нашем идеальном понимании в комедии “Недоросль” нет. Но тогда каким же он должен быть?
Во время урока в каждой группе выделились и проявили себя отдельные ученики. Прошу группы назвать одного самого активного участника урока из их группы. Это сложно: ведь все старались! Но выбор сделан.
Предлагаю этим самым активным ребятам занять места за столом в центре кабинета. Проводим игру “Аквариум”. Этой новой творческой группе задаётся вопрос: “Какие из названных качеств лидера, записанные на доске, нужно вычеркнуть?” Вопрос обсуждается три минуты. Конечно же, в процессе обсуждения сразу выявляется ученик, который руководит работой всей группы. Прерываю их дискуссию. Вопрос классу, который наблюдал за работой “аквариума”:
- Вы согласны с тем, что в группе оказались самые активные участники сегодняшнего урока? Но что же произошло? Почему все они так внимательно прислушивались к словам Миши, который руководил всей работой?
VI. Делаем выводы.
Да, действительно, лидером может стать каждый, всё зависит от условий, в которые мы попадаем, от людей, нас окружающих. Кто-то из нас поймёт умное слово, кто-то не выдержит натиска, давления. Значит, лидерские качества могут быть разными (опять примеры из литературы, истории). Важно уметь делать выбор, выработать в себе нравственные установки, не позволяющие принять негативное, необходимо научиться разумно доказывать свою правоту.
Приложение.
Приведем примерные доказательства ребят в защиту своего героя, претендента на лидерство (они могут быть и подробнее).
I группа. “Госпожа Простакова”.
Герой нашей группы – госпожа Простакова. На наш взгляд, она является явным лидером в комедии Фонвизина “Недоросль”. В качестве художественной детали мы выбрали скалку (грозное орудие для битья!). Госпожа Простакова управляет домом, заведует всем тем, чем должен управлять глава семейства: “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”.
Никто не смеет противиться её власти: “Разве я не властна в своих людях?”
В характере Простаковой четко проявляются черты деспотизма, иногда необходимые лидеру: “Да которая бестия без моего спору отдаёт тебе письма?”
Она хитра, умеет “ладить” с людьми, что тоже не помешает лидеру: речь её меняется в зависимости от того, к кому она обращается (“Вор”, “каналья”, “бестия” - слугам; “милости просим” - гостям и “нужным людям”).
Госпожа Простакова страстно отстаивает свои представления о нормах жизни. В основе позиции Простаковой – доминирование силы, грубый захват инициативы любой ценой. Вечно на страже собственной правды, фонтанирующая энергией, поразительно уверенный в себе лидер, Простакова формулирует жизненные принципы своего мира и своего клана, быт “старинных людей”. Она – бесспорный лидер в комедии.
II группа. “Митрофан”
Художественная деталь – кувшин кваса. Мы выбрали именно эту делать, так как Митрофан выпил “целый кувшинец” кваса, это подтверждают слова Еремеевны: “Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил”. Есть еще одна причина нашего выбора: Митрофана ничего, кроме еды, не интересует.
Мы считаем Митрофана лидером комедии. Если бы не избалованность и не лень, он мог бы показать себя с лучшей стороны.
Главная его лидерская черта – находчивость. Не зная ответа на вопрос учителя о роде слова “дверь”, он придумывает его, говоря, что “дверь” относится к имени прилагательному, “потому что она приложена к своему месту”.
Он резок, решителен, груб: “Да отвяжись, матушка, как навязалась …” (матушке); “Убирайся, дядюшка, проваливай!” (Скотинину).
В решении кардинального вопроса своей судьбы он, внешне следуя материнским наставлениям и оставаясь достойным утешением родительницы, отступает от нее и от традиций, ею освещаемых.
Стремясь устроить свою судьбу, Митрофан как бы меняет на протяжении пьесы несколько “ролей”. Начав с бездумности сластолюбивого юнца (“разнежась”, говорит он Скотинину о своем будто бы давнем намерении жениться на Софье), он сталкивается с яростным сопротивлением соперника и, в свою очередь, начинает все более жестоко противостоять любому, кто встанет на его пути. Мы заметили, что сакраментальная фраза “Не хочу учиться – хочу жениться” заслонила от читателей предшествующую, гораздо более характерную фразу – ответ героя на реплику Простаковой: “Придет час воли Божией” - “Час моей Воли пришел!” Митрофан, произнесший эти слова, внезапно превращается в Наполеона, отвергающего все возможные, принятые законы.
Разве это не лидер?
III группа. “Софья”
Художественные детали – письмо, роза, книга.
Наш герой – молодая девушка по имени Софья. Она сирота, отец её умер, когда она была ещё младенцем, а мать – полгода назад. У бедной девушки остался только дядя Стародум, но и тот уехал в Сибирь, о нем долго не было никаких вестей.
Для характеристики героя мы подобрали три символа, наиболее характерных для Софьи.
1 символ – письмо.
Мы выбрали его, так как считаем, что этот предмет может полнее описать события, в которых оказывается наша героиня. Если вспомним эпизод, то заметим, что жизнь Софьи меняется с получением данного предмета.
2 символ – роза.
Мы не должны забывать, что Софья – молодая девушка, для которой свойственны нежность, мягкость, красота, а это всегда ассоциируется с цветком.
3 символ – книга.
Героиня любила читать французские романы, книги о воспитании благородных девиц.
Мы считаем, что Софья – претендент на лидерство. Мы не утверждаем, что она безусловный лидер, в ней только проявляются черты лидера. Она умна, честна терпелива:
“Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение достойных людей”.
“Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными”.
“Я теперь живу, чувствую и достоинство честного человека и его должность”.
“Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники …” (Милону).
Лидер должен обладать не только такими качествами, как ум, честность, терпение, но должен уметь слушать (в особенности старших) и делать определенные выводы:
“Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон”.
Мы может утверждать, что именно и для нашей героини может настать время лидерства.