Эпиграфы:
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б.Паскаль
Нельзя публично обсуждать детские поступки.
С.Соловейчик
Цели и задачи урока: создать условия для
Знакомства с биографией писателя и
особенностями ее творчества;
Оборудование: портрет автора, информация об авторе, текст, разбитый на фрагменты.
Тип урока: работа с художественным текстом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Учитель сообщает, что занятие не совсем обычное (придется составлять кластеры, сравнительные таблицы, синквейны). Дети объединяются в микрогруппы.
(Тихо звучит музыка)
2. Информация об авторе.
На доске портрет Татьяны Толстой (каждая микрогруппа имеет таблицу №1).
знаю | хочу узнать | узнал |
Вопрос 1. Ребята, что вы знаете об этой писательнице? (Ответы в обобщенном виде вписываются в первую колонку таблицы.)
Вопрос 2. Что вы хотите узнать об этом человеке? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы).
Учитель предлагает информацию об авторе (см. приложение: презентация” Жизнь и творчество Татьяны Толстой ”). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.
3. Интеллектуальная разминка.
Согласны ли вы с высказыванием?” Дети никогда не будут любить того, кто не любит их”.
(Да, я согласна с этим высказыванием, потому что не смогу любить того человека, который плохо ко мне относится.)
4. Стадия вызова.
“Мозговой штурм”
- “Господи, как страшен и враждебен мир… Кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх, жалость и стыд...” – эти слова из рассказа Т.Толстой. Он называется “Любишь – не любишь”.
1. Какие ассоциации вызывают у вас эти строчки? Как вы думаете, о чем этот рассказ?
(Дети предугадывают сюжет рассказа).
Объясните смысл названия рассказа? (После чтения по частям.)
2. Сильной позицией текста является заголовок, он непосредственно связан с темой произведения. Какова же тема данного произведения? Возможно, ли одновременно любить и не любить?
5. Стадия осмысления.
(Перед детьми текст ксерокопии рассказа.)
- Чтение рассказа (15 мин) – выборочно.
- Дети получают задание: по ходу чтения составить сравнительную таблицу.
Которая поможет ответить на вопрос:” Почему девочки сильно любят няню Грушу и ненавидят “ Мариванну”?
Почему девочки любят нянечку? |
Почему девочки ненавидят Марью Ивановну? |
Беседа.
- О чем этот рассказ? (Этот рассказ о двух девочках, сестрах, они все время сталкиваются с миром взрослых и не принимают его, отторгают.)
- Как автор относится к своим героям? (Она мастерски проникает в мир детей, хочет понять девочек и принять их мир.)
- Какой момент в рассказе является кульминационным? Зачитайте. (Детский крик-мольба: Господи, долго ли нам еще терпеть друг друга?!)
- Придет ли к детям избавление? (Да)
- Как заканчивается рассказ? (“У нас впереди лето”, рассказ заканчивается радостно).
Какой вывод можно сделать? Что же нужно, чтобы вырастить хорошего человека?
6 Составление кластера.
Например:
7. Стадия рефлексии.
Ребята работают над составлением синквейна, пользуясь данным алгоритмом:
Пример синквейна:
Любовь –
Детская, чистая
Побеждает, возвышает, удивляет.
Что такое дети?
Жизнь.
О.В.
7. Домашнее задание: рецензия.