Урок внеклассного чтения по современной литературе на тему: Т.Толстая. Рассказ "Любишь – не любишь"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Эпиграфы:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Б.Паскаль

Нельзя публично обсуждать детские поступки.

С.Соловейчик

Цели и задачи урока: создать условия для

  • Знакомства с биографией писателя и особенностями ее творчества;
  • Приобретения навыков анализа художественного текста по ходу фрагментарного чтения;
  • Приобщения учащихся к творчеству современных авторов;
  • Формирования у ребят представлений о нравственных ценностях на основе изучения данного произведения.

Оборудование: портрет автора, информация об авторе, текст, разбитый на фрагменты.

Тип урока: работа с художественным текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Учитель сообщает, что занятие не совсем обычное (придется составлять кластеры, сравнительные таблицы, синквейны). Дети объединяются в микрогруппы.

(Тихо звучит музыка)

2. Информация об авторе.

На доске портрет Татьяны Толстой (каждая микрогруппа имеет таблицу №1).

знаю хочу узнать узнал
     
     

Вопрос 1. Ребята, что вы знаете об этой писательнице? (Ответы в обобщенном виде вписываются в первую колонку таблицы.)

Вопрос 2. Что вы хотите узнать об этом человеке? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы).

Учитель предлагает информацию об авторе (см. приложение: презентация” Жизнь и творчество Татьяны Толстой ”). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.

3. Интеллектуальная разминка.

Согласны ли вы с высказыванием?” Дети никогда не будут любить того, кто не любит их”.

(Да, я согласна с этим высказыванием, потому что не смогу любить того человека, который плохо ко мне относится.)

4. Стадия вызова.

“Мозговой штурм

- “Господи, как страшен и враждебен мир… Кто же был так жесток, что вложил в меня любовь и ненависть, страх, жалость и стыд...” – эти слова из рассказа Т.Толстой. Он называется “Любишь – не любишь”.

1. Какие ассоциации вызывают у вас эти строчки? Как вы думаете, о чем этот рассказ?

(Дети предугадывают сюжет рассказа).

Объясните смысл названия рассказа? (После чтения по частям.)

2. Сильной позицией текста является заголовок, он непосредственно связан с темой произведения. Какова же тема данного произведения? Возможно, ли одновременно любить и не любить?

5. Стадия осмысления.

(Перед детьми текст ксерокопии рассказа.)

  • Чтение рассказа (15 мин) – выборочно.
  • Дети получают задание: по ходу чтения составить сравнительную таблицу.

Которая поможет ответить на вопрос:” Почему девочки сильно любят няню Грушу и ненавидят “ Мариванну”?

Почему девочки
любят нянечку?
Почему девочки ненавидят Марью Ивановну?

Беседа.

  1. О чем этот рассказ? (Этот рассказ о двух девочках, сестрах, они все время сталкиваются с миром взрослых и не принимают его, отторгают.)
  2. Как автор относится к своим героям? (Она мастерски проникает в мир детей, хочет понять девочек и принять их мир.)
  3. Какой момент в рассказе является кульминационным? Зачитайте. (Детский крик-мольба: Господи, долго ли нам еще терпеть друг друга?!)
  4. Придет ли к детям избавление? (Да)
  5. Как заканчивается рассказ? (“У нас впереди лето”, рассказ заканчивается радостно).
  6. Какой вывод можно сделать? Что же нужно, чтобы вырастить хорошего человека?

6 Составление кластера.

Например:

7. Стадия рефлексии.

Ребята работают над составлением синквейна, пользуясь данным алгоритмом:

Пример синквейна:

Любовь –
Детская, чистая
Побеждает, возвышает, удивляет.
Что такое дети?
Жизнь.

О.В.

7. Домашнее задание: рецензия.