Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Э. Разгона "Борис и Глеб". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели и задачи:

  • на примере судеб Льва Эммануиловича Разгона, родственников одноклассников познакомить с одной из трагических страниц истории страны – временем репрессий;
  • определить основной мотив рассказа – мотив запредельности существования человека в сталинских лагерях и мотив внутреннего сопротивления системе;
  • развивать навыки анализа текста и навыки ведения диалога;
  • продолжить разговор о вечных ценностях, нравственных уроках, которые преподает нам русская литература;
  • пробуждать чувство сопричастности судьбе своей страны, чувство ответственности за свой выбор, за будущее.

Форма урока: урок-исследование с элементами дискуссии.

Оборудование:

  • компьютерная презентация «Жизненный путь Л.Э.Разгона», «Святые братья Борис и Глеб»;
  • документы из городского музея;
  • портрет Л.Разгона, коллаж из фотографий, связанных с лагерной темой;
  • музыкальное сопровождение

Опережающие задания:

  • индивидуальное задание ученикам: на основе семейных документов, воспоминаний, реликвий подготовить рассказ об истории своей семьи;
  • задание группе «историков»:

1) подготовить презентацию о первых русских святых – Борисе и Глебе. Почему их канонизировали?
2) О каком историческом периоде идет речь в рассказе? Что мы знаем об этом времени? На основе архивных данных городского музея подобрать воспоминания участников событий, связанных с репрессиями 30–40-х годов.

Задания «литераторам»:

Задания для 1-й группы

1) Восстановите прошлое писателя. Как он попал в лагерь?
2) Как братья Борис и Глеб – главные герои рассказа Л. Разгона – оказались в лагере?
3) Каково отношение Бориса и Глеба к лагерникам? Какую тактику поведения выбрал старший брат?

Задания для 2-й группы

1) Как проявляется авторская оценка героев?
2) Какие художественные детали помогают автору создать образы Бориса и Глеба?
3) В чем заключается смысл названия рассказа?
4) Какова основная идея рассказа?

Задания для 3-й группы

1) Кем были родители Бориса и Глеба?
2) Как вы думаете, почему отец назвал «своих поздних и любимых сынов именами мучеников»?
3) Почему эпиграфом к уроку мы взяли строчки из стихотворения поэта, солдата, прошедшего всю войну,– Бориса Слуцкого « Без вины виноватые»?

План урока:

I. Организационный момент

Объявление темы урока. Настрой учащихся на работу.

II. Актуализация.

1) Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
2) Работа с материалами. Защита презентаций. Ответы на вопросы.
3) Корректировка результатов. Выводы.

III. Заключение.

Рефлексия.

Приложение 1

Эпиграф к уроку:

Виноватые без вины виноваты за это особо, потому что они должны виноватыми быть до гроба…
Борис Слуцкий

Ход урока

1. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока

(Сообщение темы и целей урока)

Учитель: В центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы. Добро и зло, честь и совесть, самоотверженность и человеколюбие, преданность и предательство, сохранение человеком чувства собственного достоинства – это далеко не все вопросы, которые решают русские писатели в своих произведениях. Порой на долю человека выпадают страшные, даже жестокие испытания, когда он оказывается на грани смерти. Но даже в самых экстремальных условиях у человека всегда есть выбор, который каждый определяет в соответствии со своим нравственным идеалом. Иногда страх смерти становится сильнее, и человек переходит ту черту, которая отделяет его от животного. Но бывает и по-другому. Человек, несмотря ни на что, остаётся человеком, сохраняет в себе человеческое, не теряет уважения к себе.

Сегодня наш разговор пойдёт о людях (почти мальчиках), оказавшихся по воле судьбы в нечеловеческих условиях – в лагере для заключённых. Это главные герои рассказа Льва Разгона « Борис и Глеб». Автор написал историю двух мальчиков, «которую нельзя назвать неправдоподобной».

Основная цель урока – понять, почему память автора тревожила много лет судьба двух братьев – юношей, с которыми он столкнулся в тяжёлый период лагерной жизни, хотя перед ним прошли десятки таких мальчиков… Основополагающими в нашем проекте мы поставим вопросы:

  1. с помощью каких элементов художественного стиля писателя создаются образы братьев?
  2. что им помогает выстоять в нечеловеческих условиях и остаться людьми?
  3. актуальна ли история святых Бориса и Глеба в наши дни?

В чем заключается смысл названия рассказатаков проблемный вопрос, ответить на который мы сможем, только опираясь на текст самого произведения. Сначала проведем словарную работу.

  • ГУЛАГ – главное управление лагерей для заключенных.
  • НКВД – народный комиссариат внутренних дел.
  • Репрессии – карательные меры, наказания со стороны органов власти.
  • Реабилитация – восстановление по суду или в административном порядке в прежних правах.
  • Конвой – команда, предназначенная для охраны и сопровождения пленных и арестованных.
  • Карцер – специальная изолированная камера для временного одиночного содержания нарушителей режима.
  • Тоталитаризм – форма государства, которая отличается полным (тотальным) контролем над всеми областями жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении инакомыслящих.

I. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп

Учитель. Готовясь к уроку, вы работали в группах, собирали материал по своему направлению. Сейчас председатели ваших групп сделают отчет о проделанной работе. Во время выступлений будьте внимательны, отбирайте главное и фиксируйте в таблицах. Перед вами критерии оценивания мультимедийных презентаций, план оценивания презентации группы, опросный лист участника проекта, листы для составления синквейна к слову «братья». В конце урока расскажете, что вы узнали, к чему стали относиться по-другому, в чём изменились, зачитаете синквейны.

Давайте обратимся к биографии писателя. Слово предоставляется 1-й группе. (Показ слайдов). Приложение 2.

Вывод: Лев Эммануилович, несмотря на то, что провёл в лагерях 7 лет, остался Человеком, обладая качествами характера: трудолюбием, чувством собственного достоинства, человечностью, умением сопереживать и сострадать чужой беде.

Учитель. На уроках истории и литературы мы познакомились с жанром житие и прочитали «Житие святого Сергия Радонежского», Александра Невского. Группа « историков» приготовила презентацию о первых русских святых – страстотерпцах Борисе и Глебе. Посмотрите и ответьте на вопрос: почему были канонизированы русские князья? Приложение 3.

Ученик. Князья Борис и Глеб (память совершается 6 августа) не включились в борьбу за власть и поступили как христиане: предпочли пострадать, но не идти против совести. И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.

Учитель. Их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного императора Николая II и его семьи. После их казни и начались репрессии в нашей стране. Обратимся к рассказу.

Как братья Борис и Глеб – главные герои рассказа Л. Разгона – оказались в лагере? Кто же «помог» им?

Ученица. Отец их, бывший полковник генерального штаба, был убит случайным выстрелом ночного патруля. И дети остались одни на всем свете.

(Далее зачитывается фрагмент рассказа на с.79).

Учитель. Каково отношение Бориса и Глеба к лагерникам? Какую тактику поведения выбрал старший брат?

Ученик. Некоторые зэки старались как – то приручить этих ребят, помочь. Но Борис и Глеб спокойно и с забытым уже достоинством отвергали эту помощь. В их старомодной, еще дореволюционной учтивости, воспитанности, во всей лексике, где совершенно отсутствовал мат и лагерные термины, было нечто, внушающее уважение. Поэтому к братьям относились хорошо все – от бригадира до арестантов. Борис – в силу характера и воспитания – выбрал для себя и брата единственно правильную форму существования. Только оставаясь чужим для всех, не сливаясь с лагерниками, могли они сохранить свою «самость», остаться такими, какими их вырастил отец.

Учитель. Как проходил лагерный день? Чем отличались братья от других? Почему вызывали сочувствие у зэков?

Ученица. (Зачитывает фрагмент рассказа на с.77). В жуткой толпе, где никого нельзя узнать, они бросались в глаза: всегда были рядом, изредка ...

Учитель. Как проявляется авторская оценка героев?

Ученица. В описании внешности братьев – «снимали, когда бригаду приводили в столовую, старые шапки,… обнажая в любой мороз головы – с каштановыми волосами у Бориса и пшеничными – у Глеба…». (Зачитывается диалог на с.78 между автором и Борисом). Метафора «пшеничные» подчеркивает трогательное отношение автора к младшему брату; а их интеллект и воспитание в этом аду вызывали в нем чувство уважения. Лев Эммануилович употребляет метафору – фразеологизм «раздирает мое сердце» история братьев, потому что очень хотел стать им как – то ближе, чем – то помочь, вмешаться в их страшные и несправедливые судьбы, даже забывал о своей собственной участи. Автор сопереживает своим героям, страдает вместе с ними, и от этого нам, читателям, становится еще больнее осознавать, что это могло происходить в нашей стране.

Учитель. Какие художественные детали помогают создать образы братьев?

Ученица. Портреты героев, поведение, поступки, речь героев, пейзаж. Из рассказа мы узнаем, что Борису было около 18 лет, а Глебу, наверное, около16. Они обладали прекрасной памятью, были начитанными: знали наизусть стихи Некрасова, Пушкина, А.Толстого. Борис, например, знал наизусть всю поэму А.С. Пушкина «Полтава». Глеб – «юноша похож на ребенка, попавшего в совершенно неведомую страну». И стихи он читал, которые печатались в дореволюционных хрестоматиях: пейзажные, исторические… Они не курили, как все зэки, не матерились, «вежливо говорили «доброе утро» или «добрый вечер» – это в лагере! Конечно же, они скучали по красоте и другой жизни, которую они видели. (Зачитывает ф-т на с.78).

Учитель. В чем заключается смысл названия рассказа?

Ученица. Название любого рассказа раскрывает его тему (круг событий, составляющих основу художественного произведения). Главные герои – Борис и Глеб – прошли все муки ада и остались людьми, не потеряли человеческого достоинства в нечеловеческих условиях. И духовные силы, по-моему, они находили в своем воспитании и образовании, в вере в Бога. Первые русские святые Борис и Глеб были зверски убиты своими братьями в XI веке. Это были первые жертвы братоубийственной (той же гражданской) войны, проходившей только девять веков назад. И Борис, и Глеб в рассказе Л.Разгона «убиты» режимом, который сформировался на родине их предков после гражданской войны, но только в другую историческую эпоху – в XX веке. Со святыми их объединяет мужество, благородство, терпение, глубокая вера, внутреннее чувство чести, любовь к Родине.

Учитель. Кем были родители Бориса и Глеба?

Ученица. Отец – кадровый офицер, в деникинской армии командовал ротой, прежде имел звание полковника генерального штаба. Мать – дочь московского адвоката. Она умерла после рождения младшего сына. Отец стал единственной опорой, воспитателем, идеалом и примером для них. Сыновей он воспитывал в страстной любви ко всему русскому: они учились в русской школе, потом в русском лицее, Борис собирался поступать в университет… Когда немцы напали на Россию, отец примкнул к «оборонцам», кто считал, что русские эмигранты должны защищать Россию, что они не имеют права сотрудничать с врагами родины.

Учитель. Как вы думаете, почему отец назвал «своих поздних и любимых сынов именами мучеников»?

Ученица. Автор в эпилоге рассказа задает 3 риторичесих вопроса (зачит.)

Учитель. Актуальна ли история святых Бориса и Глеба в наши дни?

Ученик. Я считаю, что их история актуальна, потому что современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть, наживу, стремление к материальному накоплению, презрение к бедным. И так нужны сейчас моральные примеры милосердия и доброты!

Учитель. Какова основная идея рассказа?

Ученик. Идея рассказа – не переступи, оставайся самим собой, что бы ни произошло в твоей жизни. Но вместе с тем автор нас предостерегает – люди, будьте бдительны, не допускайте новых репрессий по отношению к человеку.

Учитель. О каком историческом периоде идет речь в рассказе? Что мы знаем об этом времени? Слово группе «историков».

Ученица. Среди всех стран мира в XX веке самая трагичная история у России – революции, передел собственности, принудительное переселение народов, репрессии…Целая цепь кровавых братоубийственных войн. В период 40-х годов в нашей области практиковалась политика массовых репрессий и произвола. На территории нашей области в 40–50-е годы действовали более 400 лагерных подразделений.

Яркий пример тех событий мы можем найти рядом с нами…В нашем городе, живут семьи, история которых уходит своими корнями в те далекие 30-е -40-е годы. (Далее следуют рассказы о семьях Чернышевых и Семибратовых).

Учитель. Почему эпиграфом к уроку мы взяли строчки из стихотворения Бориса Слуцкого «Без вины виноватые»?

Ученица. Мы не можем подобрать слова, чтобы выразить отчаянную боль и глубокое сострадание к судьбам двух юношей, стремившихся на родину предков, чтобы защитить её от врагов. За что их осудили? В чём их вина?

«Без вины виноватые…» – сколько их?! Истерзанных в сталинских лагерях, испивших до дна горечь утраты свободы, молодости, возможности чувствовать себя человеком. Остаётся лишь память. Об этом «Баллада о Колыме» поэта Валентина Португалова, прошедшего сталинские лагеря. (Ученица под «Реквием» Моцарта читает отрывок из баллады).

Вывод делает учитель. Рассказ заканчивается трагично. Братья погибают. Главный урок, который мы должны вынести после прочтения этого рассказа, – даже в труднейших условиях можно остаться Человеком. Это нужная и своевременная исповедь русского человека, преданного своей Родине…

В видеообращении Д.А.Медведев от 30.10.09. призывает нас «изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны».

Рефлексия.

В заключение я прошу вас зачитать опросные листы участников проекта (что вы узнали, к чему стали по-другому относиться, какой из этапов урока запомнился больше всего и почему). Руководители групп выставят общие баллы по критериям оценивания.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение.