Оборудование:
- тексты книги "Аленький цветочек",
- компьютер и проектор,
- заготовки для изготовления аленького цветочка по количеству групп и человек в классе,
- клей,
- картон,
- слайды по теме урока (см. Приложение).
Задачи урока:
- Воспитывать милосердие, сострадание
- Развивать навыки работы в мини-группах.
- Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
- Учить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; составлять план.
- Познакомить с творчеством русского писателя С.Т.Аксакова.
ХОД УРОКА
Сегодня у нас с вами не простой урок, а - волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.
- А где это может происходит?
- Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).
Сегодня на уроке мы поведем разговор о сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": о ее создании, сюжете, идее и героях. Поучимся работать самостоятельно и в группах.
СЛАЙД - обложка "Аленький цветочек"
Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. История создания сказки "Аленький цветочек" говорит о том, что это приложение к повести "Детские годы Багрова-внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.
-Как же появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.
Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику
Сереже Аксакову пришла перед сном "деревенская
Шахерезада", ключница Пелагея, "помолилась
Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по
своей привычке всякий раз приговаривая:
"Господи, помилуй нас грешных", села у печки,
подгорюнилась одною рукой и начала говорить
немного нараспев:
"В некиим царстве, в некиим
государстве жил-был богатый купец, именитый
человек. Много у него было всякого богатства,
дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных
камениев, золотой и серебряной казны; и было у
того купца три дочери, все три красавицы писаные,
а меньшая лучше всех..."
- Кто же была эта Пелагея?
Ученик-2: Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
Ученик-3:Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: "Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!" И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... Но сказки - не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал "Аленький цветочек". Позже, работая над книгой "Детские годы Багрова - внука", Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение.
СЛАЙД - портрет Аксакова С. Т.
- Понравилась ли вам сказка С. Аксакова? Какие эпизоды особенно запомнились?
- О чем же эта сказка?
Итак, сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" о волшебной силе любви и добра. Это вечная тема в произведениях разных народов мира. И в связи с этим в жизни происходят очень интересные случаи. Так было и с автором "Аленького цветочка" .
Ученик-4: Спустя несколько лет после опубликования сказки "Аленький цветочек" Аксаков С.Т. поразился, когда прочитал сказку французской писательницы госпожи Бомон "Красавица и зверь" на такой же сюжет. А спустя еще некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского композитора Гретри "Земфира и Азор", сюжет ее был такой же, как в "Аленьком цветочке". Но это еще не все. В 18 веке читателям была известна сказка французской писательницы Жанлис "Красавица и чудовище":
СЛАЙД - обложка "Красавица ичудовище"
Физминутка
Изобразите мимикой, жестами лесного чудища.
Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные.
- Как же так, не могла же Пелагея этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?
Оказывается, все наоборот. Все сказки на этот сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из французского фольклора.
- Как же простая русская крестьянка, не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?
- Вспомните, историю какого другого известного поэта - сказочника напоминает услышанное об Аксакове и сказительнице - ключнице Пелагее?
Вот, оказывается, какая интересная история может быть у сказки. И как могут быть похожи судьбы писателей и их произведений.
- А теперь поработаем по группам. Проверим, насколько хорошо вы усвоили содержание сказки "Аленький цветочек".
Класс разделен на 4 группы : 2 группы получают картинки с изображениями эпизодов сказки, другие 2 группы получают наборы выдержек из текста, соответствующие картинкам. Предлагается каждой группе расположить картинки и выдержки соответственно тексту, в нужной последовательности. Проводится проверка этой работы: группы по очереди крепят на доску картинки, а другие группы зачитывают свои к ним выдержки. Если картинка и высказывание подобраны верно- на экран выводится слайд с данным кадром. По окончании работы - на экране все слайды сказки в нужной последовательности. (Рекомендую использовать слайды диафильма выборочно.)
СЛАЙДЫ - диафильм
- А как вы считаете, ребята, почему сказка названа "Аленький цветочек"?
- Является ли он главным героем? Почему?
- Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?
- Эта сказка о цветочке или аленький цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери?
- Чему учит эта сказка?
Заключительное слово. Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Подведем итог нашего урока. На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
СЛАЙД - изображение Аленького цветочка.
(Можно подарить такую картинку каждому ученику)
Домашнее задание. Как мы теперь знаем, сказка "Аленький цветочек" - результат творческого союза С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"