Урок внеклассного чтения по татарской литературе "Прикамье, край родной!" 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.

Дидактическая модель обучения: частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Педагогические средства и формы:

  • слово учителя;
  • сообщения обучающихся;
  • слайд-материалы;
  • портрет поэта;
  • выставка книг;
  • проблемные вопросы;
  • задания дифференцированного характера.

Виды деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (поиск материалов к уроку).

Оборудование: Оформление доски, кабинета, творческие работы учащихся, выставка книг писателей и поэтов Прикамье, музыкальное сопровождение урока: фонограмма с песнями поэтов и композиторов родного края, выставка детских рисунков.

Межпредметные связи: татарский язык, русский язык (публицистический стиль), русская литература, история.

Цели урока:

  1. Учить работе с книгой, написанной соотечественниками, размышлять о прочитанном, глубоко мыслить, делиться впечатлением.
  2. Формировать внутреннюю потребность личности в изучении культуры и литературы родного края, нравственных качеств ученика на основе творчества с татарского поэта – земляка Раиса Гимадиева.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за своих земляков, прививать интерес к творчеству писателей и поэтов Прикамье.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о жизни и творчестве Р.Гимадиева.
  2. Показать основные мотивы творчества Р.Гимадиева.
  3. Совершенствовать навыки анализа языка поэтического текста.

Эпиграф урока:

Пою я оду родному краю,
Лесным озерам, лугам и полям.
Родной мой край, родная земля
Как дорог ты мне, Отчизна моя.

“Тоска” Раис Гимадиев.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит фонограмма “ Чистай вальсы …” (слова и музыка Ф.Ахмадиева )

Учитель:

- Добрый день. Начинаем наш урок. Пусть для всех этот урок принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства. Как прекрасен наш край! Каждому ли из нас дано уловить, как дышит земля, как растёт - ворошит трава сухие листья, как проглядывает румянец на берёзах? Нет, далеко не каждому. И когда вдруг появится рядом счастливый человек, который может и землю чувствовать, и краски различать, а самое главное – передавать нам это через слово, тогда мы говорим о самородном таланте.

Писатели и поэты нашего края являются талантливыми людьми, передающими красоты края, любовь и величие малой Родины.

Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве земляка-поэта Раиса Гимадиева. Тема нашего урока: “Прикамье, край родной! (Родина в творчестве земляка поэта Раиса Гимадиева)

Эпиграфом урока взяты строки из его стихотворения “Тоска”. (Перевод авторов).

Пою я оду родному краю,
Лесным озерам, лугам и полям.
Родной мой край, родная земля
Как дорог ты мне, Отчизна моя.

2. Постановка цели урока:

Мы сегодня на уроке, опираясь на результаты ваших исследовательских работ, углубим знания о жизни и творчестве Раиса Гимадиева, выявим основные мотивы поэзии поэта, изобразительно - выразительные средства языка стихотворений.

3. Защита проектов:

- “Знаток жизни и творчества Р.Гимадиева”;
- “Самый лучший журналист”;
- “Самое лучшее сочинение”;
- “Самый лучший чтец стихов Р.Гимадиева”.

Первый проект – “Жизнь и творчество Раиса Гимадиева”.

Учитель:

- Татарский народ чтит, уважает, любит творчество Раиса Гимадиева, татарские композиторы на стихи поэта пишут музыку. Наш проект начнём с поэтической минутки. Стихотворенье “Родная земля”.

Ученики рассказывают о результате проделанной работы, читают стихи “Молодость”, “Набережные Челны”, “Моя столица”, представляют презентацию о жизни поэта. Выступление учеников сопровождается показом слайдов.

Звучит фонограмма “ Каргалым” (слова и музыка Р.Гимадиева)

Учитель:

- Что вы чувствовали, когда читали стихи, слушали музыку?

Выводы учащихся: “Человек, который живет в неразрывном единстве с природой, тем и отличается, что он постоянно старается обогатиться еще и еще, развить свой вкус, вырастить духовно. Природа прекрасна в любое время года. Но с особой теплотой я почему-то вспоминаю хрустально-чистые летние рассветы своего детства, вспоминаю горячие тропы, которыми бегал малым. Мне светило солнце – и мне принадлежал целый мир. Помню теплое дыхание дымящейся реки знойного дня, и склоненную над водой старую вербу, и прохладные источники в тени таких знакомых деревьев, - пишет поэт в своих стихах. - Мы взрослеем, мы рассуждаем о новых понятиях, мы познаем этот сложный мир, но везде на этой нелегкой дороге будут возникать (пусть даже в воспоминаниях) золотые, наиболее дорогие “образы” детства — картины родной природы”.

- Запишите на доске слово или словосочетание, которое явилось бы ключевым в вашем выступлении.

Малая Родина, мое Отечество

- Прежде чем перейти к следующему этапу нашего проекта важно вспомнить основные даты жизни и творчества Раиса Гимадиева.

Раздаются карточки, где указаны даты, связанные с жизнью и творчеством поэта. Дети должны вспомнить события, связанные с этими датами.

Даты События, связанные с жизнью и творчеством поэта
23 апрель 1954 год  
   
   

Проект №2 – “О семье поэта”.

Учитель:

- В этом году мы отметили вместе с поэтом столетие со дня рождения его отца Гимадиева Мубаракши. Эта семья славилась борцами. Мы изучили генеалогическое дерево семьи Гимадиевых. Отдельно надо бы сказать и о деревенском детстве Раиса. Именно там истоки его мужества. Родился в Чистопольском селе Каргали пятым ребенком в большой семье. А всего в ней было девять детей. И все мальчишки. Братья росли на зависть дружными и крепкими, как дубки. Школьный зал, как шутили в деревне, был гимадиевским. Все как один активно занимались спортом, да и росли работягами. Родители, простые крестьяне Мубаракша и Кафия, смогли вырастить хороших детей. Ни один в этой жизни не потерялся, занял достойное место под солнцем. Да и детскую дружбу смогли пронести через годы.

Каждый год в честь памяти отца проводятся юношеские соревнования по национальной борьбе. Одна из учениц подготовила подборку материалов о семье Раиса Гимадиева и выпустила газету.

(Выступление ученика, цитирование поэтических строк Р. Гимадиева о матери “Любовь матери”, ученики рассказывают о любви к родным людям: отцу, матери).

Вывод:

- В каких стихах поэта можно увидеть мотив к родным?
- Выразите, одним словом или словосочетанием главную мысль вашего выступления.

Тепло Родины, нежность матери

Проект №3 – Интервью с земляком.

Учитель:

- Правильно, Раиса Гимадиева много друзей. Сегодня в городе Набережные Челны живут люди, которые вместе с ним работают. Раис Гимадиев является Генеральным директором ОАО “Пассажирский автотранспортный комбинат”. Это предприятие является одним из крупных пассажирских АТП в регионе.

Челнинцы благодарны ему, так как они каждый день ездят на этих автобусах. Еще одна замечательная награда есть у Раиса Гимадиева. Его активная благотворительная деятельность не осталась незамеченной. Он стал лауреатом городского конкурса “Человек – золотое сердце”. Чужая боль и чужие проблемы никогда не оставляют равнодушным чуткое сердце.

Одной из учениц дано задание: встретиться и взять интервью у человека, который хорошо знает поэта.

(Выступление ученика с результатом проведённой работы).

Учитель:

- Читая стихи поэта, каждый из нас задумывается: откуда великая сила в его стихах? Где поэт черпает вдохновение для своего творчества? Если для А.С.Пушкина вдохновение - это Болдино, для Габдуллы Тукая - мелодичный Кырлай, где брал силу для поэзии, для творчества Раис Гимадиев?

Ожидаемый ответ:

Сила в народе, в его Родине, в семье

Учитель:

- Дом, родник, родина - основные мотивы лирики Раиса Гимадиева. Дом – это малая родина и детская память: тихие деревни, тополиные костры, куст в малиновой окалине среди редколесья, осенние поля, где оседают старые стога.

Как писал татарский поэт Гамил Афзал:

Как только не философствуй,
Три ценности есть на земле,
Самое святое,
Самое дорогое.
Самое ценное:
Родная земля,
Родной язык,
Родная мать”.

(Перевод авторов).

Его первую песню композитор Фирзар Муртазин показал популярному татарскому певцу Салавату Фатхетдинову. Салават не раздумывал. В его руках был хит. Песня “Хушлашма” (“Не прощайся”) до сих популярна у слушателей. А потом Раиса Гимадиева как прорвало – одна популярная песня за другой. “Кэрэзле телефон”, “Ак яр”, “Синсез гомер”, “Ана сагышы” – эти песни на слуху у любителей татарской эстрады. Их поют Салават, Илгизар Муртазин, Гульсина Сабирова и многие другие известные певцы. Теперь ни один конкурс “Татар жыры” не проходит без того, чтобы то или иное произведение Раиса Гимадиева не было отмечено жюри.

Тексты песен – это всегда серьезная проблема для исполнителя, – говорит композитор Фирзар Муртазин. – Сколько приходится отсеивать стихов. Вроде и музыка замечательная, а петь совершенно не хочется. А тут в каждой строчке – дыхание жизни. И дело не только в том, что лирика Раиса Гимадиева очень музыкальна, но и в том, что каждое стихотворение как маленькая поэма. Поэма о судьбе, о нашей с вами жизни, о наших проблемах. Никакой выспренности, и вместе с тем все так пронзительно, щемяще.

Звучит песня на стихи Раиса Гимадиева, музыка Альфреда Якшимбетова “Родной дом”.

Работа в группах по карточкам.

(Каждой группе даётся время для обсуждения, затем группы выступают перед всем классом, делается вывод после каждого выступления)

Карточка №1.

  1. Прочитайте наизусть или выразительно со сборника стихов Раиса Гимадиева стихотворение “ Деревня моя”.
  2. Как вы думаете, только о своей родной деревне пишет автор в этом стихотворении? Найдите в стихотворении строки, которые говорят о любви к Родине.
  3. Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору передать чувства и мысли о Родине.

Карточка №2

  1. Татарский композитор Зифа Нагаева пишет музыку на стихи Раиса Гимадиева . Послушайте песню “Эткэй нигезе” (“Отчий дом”).
  2. Подумайте, в чем особенность пейзажа в этом стихотворении? Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к родной земле.
  3. Что бы вы добавили к сказанному поэтом?

Карточка №3

  1. Расскажите наизусть стихотворение “Сагынырмын…”.
  2. Найдите в приведённом поэтическом отрывке олицетворения.
  3. Какой художественный приём использует автор в приведённых строках:

Сары кнбагышка кунган кошны,
Сайравында татар моы бар.
Сагынырмын сезне, юксынырмын,
Хушыгыз, дип, калган чыршылар.

Учитель:

- Обратим внимание на доску. Здесь вы в течение всего урока отмечали главные мысли своего выступления. Опираясь на эти записи, сделайте вывод, как связаны эти слова и выражения с жизнью и творчеством Раиса Гимадиева?

(Выводы учащихся).

Проект №4 – Творчество.

Учитель:

- Глубину любви Раиса Гимадиева к своей малой Родине мы понимаем, прочитывая его стихотворения. Талантливый поэт умело использует богатство татарского языка для создания шедевров - стихов. Его стихи полны чувством любви, уважения и гордости за свой родной край. А вы, какие красивые слова, мысли можете высказать по отношению к своей Родине?

(Выступление учащихся со своими творческими работами, посвященными к родной земле).

Вывод;

- Как связать тему урока с эпиграфом урока (обучающиеся делают выводы).
- Молодцы, ребята, вы смогли самостоятельно исследовать произведения наших поэтов и писателей, выказать свои чувства о замечательных людях, прославляющих своим талантом родной наш край, нашу малую Родину. На последующих уроках внеклассного чтения мы продолжим разговор о поэтах и писателях нашего края.

Домашнее задание (дифференцированно):

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений Раиса Гимадиева, посвященной теме Родины.
  2. Сделать иллюстрацию к стихотворению Раиса Гимадиева и подготовить её защиту.

Использованная литература:

  1. Исмагилова Разина "Чистаем/Родной Чистополь". Казань
  2. Гимадиев Раис “Жырларымны сезгэ багышлыйм...” (“Вам посвящаю свои песни…”), Казань: “ПИК “Дом печати”, 2001.
  3. Гимадиев Раис “Елмай еле, кояш”. Казань: “ПИК “Идел-Пресс”, 2008.
  4. Хабибуллина З.Н., Фардиева Х.Г., Хузиахметов А.Н. Татарская литература. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся татар). Казань: Издательство “Магариф”, 2011.