Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
Дидактическая модель обучения: частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Педагогические средства и формы:
- слово учителя;
- сообщения обучающихся;
- слайд-материалы;
- портрет поэта;
- выставка книг;
- проблемные вопросы;
- задания дифференцированного характера.
Виды деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (поиск материалов к уроку).
Оборудование: Оформление доски, кабинета, творческие работы учащихся, выставка книг писателей и поэтов Прикамье, музыкальное сопровождение урока: фонограмма с песнями поэтов и композиторов родного края, выставка детских рисунков.
Межпредметные связи: татарский язык, русский язык (публицистический стиль), русская литература, история.
Цели урока:
- Учить работе с книгой, написанной соотечественниками, размышлять о прочитанном, глубоко мыслить, делиться впечатлением.
- Формировать внутреннюю потребность личности в изучении культуры и литературы родного края, нравственных качеств ученика на основе творчества с татарского поэта – земляка Раиса Гимадиева.
- Воспитывать любовь к родному краю, гордость за своих земляков, прививать интерес к творчеству писателей и поэтов Прикамье.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о жизни и творчестве Р.Гимадиева.
- Показать основные мотивы творчества Р.Гимадиева.
- Совершенствовать навыки анализа языка поэтического текста.
Эпиграф урока:
Пою я оду родному краю,
Лесным озерам, лугам и полям.
Родной мой край, родная земля
Как дорог ты мне, Отчизна моя.
“Тоска” Раис Гимадиев.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит фонограмма “ Чистай вальсы …” (слова и музыка Ф.Ахмадиева )
Учитель:
- Добрый день. Начинаем наш урок. Пусть для всех этот урок принесёт успех, радость, добрые и красивые чувства. Как прекрасен наш край! Каждому ли из нас дано уловить, как дышит земля, как растёт - ворошит трава сухие листья, как проглядывает румянец на берёзах? Нет, далеко не каждому. И когда вдруг появится рядом счастливый человек, который может и землю чувствовать, и краски различать, а самое главное – передавать нам это через слово, тогда мы говорим о самородном таланте.
Писатели и поэты нашего края являются талантливыми людьми, передающими красоты края, любовь и величие малой Родины.
Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве земляка-поэта Раиса Гимадиева. Тема нашего урока: “Прикамье, край родной! (Родина в творчестве земляка поэта Раиса Гимадиева)
Эпиграфом урока взяты строки из его стихотворения “Тоска”. (Перевод авторов).
Пою я оду родному краю,
Лесным озерам, лугам и полям.
Родной мой край, родная земля
Как дорог ты мне, Отчизна моя.
2. Постановка цели урока:
Мы сегодня на уроке, опираясь на результаты ваших исследовательских работ, углубим знания о жизни и творчестве Раиса Гимадиева, выявим основные мотивы поэзии поэта, изобразительно - выразительные средства языка стихотворений.
3. Защита проектов:
- “Знаток жизни и творчества Р.Гимадиева”;
- “Самый лучший журналист”;
- “Самое лучшее сочинение”;
- “Самый лучший чтец стихов Р.Гимадиева”.
Первый проект – “Жизнь и творчество Раиса Гимадиева”.
Учитель:
- Татарский народ чтит, уважает, любит творчество Раиса Гимадиева, татарские композиторы на стихи поэта пишут музыку. Наш проект начнём с поэтической минутки. Стихотворенье “Родная земля”.
Ученики рассказывают о результате проделанной работы, читают стихи “Молодость”, “Набережные Челны”, “Моя столица”, представляют презентацию о жизни поэта. Выступление учеников сопровождается показом слайдов.
Звучит фонограмма “ Каргалым” (слова и музыка Р.Гимадиева)
Учитель:
- Что вы чувствовали, когда читали стихи, слушали музыку?
Выводы учащихся: “Человек, который живет в неразрывном единстве с природой, тем и отличается, что он постоянно старается обогатиться еще и еще, развить свой вкус, вырастить духовно. Природа прекрасна в любое время года. Но с особой теплотой я почему-то вспоминаю хрустально-чистые летние рассветы своего детства, вспоминаю горячие тропы, которыми бегал малым. Мне светило солнце – и мне принадлежал целый мир. Помню теплое дыхание дымящейся реки знойного дня, и склоненную над водой старую вербу, и прохладные источники в тени таких знакомых деревьев, - пишет поэт в своих стихах. - Мы взрослеем, мы рассуждаем о новых понятиях, мы познаем этот сложный мир, но везде на этой нелегкой дороге будут возникать (пусть даже в воспоминаниях) золотые, наиболее дорогие “образы” детства — картины родной природы”.
- Запишите на доске слово или словосочетание, которое явилось бы ключевым в вашем выступлении.
Малая Родина, мое Отечество
- Прежде чем перейти к следующему этапу нашего проекта важно вспомнить основные даты жизни и творчества Раиса Гимадиева.
Раздаются карточки, где указаны даты, связанные с жизнью и творчеством поэта. Дети должны вспомнить события, связанные с этими датами.
Даты | События, связанные с жизнью и творчеством поэта |
23 апрель 1954 год | |
Проект №2 – “О семье поэта”.
Учитель:
- В этом году мы отметили вместе с поэтом столетие со дня рождения его отца Гимадиева Мубаракши. Эта семья славилась борцами. Мы изучили генеалогическое дерево семьи Гимадиевых. Отдельно надо бы сказать и о деревенском детстве Раиса. Именно там истоки его мужества. Родился в Чистопольском селе Каргали пятым ребенком в большой семье. А всего в ней было девять детей. И все мальчишки. Братья росли на зависть дружными и крепкими, как дубки. Школьный зал, как шутили в деревне, был гимадиевским. Все как один активно занимались спортом, да и росли работягами. Родители, простые крестьяне Мубаракша и Кафия, смогли вырастить хороших детей. Ни один в этой жизни не потерялся, занял достойное место под солнцем. Да и детскую дружбу смогли пронести через годы.
Каждый год в честь памяти отца проводятся юношеские соревнования по национальной борьбе. Одна из учениц подготовила подборку материалов о семье Раиса Гимадиева и выпустила газету.
(Выступление ученика, цитирование поэтических строк Р. Гимадиева о матери “Любовь матери”, ученики рассказывают о любви к родным людям: отцу, матери).
Вывод:
- В каких стихах поэта можно увидеть мотив к
родным?
- Выразите, одним словом или словосочетанием
главную мысль вашего выступления.
Тепло Родины, нежность матери
Проект №3 – Интервью с земляком.
Учитель:
- Правильно, Раиса Гимадиева много друзей. Сегодня в городе Набережные Челны живут люди, которые вместе с ним работают. Раис Гимадиев является Генеральным директором ОАО “Пассажирский автотранспортный комбинат”. Это предприятие является одним из крупных пассажирских АТП в регионе.
Челнинцы благодарны ему, так как они каждый день ездят на этих автобусах. Еще одна замечательная награда есть у Раиса Гимадиева. Его активная благотворительная деятельность не осталась незамеченной. Он стал лауреатом городского конкурса “Человек – золотое сердце”. Чужая боль и чужие проблемы никогда не оставляют равнодушным чуткое сердце.
Одной из учениц дано задание: встретиться и взять интервью у человека, который хорошо знает поэта.
(Выступление ученика с результатом проведённой работы).
Учитель:
- Читая стихи поэта, каждый из нас задумывается: откуда великая сила в его стихах? Где поэт черпает вдохновение для своего творчества? Если для А.С.Пушкина вдохновение - это Болдино, для Габдуллы Тукая - мелодичный Кырлай, где брал силу для поэзии, для творчества Раис Гимадиев?
Ожидаемый ответ:
Сила в народе, в его Родине, в семье
Учитель:
- Дом, родник, родина - основные мотивы лирики Раиса Гимадиева. Дом – это малая родина и детская память: тихие деревни, тополиные костры, куст в малиновой окалине среди редколесья, осенние поля, где оседают старые стога.
Как писал татарский поэт Гамил Афзал:
Как только не философствуй,
Три ценности есть на земле,
Самое святое,
Самое дорогое.
Самое ценное:
Родная земля,
Родной язык,
Родная мать”.
(Перевод авторов).
Его первую песню композитор Фирзар Муртазин показал популярному татарскому певцу Салавату Фатхетдинову. Салават не раздумывал. В его руках был хит. Песня “Хушлашма” (“Не прощайся”) до сих популярна у слушателей. А потом Раиса Гимадиева как прорвало – одна популярная песня за другой. “Кэрэзле телефон”, “Ак яр”, “Синсез гомер”, “Ана сагышы” – эти песни на слуху у любителей татарской эстрады. Их поют Салават, Илгизар Муртазин, Гульсина Сабирова и многие другие известные певцы. Теперь ни один конкурс “Татар жыры” не проходит без того, чтобы то или иное произведение Раиса Гимадиева не было отмечено жюри.
Тексты песен – это всегда серьезная проблема для исполнителя, – говорит композитор Фирзар Муртазин. – Сколько приходится отсеивать стихов. Вроде и музыка замечательная, а петь совершенно не хочется. А тут в каждой строчке – дыхание жизни. И дело не только в том, что лирика Раиса Гимадиева очень музыкальна, но и в том, что каждое стихотворение как маленькая поэма. Поэма о судьбе, о нашей с вами жизни, о наших проблемах. Никакой выспренности, и вместе с тем все так пронзительно, щемяще.
Звучит песня на стихи Раиса Гимадиева, музыка Альфреда Якшимбетова “Родной дом”.
Работа в группах по карточкам.
(Каждой группе даётся время для обсуждения, затем группы выступают перед всем классом, делается вывод после каждого выступления)
Карточка №1.
- Прочитайте наизусть или выразительно со сборника стихов Раиса Гимадиева стихотворение “ Деревня моя”.
- Как вы думаете, только о своей родной деревне пишет автор в этом стихотворении? Найдите в стихотворении строки, которые говорят о любви к Родине.
- Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору передать чувства и мысли о Родине.
Карточка №2
- Татарский композитор Зифа Нагаева пишет музыку на стихи Раиса Гимадиева . Послушайте песню “Эткэй нигезе” (“Отчий дом”).
- Подумайте, в чем особенность пейзажа в этом стихотворении? Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к родной земле.
- Что бы вы добавили к сказанному поэтом?
Карточка №3
- Расскажите наизусть стихотворение “Сагынырмын…”.
- Найдите в приведённом поэтическом отрывке олицетворения.
- Какой художественный приём использует автор в приведённых строках:
Сары кнбагышка кунган кошны,
Сайравында татар моы бар.
Сагынырмын сезне, юксынырмын,
Хушыгыз, дип, калган чыршылар.
Учитель:
- Обратим внимание на доску. Здесь вы в течение всего урока отмечали главные мысли своего выступления. Опираясь на эти записи, сделайте вывод, как связаны эти слова и выражения с жизнью и творчеством Раиса Гимадиева?
(Выводы учащихся).
Проект №4 – Творчество.
Учитель:
- Глубину любви Раиса Гимадиева к своей малой Родине мы понимаем, прочитывая его стихотворения. Талантливый поэт умело использует богатство татарского языка для создания шедевров - стихов. Его стихи полны чувством любви, уважения и гордости за свой родной край. А вы, какие красивые слова, мысли можете высказать по отношению к своей Родине?
(Выступление учащихся со своими творческими работами, посвященными к родной земле).
Вывод;
- Как связать тему урока с эпиграфом урока
(обучающиеся делают выводы).
- Молодцы, ребята, вы смогли самостоятельно
исследовать произведения наших поэтов и
писателей, выказать свои чувства о замечательных
людях, прославляющих своим талантом родной наш
край, нашу малую Родину. На последующих уроках
внеклассного чтения мы продолжим разговор о
поэтах и писателях нашего края.
Домашнее задание (дифференцированно):
- Выучить наизусть одно из стихотворений Раиса Гимадиева, посвященной теме Родины.
- Сделать иллюстрацию к стихотворению Раиса Гимадиева и подготовить её защиту.
Использованная литература:
- Исмагилова Разина "Чистаем/Родной Чистополь". Казань
- Гимадиев Раис “Жырларымны сезгэ багышлыйм...” (“Вам посвящаю свои песни…”), Казань: “ПИК “Дом печати”, 2001.
- Гимадиев Раис “Елмай еле, кояш”. Казань: “ПИК “Идел-Пресс”, 2008.
- Хабибуллина З.Н., Фардиева Х.Г., Хузиахметов А.Н. Татарская литература. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школы с русским языком обучения (для учащихся татар). Казань: Издательство “Магариф”, 2011.