Урок внеклассного чтения по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • пробуждение интереса к истории своей Родины, к чтению серьезной классической литературы,
  • нравственное воспитание учащихся на примере литературных героев.

Оборудование:

  • репродукции картин о ВОВ,
  • фрагменты экранизации произведения “Судьба человека”,
  • портрет Михаила Шолохова,
  • его книги,
  • издания рассказа разных лет,
  • тексты рассказа.

I. Вступительное слово учителя:

22 июня 1941 года около 4 часов утра немецкая авиации нарушила границы СССР, началась Великая Отечественная война. Мирное небо, спокойная жизнь, выпускные вечера, веселые лица людей – вот что предшествовало главным событиям в рассказе замечательного писателя, Лауреата Нобелевской премии М.А.Шолохова, перу которого принадлежат многие произведения.

II. – Кто может назвать его произведения?

Рассмотрим выставку работ писателя.

– Кто является главным героем рассказа, о котором сегодня пойдет речь?
– Прочтите тот эпизод, где говорится о жизни Андрея Соколова до войны.

На экране выплывает дата “1941 год”, звучат слова “Но вот она война…”

Экскурс в историю: эти страшные дни нашли отражение в произведениях живописи, скульптуры, кинематографии, музыки и, конечно, литературы. В самые первые дни войны А.Ахматова обратилась ко всем женщинам со словами клятвы (звучит стихотворение “Клятва” в исполнении учащегося).

Весь народ встал на защиту своей Родины, ведь на русской земле должна звучать русская речь:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово… (исполняет ученик)

Всем известно, какой ценой далась нам победа над фашизмом.

Михаил Шолохов в своем рассказе, опубликованном в 1956 году, поднимает проблему психологии личности во время войны.

Этот рассказ о простом человеке на большой войне. Перед нами не просто история жизни, а судьба человека. Русский человек прошел через все ужасы войны и ценой огромных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь.

Здесь поднимается проблема психологии русского солдата.

– От какого лица ведется повествование?
– В чем помогает нам повествование от первого лица?

На экране сцена прощания Андрея с семьей.

– Что поражает в этой сцене? (“Умирать буду, а не прощу себе…” Ушел Андрей на фронт, и вся жизнь как бы пошла под откос. Страдание героя – это не эпизод, связанный с судьбой одной личности, эта судьба России. В этом и заключается смысл рассказа. Подвиг человека предстает перед нами в рассказе Шолохова не на поле боя, не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена.

Именно здесь раскрывается характер главного героя: не раз смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе силы и, несмотря ни на что, сохранил чувство собственного достоинства). (Слово учителя.)

Рассматриваем и анализируем следующие эпизоды:

– Первый побег.
– Сцена в комендатуре.
– Второй побег.

(После выступлений учащихся учитель обобщает их мысли.)

Еще большим испытанием становится для героя потеря родных.

Рассматриваем эпизод возвращения Соколова в Воронеж и гибель его семьи.

– Что ощущал в этот момент герой?

Зачитываем отрывок о смерти сына Анатолия.

(На экране без звука идет этот эпизод.)

Слово учителя:

Своему случайному собеседнику он говорит: “Иной раз не спишь…”

– Что можем мы сказать о герое, прошедшем через все ужасы фашистского плена? (Не сломался, не ожесточился, смог сохранить самое главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность.)

– Попробуем это доказать (рассматриваем эпизод усыновления Вани).

На экране фрагмент диалога в машине. (Соколов усыновил сироту, заменив ему отца. Он полюбил Ванюшу, согрел его заботой, и сам понемногу стал возвращаться к жизни.)

Звучит финал рассказа в исполнении учителя.

III. Мы видим, что наш герой думает прежде всего об обязанностях перед народом, перед Родиной. Это и есть народная мораль. Вот почему судьба Сокола – судьба народная.

Этот рассказ с потрясающей силой показал трагическую историю жизни обычного человека и покорил весь мир. Это было более полувека тому назад, но и сегодня гремят взрывы, раздаются выстрелы, течет кровь, плачут матери.

(На экране соответствующие сюжеты.)

Пусть же будет мир во всем мире, пусть ярко светит солнце и смеются дети, но память наша навсегда сохранит те страшные события.

Звучит отрывок из “Реквиема” Рождественского в исполнении подготовленного учащегося.