Цели:
- довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения;
- заставить каждого задуматься об ответственности за свои дела и поступки.
Оборудование:
- текст рассказа "Зимний дуб";
- портрет Ю. Нагибина;
- рисунок зимнего дуба – на доске.
Словарная работа: на доске – слово толерантность и его лексическое значение.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Писатель Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Надолго ли? Это покажет время. Но очевидно одно – они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ "Зимний дуб", о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.
II. Работа с текстом.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Сформулируйте тему рассказа. | Примерные ответы учащихся. Я думаю, что основная тема- взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования. |
2.С чего начинается конфликт? | С опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание ученика выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Cавушкина. |
3.Что рассказывает нам автор о Анне Васильевне? | Ей 24 года. Работает она всего два года, но уже
приобрела славу опытного преподавателя. Ее
знают, ценят, уважают. Сама Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна. |
4.Читаем отрывок. “Урок изучения существительного” Его прерывает опоздавший Савушкин. Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного - "зимний дуб". | Рассуждая о раздражении учителя, ребята приходят к выводу, что начавшийся конфликт можно было легко погасить, попросив мальчика рассказать о его примере. Почему именно "зимний дуб"? |
5.Обращаемся к лексическому значению "толерантность", записанному на доске. Читаем его значение, рассуждаем о важности толерантности в нашей жизни. | |
6.Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце". | Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме. |
7.Читаем диалог между учителем и учеником. | Савушкин сам собирается проводить учительницу к себе домой. И выбирает знакомый путь |
8.Урок, который очень тонко преподает своим героям и нам, читателям, автор рассказа. | "Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!". |
III. Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части. | |
1.Находим предложение, с которого начинается вторая часть и анализируем ее. | "Едва они ступили в лес и тяжко груженные
снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как
сразу перенеслись в иной, зачарованный мир
покоя…" В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы. Ученики говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны. |
2.Время в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть? Красота окружающей природы, которая заворачивает, заставляет забыться. | Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы. |
3.Главный сюрприз, который готовит автор - зимний дуб. Читаем описание дороги к нему, обращая внимание на художественные средства описания (эпитеты, метафоры, олицетворения). | Читая описание дуба, обращаем внимание на рисунок его, выполненный группой учащихся. Выслушиваем художников, рассказывающих, что именно хотели они передать. |
4.Как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка? | "Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!" |
1. Какие чувства испытала Анна Васильевн при виде этого сказочного дерева? | "робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью. |
2. Тайны корней дуба. | Читаем. |
5. Дуб словно хранитель леса, хозяин. А человек-
хранитель природы. Только добрым, заботливым
хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике "чудесного и загадочного человека". Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь все живое. |
|
Читаем, внутренний монолог учительницы, в
котором она с болью говорит: "Можно ли яснее
признать свое бессилие?" Учащиеся делают вывод о том, что Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что "короткий путь еще не самый верный", что теперь ему придется ходить по шоссе, она делает выводы и для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что "быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто". Учащиеся рассуждают о своем понимании этих слов Нагибина, приводят примеры из жизни. |
IV. Вывод по уроку вытекает из рассуждений учителя и учащихся о глубоком смысле этого небольшого рассказа, который одинаково интересен взрослым и детям. Говорят о том, как понимают смысл названия рассказа "Зимний дуб". Вновь формулируют тему рассказа, которая, оказывается, гораздо шире, чем простые отношения между учителем учеником.