Цели урока: Познакомить учащихся с рассказом Елены Нарпи “Долг”, формировать чувство памяти и признательности к людям, оказавшим нам добро, стремление творить добро, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, показать ценность родных мест, ее природы, раскрыть значимость таких понятий, как “честь” и “долг”.
Оборудование:
- Книга для внеклассного чтения: 6 класс /Г.Г.Иванов, Е.Г.Крышкина.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007.
- Слайды (презентация).
- Книги Елены Нарпи: “Непрополотая грядка”, 2007, “Белое свадебное платье”: Повести и рассказы.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004.
Приемы и методы обучения: ответы на вопросы, презентация, беседа, комментированное письмо с акцентом на смысловом значении слов и предложений.
Словарная работа:
Кăрмăш, Кирпĕчкасси - название деревень
кăра - хаяр - буйный (сильный) – злобный (сердитый, свирепый, беспощадный)
усал - зло, беда
пӳлĕхçĕ – провидение (божество, раздающее людям счастливые или несчастливые жребии)
янавар - бессловесное животное
иçмасса - хоть бы, хотя бы, даже
ăраç – то, что должно быть
Эпиграф к уроку: Честь, долг, благородство приведут человека к счастью.
План урока
I. Тема урока: Рассказ Елены Нарпи “Долг”.
II. Краткий рассказ об авторе произведения – Елене Нарпи, сопровождаемый презентацией (показом слайдов).
Елена Нарпи (Елена Петровна Чекушкина) родилась 26 июня 1969 года в деревне Полевые Буртасы Яльчикского района Чувашской Республики. Родители ее были преподавателями: отец - Петр Александрович Димитриев до самой пенсии работал учителем истории, мать - Зинаида Петровна вела биологию. Елена была старшим ребенком в семье. Кроме нее свою жизнь связали с литературным творчеством и сестры Людмила и Инна. Все трое окончили Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова.
Хотя деревня Полевые Буртасы небольшая, еще в 19-20 вв. отсюда вышли в мир искусства и литературы немало известных людей: И.Д.Кузнецов, Ф.Д.Кузнецов, В.П.Платонов, С.К.Кириллов, М.П.Горшкова. К слову, отец Елены Нарпи Петр Александрович, будучи молодым, также брался за перо и сочинял стихи. Причем некоторые из них были опубликованы в районной газете “Яльчикский край”. Любовь к литературе проявилась в Лене рано. Сколько книг на русском и чувашском языках было прочитано. Не удивительно, что ее сочинения, отличающиеся зоркостью взгляда и глубиной мысли, поражали одноклассников и преподавателей. Красивый образный язык сформировался у писательницы очень рано. Уже в 7-8 лет она выпустила свою рукописную книгу. Литературное мастерство девочки росло от каждого конкурса к конкурсу. Она принимала активное участие не только в школьных мероприятиях, но и районных, республиканских.
Будто вчера помню, как Лена Димитриева, окончив соседнюю восьмилетнюю школу в д. Белое Озеро, стала ученицей 9 класса в Новошимкусской школе. Скромная, несколько стеснительная девочка с карими глазами и темными волосами поражала преподавателя родной литературы силой своей любви к литературе, умением видеть то, что не видели другие ее сверстницы. Училась Елена основательно, старательно, хорошо.
По воспоминаниям отца Петра Александровича, Лена с детства любила сочинять рассказы. Желая помочь дочери, отец старается создать все условия, чтобы сбылась ее мечта - перед ней открылась бы литературная дорога. Он верил в ее талант и предчувствовал, что все получится. Так и случилось.
Сегодня Елена Петровна преподает литературное творчество студентам Чувашского государственного университета, является членом редколлегии журнала “Родная Волга”, продолжает писать и совсем не сожалеет о выбранном деле.
Ее произведения навсегда вошли в золотой фонд литературы. Это рассказ “Век Сетреслю” (1990), повесть “Когда отцветут цветы” (1998), повесть “Луч света в замерзшей воде” (1995) и многие другие. Много пишет Елена Нарпи и для школьников. Так, в 2007 году в Чувашском книжном издательстве вышел в свет сборник рассказов “Непрополотая грядка”. Он был тепло принят читателями, в прошлом году удостоен звания “Лучшая книга года”. В книгу для внеклассного чтения учащихся были включены рассказы “Долг” и “Обман”. Многогранная деятельность Е.Нарпи не ограничивается писательским делом, она ведет и научно-исследовательскую работу, имеет звание кандидата филологических наук. Без преувеличения можно сказать, что Елена Петровна внесла немалый вклад в современную чувашскую литературу.
За легким для понимания языком писательницы скрывается жизнь с непростыми взаимоотношениями, волнующими и подчас неразрешимыми вопросами юного поколения. Автора волнуют вечные проблемы: в чем состоит красота души человека? В чем его долг? Что есть любовь? Язык писательницы завораживает своей красотой, пленит, она заставляет задуматься читателя о многом - это сильные стороны ее таланта.
Елена Нарпи - литературный псевдоним. Имя “Елена” греческого происхождения, имеет значение “факел”, “солнце”. “Нар” - древнее тюркское слово, тоже имеет значение “солнце”, “пи” - краткая форма к слову “пике” - “девушка”. Таким образом, “Нарпи” и “Елена” - слова с одинаковым смыслом. Как солнце, освещающее мир своим теплом, так и Нарпи видит свою роль как писателя в том, чтобы вносить свет и тепло в мир людей.
III. Составление плана произведения.
- Возвращение Алексея в родную деревню после армии (Родные места будят в душе героя необъяснимые чувства).
- Дорогие сердцу места: деревни Кирпĕчкасси и Кăрмăш (Алексей родился в деревне Кирпĕчкасси; в деревне Кăрмăш он познакомился с Хреççи).
- Детство Алексея и школьные годы (Безотцовщина. Учеба дается средне).
- Учитель Геронтий Никонорович (нескладная речь, начинающий драхлеть, теплого слова не услышишь).
- Непогода. Метель. Герой заблудился (Получить опыт, закалиться в трудностях).
- Тетя Хреççи (“Хорошим была человеком”, - так отзываются о ней односельчане).
- Несказанные вовремя слова благодарности (Проходят годы, но нет покоя в душе).
IV. Работа над вопросами.
- Почему в нашей памяти навсегда остаются родной дом, родная деревня?
- Чем похожи Алексей и тетя Хреççи?
- Найдите в тексте эпизоды, которые раскрывают различные качества в характере героя Алексея.
- Охарактеризуйте деятельность учителя Геронтия Никоноровича.
- В чем проявляется доброта тети Хреççи?
- Почему Алексей не сказал вовремя тете Хреççи слова благодарности? Почему он не может забыть ее образ?
- Как бы вы поступили на месте героя Алексея?
- Кого из героев можно отнести к положительным?
- Как вы понимаете слово “долг”?
- В чем состоит долг детей перед родителями? (Старательно учиться, помогать родителям, защищать младших, уважать старших, выполнить долг перед Родиной).
- Чем запомнится вам произведение Е. Нарпи “Долг”?
V. Словарная работа.
VI. Двойной дневник.
Выдержки из текста |
Как я понимаю сказанное |
Почему так близка нам малая родина? |
|
Сердце парня, которому едва исполнилось 20 лет, наполнилось радостью |
|
В сердце, будто что-то оборвалось |
|
Никогда не вернется прошлое |
VII. Работа над языковыми средствами выразительности.
Çичĕ ют - чужой человек (не родственник)
Чĕри тĕнче пек аслă халь ун – как мир великое сердце
Йĕплĕ чĕлхесем – буквально “колючие языки”; острые на язык
Тăман тапса тухрĕ – нагнать туману
Шăна вĕçни илтĕнетчĕ – слышно, как муха летает (о тишине)
Сивĕ чĕпĕте пуçларĕ – мороз щиплет
Ăшă сăмах – теплое слово
Вутлă çумăр – огненный дождь
Хыçалтан та, малтан та, айккинчен те – хир, хир…- позади, впереди, с боков, - кругом поле, поле.
VIII. Обобщение сказанного.
У каждого человека есть на земле любимый уголок. Это родимый дом, родная деревня, родители, знакомые – все, что столь дорого нашему сердцу. Наше окружение, самочувствие во многом определяется ими. В рассказе перед глазами главного героя возникают события, произошедшие годом ранее. Навеяны воспоминания видом старого деревянного дома на краю деревни, который принадлежал тете Хреççи. Дождь, снег, солнце и ветер смыли краску с фасада дома, пустым и заброшенным кажется он. Герой сожалеет о том, что не успел вовремя сказать теплые слова благодарности его хозяйке.
Казалось, никакого недостойного поступка не совершил Алексей. Детство без отца, насмешки сверстников только закалили его характер. Пожалуй, с математикой только у него не сладилось. Поэтому Геронтий Никонорович оставляет его после уроков, заставляя заниматься допоздна. Даже за правильно решенную задачу не хвалит он ученика. И вот в метель мальчик заблудился. Мало того, что шапку потерял, он чуть не погиб. Трудно сказать, что бы с ним стало, если б не тетя Хреççи, которая вышла за сеном для овец к амбару и обнаружила парня.
Если бы учитель отпустил ученика чуть пораньше домой, до вьюги, возможно, Алексей не заблудился бы. Но многое в нашей жизни зависит от третьих сил.
Алексея теперь мучает совесть за то, что он не отблагодарил свою спасительницу. Чтобы не оказаться на месте героя, мы должны помнить о таких категориях, как “честь” и “достоинство” (долг).
А что же такое долг? Это слово с очень широким понятием. В рассказе оно связано с нравственными вопросами. Это произведение не только о долге перед теми, кому мы обязаны чем-либо, это произведение и о долге перед родиной, перед самим собой. Он призывает нас быть человечными, ценить добро и делиться с ним - в этом наш долг перед миром и собой.
Кластер “Образ Алексея”
Синквэйн
Имя существительное (1) Алексей Петров
Имя прилагательное (2) молодой, стеснительный
Глагол (3) заблудился, идет вперед, спасается
Предложение: Алексей не поблагодарил тетю Хреççи
Вывод: прилагательное + существительное Несмелый парень
IX. Оценка работы учащихся на уроке
Домашнее задание:
Написать рассказ (сочинение) на тему “Как я помог (сделал добро) кому-либо”.