Урок внеклассного чтения по рассказу Елены Нарпи "Долг"

Разделы: Литература


Цели урока: Познакомить учащихся с рассказом Елены Нарпи “Долг”, формировать чувство памяти и признательности к людям, оказавшим нам добро, стремление творить добро, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, показать ценность родных мест, ее природы, раскрыть значимость таких понятий, как “честь” и “долг”.

 Оборудование:

  1. Книга для внеклассного чтения: 6 класс /Г.Г.Иванов, Е.Г.Крышкина.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007.
  2. Слайды (презентация).
  3. Книги Елены Нарпи: “Непрополотая грядка”, 2007, “Белое свадебное платье”: Повести и рассказы.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004.

 Приемы и методы обучения: ответы на вопросы, презентация, беседа, комментированное письмо с акцентом на смысловом значении слов и предложений.

Словарная работа:

Кăрмăш, Кирпĕчкасси - название деревень

кăра - хаяр - буйный (сильный) – злобный (сердитый, свирепый, беспощадный)

усал - зло, беда

пӳлĕхçĕ – провидение (божество, раздающее людям счастливые или несчастливые жребии)

янавар - бессловесное животное

иçмасса - хоть бы, хотя бы, даже

ăраç – то, что должно быть

Эпиграф к уроку: Честь, долг, благородство приведут человека к счастью.

План урока

I. Тема урока: Рассказ Елены Нарпи “Долг”.

II. Краткий рассказ об авторе произведения – Елене Нарпи, сопровождаемый презентацией (показом слайдов).

Елена Нарпи (Елена Петровна Чекушкина) родилась 26 июня 1969 года в деревне Полевые Буртасы Яльчикского района Чувашской Республики. Родители ее были преподавателями: отец - Петр Александрович Димитриев до самой пенсии работал учителем истории, мать - Зинаида Петровна вела биологию. Елена была старшим ребенком в семье. Кроме нее свою жизнь связали с литературным творчеством и сестры Людмила и Инна. Все трое окончили Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова.

Хотя деревня Полевые Буртасы небольшая, еще в 19-20 вв. отсюда вышли в мир искусства и литературы немало известных людей: И.Д.Кузнецов, Ф.Д.Кузнецов, В.П.Платонов, С.К.Кириллов, М.П.Горшкова. К слову, отец Елены Нарпи Петр Александрович, будучи молодым, также брался за перо и сочинял стихи. Причем некоторые из них были опубликованы в районной газете “Яльчикский край”. Любовь к литературе проявилась в Лене рано. Сколько книг на русском и чувашском языках было прочитано. Не удивительно, что ее сочинения, отличающиеся зоркостью взгляда и глубиной мысли, поражали одноклассников и преподавателей. Красивый образный язык сформировался у писательницы очень рано. Уже в 7-8 лет она выпустила свою рукописную книгу. Литературное мастерство девочки росло от каждого конкурса к конкурсу. Она принимала активное участие не только в школьных мероприятиях, но и районных, республиканских.

Будто вчера помню, как Лена Димитриева, окончив соседнюю восьмилетнюю школу в д. Белое Озеро, стала ученицей 9 класса в Новошимкусской школе. Скромная, несколько стеснительная девочка с карими глазами и темными волосами поражала преподавателя родной литературы силой своей любви к литературе, умением видеть то, что не видели другие ее сверстницы. Училась Елена основательно, старательно, хорошо.

По воспоминаниям отца Петра Александровича, Лена с детства любила сочинять рассказы. Желая помочь дочери, отец старается создать все условия, чтобы сбылась ее мечта - перед ней открылась бы литературная дорога. Он верил в ее талант и предчувствовал, что все получится. Так и случилось.

Сегодня Елена Петровна преподает литературное творчество студентам Чувашского государственного университета, является членом редколлегии журнала “Родная Волга”, продолжает писать и совсем не сожалеет о выбранном деле.

Ее произведения навсегда вошли в золотой фонд литературы. Это рассказ “Век Сетреслю” (1990), повесть “Когда отцветут цветы” (1998), повесть “Луч света в замерзшей воде” (1995) и многие другие. Много пишет Елена Нарпи и для школьников. Так, в 2007 году в Чувашском книжном издательстве вышел в свет сборник рассказов “Непрополотая грядка”. Он был тепло принят читателями, в прошлом году удостоен звания “Лучшая книга года”. В книгу для внеклассного чтения учащихся были включены рассказы “Долг” и “Обман”. Многогранная деятельность Е.Нарпи не ограничивается писательским делом, она ведет и научно-исследовательскую работу, имеет звание кандидата филологических наук. Без преувеличения можно сказать, что Елена Петровна внесла немалый вклад в современную чувашскую литературу.

За легким для понимания языком писательницы скрывается жизнь с непростыми взаимоотношениями, волнующими и подчас неразрешимыми вопросами юного поколения. Автора волнуют вечные проблемы: в чем состоит красота души человека? В чем его долг? Что есть любовь? Язык писательницы завораживает своей красотой, пленит, она заставляет задуматься читателя о многом - это сильные стороны ее таланта.

Елена Нарпи - литературный псевдоним. Имя “Елена” греческого происхождения, имеет значение “факел”, “солнце”. “Нар” - древнее тюркское слово, тоже имеет значение “солнце”, “пи” - краткая форма к слову “пике” - “девушка”. Таким образом, “Нарпи” и “Елена” - слова с одинаковым смыслом. Как солнце, освещающее мир своим теплом, так и Нарпи видит свою роль как писателя в том, чтобы вносить свет и тепло в мир людей.

III. Составление плана произведения.
  1. Возвращение Алексея в родную деревню после армии (Родные места будят в душе героя необъяснимые чувства).
  2. Дорогие сердцу места: деревни Кирпĕчкасси и Кăрмăш (Алексей родился в деревне Кирпĕчкасси; в деревне Кăрмăш он познакомился с Хреççи).
  3. Детство Алексея и школьные годы (Безотцовщина. Учеба дается средне).
  4. Учитель Геронтий Никонорович (нескладная речь, начинающий драхлеть, теплого слова не услышишь).
  5. Непогода. Метель. Герой заблудился (Получить опыт, закалиться в трудностях).
  6. Тетя Хреççи (“Хорошим была человеком”, - так отзываются о ней односельчане).
  7. Несказанные вовремя слова благодарности (Проходят годы, но нет покоя в душе).

IV. Работа над вопросами.

  1. Почему в нашей памяти навсегда остаются родной дом, родная деревня?
  2. Чем похожи Алексей и тетя Хреççи?
  3. Найдите в тексте эпизоды, которые раскрывают различные качества в характере героя Алексея.
  4. Охарактеризуйте деятельность учителя Геронтия Никоноровича.
  5. В чем проявляется доброта тети Хреççи?
  6. Почему Алексей не сказал вовремя тете Хреççи слова благодарности? Почему он не может забыть ее образ?
  7. Как бы вы поступили на месте героя Алексея?
  8. Кого из героев можно отнести к положительным?
  9. Как вы понимаете слово “долг”?
  10. В чем состоит долг детей перед родителями? (Старательно учиться, помогать родителям, защищать младших, уважать старших, выполнить долг перед Родиной).
  11. Чем запомнится вам произведение Е. Нарпи “Долг”?
V. Словарная работа.

VI. Двойной дневник.

Выдержки из текста Как я понимаю сказанное
Почему так близка нам малая родина?  
Сердце парня, которому едва исполнилось 20 лет, наполнилось радостью  
В сердце, будто что-то оборвалось  
Никогда не вернется прошлое  

VII. Работа над языковыми средствами выразительности.

Çичĕ ют - чужой человек (не родственник)

Чĕри тĕнче пек аслă халь ун – как мир великое сердце

Йĕплĕ чĕлхесем – буквально “колючие языки”; острые на язык

Тăман тапса тухрĕ – нагнать туману

Шăна вĕçни илтĕнетчĕ – слышно, как муха летает (о тишине)

Сивĕ чĕпĕте пуçларĕ – мороз щиплет

Ăшă сăмах – теплое слово

Вутлă çумăр – огненный дождь

Хыçалтан та, малтан та, айккинчен те – хир, хир…- позади, впереди, с боков, - кругом поле, поле. 

VIII. Обобщение сказанного.

У каждого человека есть на земле любимый уголок. Это родимый дом, родная деревня, родители, знакомые – все, что столь дорого нашему сердцу. Наше окружение, самочувствие во многом определяется ими. В рассказе перед глазами главного героя возникают события, произошедшие годом ранее. Навеяны воспоминания видом старого деревянного дома на краю деревни, который принадлежал тете Хреççи. Дождь, снег, солнце и ветер смыли краску с фасада дома, пустым и заброшенным кажется он. Герой сожалеет о том, что не успел вовремя сказать теплые слова благодарности его хозяйке.

Казалось, никакого недостойного поступка не совершил Алексей. Детство без отца, насмешки сверстников только закалили его характер. Пожалуй, с математикой только у него не сладилось. Поэтому Геронтий Никонорович оставляет его после уроков, заставляя заниматься допоздна. Даже за правильно решенную задачу не хвалит он ученика. И вот в метель мальчик заблудился. Мало того, что шапку потерял, он чуть не погиб. Трудно сказать, что бы с ним стало, если б не тетя Хреççи, которая вышла за сеном для овец к амбару и обнаружила парня.

Если бы учитель отпустил ученика чуть пораньше домой, до вьюги, возможно, Алексей не заблудился бы. Но многое в нашей жизни зависит от третьих сил.

Алексея теперь мучает совесть за то, что он не отблагодарил свою спасительницу. Чтобы не оказаться на месте героя, мы должны помнить о таких категориях, как “честь” и “достоинство” (долг).

А что же такое долг? Это слово с очень широким понятием. В рассказе оно связано с нравственными вопросами. Это произведение не только о долге перед теми, кому мы обязаны чем-либо, это произведение и о долге перед родиной, перед самим собой. Он призывает нас быть человечными, ценить добро и делиться с ним - в этом наш долг перед миром и собой.

Кластер “Образ Алексея”

Синквэйн

Имя существительное (1) Алексей Петров

Имя прилагательное (2) молодой, стеснительный

Глагол (3) заблудился, идет вперед, спасается

Предложение: Алексей не поблагодарил тетю Хреççи

Вывод: прилагательное + существительное Несмелый парень

IX. Оценка работы учащихся на уроке

Домашнее задание:

Написать рассказ (сочинение) на тему “Как я помог (сделал добро) кому-либо”.

Презентация