Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.
А. С. Грибоедов.
Цели урока:
- познакомить учащихся с рассказами С.В. Лукьяненко « Мой папа-антибиотик» и Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»;
- показать развитие традиций русской классической литературы в изображении проблемы взаимоотношения «отцов» и «детей» в современной русской литературе;
- научить выделять круг проблем, поднятых писателями в рассказах;
- воспитать у учащихся уважительные отношения в семье, способность понимать себя и окружающий мир, дружбу, интерес к жизни, спорту, выбору профессии.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Взаимоотношения «отцов» и «детей» - это очень сложная проблема, существующая во все времена и широко представленная во многих произведениях русской литературы. Трудности не возникают внезапно, они являются следствием равнодушного, невнимательного и неуважительного отношения родителей к детям. Произведения русской классической литературы позволяют нам увидеть ошибки взрослых, допущенные при воспитании детей, и последствия этих ошибок, а также показывает примеры истинного, духовно-нравственного воспитания детей и семейной гармонии. Обратимся к русской литературе 19-начала 20 веков и проследим на примерах некоторых произведений, как показана в них проблема взаимоотношений детей и взрослых. Итак, 1 сообщение.
1 ученик. На мой взгляд, прекрасный пример правильного воспитания показан в произведении В. Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши». Произведение написано в жанре дневниковых заметок, которые ведет 10-летняя девочка Маша. Из них мы узнаем о воспитании детей в дворянских семьях. Родители Маши умны и дальновидны. Они не скрывают от детей трудностей реальной жизни, дают возможность детям проявить свою самостоятельность. Мы видим, как родители воспитывают у девочки чувство ответственности, как они помогают ей научиться вести хозяйство. Очень интересно, как родители разъясняют дочке вопросы, связанные с денежными тратами. Мама предоставляет Маше возможность самой распоряжаться теми средствами, которые выделены на ее гардероб. Девочка, разумеется, не может удержаться от соблазна приобрести дорогую и красивую ткань на платье. Но мама деликатно, но очень доходчиво объясняет неразумность больших трат, ведь необходимо купить несколько вещей. Примечательно, что у Маши нет обиды на маму, которая отказалась покупать дорогую ткань. Нет, девочка сама начинает понимать необходимость сэкономить на чем-то, чтобы иметь возможность приобрести необходимое. Мама говорит дочке: «Я очень рада, что ты хочешь употребить деньги на действительную нужду, а не на прихоть. Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке жить». Она так же предлагает Маше запомнить слова Франклина: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо». Помимо денежных вопросов, в произведении показано, что родители внушают детям необходимость учиться, получать образование. Родители на примерах семей близких знакомых показывают трудности и проблемы, которые могут встретиться в жизни. Таким образом, формируется характер детей. Они учатся отвечать на серьезные вопросы, становятся умнее и серьезнее.
Родители относятся к Маше и к ее братьям, как ко взрослым. Они объясняют детям то, что они пока не понимает. В их семье царят взаимоотношения, основанные на взаимопонимании, уважении, любви и доверии друг другу.
2 ученик. Воспитание детей — очень нелегкое дело. Задача взрослых не просто любить ребенка, но еще и предоставлять ему необходимую свободу для реализации своих желаний и стремлений. Отсутствие этой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым, безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов». Если вспомнить детство Ильи Ильича Обломова, то можно с уверенностью сказать, что оно было счастливым и беззаботным. Мальчика очень любили, он был окружен вниманием и заботой. Но вместе с тем ребенку не предоставляли возможности проявить себя. Маленький Илья не мог самостоятельно сделать ни шага. Он был лишен возможности узнать что-то новое, проявить свои желания и способности. Маленький Илья очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Сказки стали для него единственно возможной реальностью, потому что он ничего другого в жизни не знал и не видел. И это стало определяющим в его жизни. Жизнь Обломова сложилась бы совсем иначе, если бы с детства он научился проявлять самостоятельность. В этом - немалая доля вины его родителей. Став взрослым, Обломов целые дни проводил в бесполезных мечтаниях и остался таким же вялым и безынициативным.
3 ученик. Воспоминания детства – самые важные в жизни человека и навсегда остаются в его памяти, но зачастую это негативные воспоминания. Иногда даже один, на первый взгляд, незначительный эпизод может оказать сильное влияние на формирование характера ребенка. Вспомним рассказ И. А. Бунина «Цифры», который показывает нам, насколько взрослые могут быть невнимательны по отношению к малышу. В семье среди нескольких взрослых растет один-единственный ребенок. И родственникам совсем нетрудно быть к нему чуть внимательнее. Но нет, взрослые недовольны тем, что ребенок — «большой шалун». На самом деле мальчик любознателен, с интересом познает мир. Но родственники даже не пытаются понять, что ребенка переполняет энергия и он не может сидеть на одном месте, как делают они сами. И вот мальчик, переполненный радостью жизни, крикнул звонким криком, и дядя начинает кричать на него, даже позволяет себе шлепнуть малыша. Мы видим, что несправедливый поступок дяди сильно обидел мальчика. Ребенок плачет. Но ни мама, ни бабушка не стремятся успокоить и приласкать обиженного малыша. Они придерживаются принципов строгого воспитания. Но со стороны это воспринимается как равнодушие и черствость.
4 ученик. Вспомним автобиографическое произведение М. Горького «Детство». Главный герой после смерти своего отца вместе с матерью возвращается в дом деда. Здесь ему приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью. Именно такое отношение к детям процветает в семье родственников. Сам Горький говорит о том, что в произведении он показал «свинцовые мерзости жизни». Все родственники — люди мрачные, жадные, озлобленные на всех и вся, жесток и деспотичен дед. Дети растут в атмосфере озлобленности и взаимной ненависти; в семье маленького Алеши никто даже не задумывается о взаимной любви и уважении. Только бабушка была единственным добрым человеком, проявившим к Алеше заботу, любовь и уважение.
Учитель. Спасибо, ребята. Очень хорошие выступления. Обратите внимание на крылатые фразы и запишите их в тетрадь.
Дети – источник семейных радостей
Дети – великий дар Божий
Воспитание – главнейшее и многотрудное дело родителей
Долг родителей – собственным добрым примером оградить дитя от плохого Руководитель в воспитании – любовь
Ребенок, окруженный непониманием, учится не слышать других
Ребенок, окруженный любовью, учится любить и дарить любовь
Учитель. На примере лишь некоторых произведений мы убеждаемся, что тема воспитания детей является одной из самых сложных и злободневных проблем человечества, которая актуальна и сейчас. Действительно, поступки родителей должны вызывать у детей не отвращение и ненависть, а восхищение и гордость.
Сегодня на уроке мы и рассмотрим такие примеры уже в современной русской литературе. Обратимся к рассказу Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» и познакомимся с биографией писателя.
Ученик. Юрий Яковлевич Яковлев (1923—1996) - писатель, драматург, сценарист, поэт, член редколлегии киножурнала «Фитиль», член художественного совета студии «Союзмультфильм». Автор сценариев игровых и анимационных фильмов. Лауреат Государственной премии СССР. Яковлев Юрий Яковлевич родился в Ленинграде в 1922 году. Биография Юрия Яковлева характерна для многих писателей его поколения: школа, Дом пионеров, армия, война, Литературный институт. Взрослым сделала его война, она дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления. У него были хорошие учителя в литературе - Гайдар, Паустовский, Фраерман. Все эти писатели стремятся отыскать в жизни необычайное, исключительное, и на нем сосредоточить внимание читателя.
Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, семейные взаимоотношения, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Рассказы Юрия Яковлева часто начинаются с какого-то происшествия или удивительного случая. Каждый рассказ - знакомство с человеком, с людьми, небывалое узнавание жизни, новое переживание. Быть добрым - хорошо и радостно, доброта приносит человеку то удовлетворение, какого не знает никогда злой, быть добрым - счастье, говорит Ю. Яковлев своими рассказами. Герои Яковлева хоть и малы годами, но это настоящие люди: они любят и ненавидят, они остро чувствуют несправедливость, обман, фальшь, хотят бороться за правду. Часть рассказов посвящена животным, а особенно, ведь они будят в сердце ребенка доброе чувство.
Рассказы Юрия Яковлева помогают людям понять друг друга. Это очень нужно в семьях, где есть непонимание, нечуткость, тяжелые семейные разрывы. Основные идеи прозы Юрия Яковлева — благородство и верность нравственному ориентиру - «маяку».
Учитель: Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонек, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя Ю. Яковлева - такой дом. О чем его книги? Обратимся к словам писателя: «…Мои книги – …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, – все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…». Итак, попробуем раскрыть смысл рассказа «Он убил мою собаку» и прислушаемся к голосу и чувствам писателя и постараемся стать добрее. О чем рассказ? (Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость).
Учитель. Портрет директора дан глазами мальчика. Почему? (Таборка долго присматривался к директору, можно ли ему доверять. Директор понял мальчика и разделил его чувства, им обоим хотелось плакать). Ребята, прочитайте выразительно внутренние монологи Саши и директора школы. Что чувствуют герои?
(Подготовленные учащиеся читают наизусть заданные отрывки)
Учитель. «Он» написано в рассказе другим шрифтом. Почему? Кто это он: прохожий, хозяин, дядя, …? Когда мы узнаем, кто этот человек? С какой целью Ю. Яковлев использует такой прием? (чтобы была загадочность, неожиданность и чудовищность ситуации – убил собаку отец).
Учитель. Почему Таборка отказался от предложения директора? (у него уже была тяжелая потеря, и отец может опять убить).
Учитель. Какие отношения сложились межу отцом и сыном? Какой вывод можно сделать, читая этот рассказ?
Ученик. Важно слышать и понимать друг друга. Автор и директор относятся к Саше с пониманием, уважением и сочувствием, а отец, самый близкий человек, не хочет его понять.
Отец и сын, наверное, не смогут помириться («Я буду отвечать на его вопросы»), т.к. Саша не сможет больше доверять отцу (не откроет ему свою душу) и не простит его («он убил мою собаку»), а отец, если сейчас не понял сына, то и потом не сможет понять.
Учитель. Ребята, вы также прочитали к сегодняшнему уроку рассказ С.В. Лукьяненко « Мой папа - антибиотик». Познакомимся с биографией писателя.
Ученик. Сергей Васильевич Лукьяненко - известный российский писатель-фантаст, один из ведущих авторов отечественной научно-фантастической прозы конца XX - начала XXI в., обладатель большого числа литературных премий за общий вклад в развитие фантастики. В творчестве выработал собственный оригинальный жанр, который назвал «Фантастикой жесткого действия». Будущий писатель родился 11 апреля 1968 года в Казахстане. В семье — все врачи. Отец — психиатр, мать работала в наркологии, старший брат — врач-кардиолог. Окончил среднюю школу с золотой медалью. Сергей Васильевич окончил Алма-Атинский государственный медицинский институт по специальности врач-терапевт. Прошёл ординатуру по специальности врач-психиатр, владеет гипнозом. Начал писать «в стол» и «для друзей» еще в институте. С 1993 года - профессиональный писатель. В качестве любимых писателей, кроме братьев Стругацких и Крапивина, Сергей Васильевич называет Диккенса и Гюго. Широкую известность получил после выхода повести «Рыцари Сорока Островов» (1992), что стало настоящим триумфом в биографии Сергея Лукьяненко. Нельзя не отметить повесть «Лабиринт отражений», ставшую культовой книгой в русском Интернете. Это была настоящая слава в биографии Сергея Лукьяненко. В 2004 году по роману «Ночной Дозор» был выпущен одноимённый фильм, который своей экранизацией принёс автору бешеную популярность. Режиссёр - Тимур Бекмамбетов, продюсер Константин Эрнст. В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Мария Порошина и другие.
В 2006 году было выпущено продолжение фильма «Ночной Дозор» - «Дневной Дозор». В биографии Сергея Лукьяненко эти фильмы стали новой страницей творчества. Писатель постоянно проживает в Москве. Воспитывает сыновей Артемия и Даниила.
Учитель. В произведениях С. Лукьяненко очень часто присутствуют дети подросткового возраста, как правило, мальчики, С чем это связано? (они вынуждены спасать мир). Обратимся к началу повести.
Учитель читает начало повести «Мой папа - антибиотик».
«Сквозь сон я услышал тихий гул снижающегося флаера. …Окно в сад было открыто, а посадочная площадка у нас совсем рядом с домом. Папа давно уже грозится перетащить керамические плитки, из которых выложен пятиметровый посадочный круг, подальше в сад. Но делать этого, наверное, не собирается. Если уж ему понадобится сесть бесшумно, то он приземлится с отключенными двигателями. Этого делать нельзя, слишком опасно, но папа на такие мелочи не обращает внимания. Дело в том, что мой папа – антибиотик. Отцовская рука взъерошила мне волосы. Я уставился в темноту, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь. Ну конечно, папа вошел в дом, не зажигая света.…Папа, улыбаясь, смотрел на меня. Он был в десантном спецкостюме.
– Ты прямо с космодрома? – спросил я, с восхищением глядя на отца. Как обидно, что сейчас ночь и никто из одноклассников его не видит...».
Учитель. Что обозначает слово антибиотик?
(АНТИБИОТИК – лекарственный препарат широкого спектра действия, обладающий антибактериальной активностью. Лекарство для борьбы с бактериями и вирусами).
Учитель. Какая профессия у отца Алика Бориса? (Я защищаю Землю, это мой долг). Что особенно тронуло ваши сердца? Чем интересны размышления Алика о том, каким должен быть настоящий дом?(Некрашенные деревянные ступени приятно холодили ноги. Не мертвой стылостью металла, не равнодушным ледяным ознобом камня, – а живой, ласковой прохладой дерева. По-моему, настоящий дом обязательно должен быть деревянным. Иначе это – не дом, а крепость. Укрытие от непогоды...).
Учитель. Какие отношения сложились между отцом и сыном в этом произведении? (добрые, доверительные отношения, сын беспокоится об отце, отец всегда привозит из командировок подарки). Почему уходит из семьи мама Алика? (Отец часто неделями пропадал на работе, защищал жителей планеты Туан)
Учитель. Почему отец мальчика продолжает служить в Десантном корпусе, даже после ухода жены? Обсудите это с партнером по лицу в течение 30 секунд. Через 30 секунд тот, кто слушал, делится своим мнением. (Проговаривают свои идеи)
Учитель. Отец всегда дарил своему сыну необычные подарки. В чем из особенность? Какие это подарки? (поющий кристалл, лотанские зеркала, рэтские скульптурки). Ипистолет, который не стреляет! Как автор пишет, что это не игрушка?
Учитель. Какой подарок ждал Алика на этот раз?(браслет с кнопками, который отец прихватил с собой в качестве сувенира с планеты Туан, но он не знал секрета этого сувенира, не знал, что это опознавательный знак мятежников, мина с часовым механизмом, предназначенная для взрыва, который должен произойти через сутки, это смертоносное орудие террориста).
Учитель. В какие игры играют дети?(игры в войну, в стрелялки). Но на планете Туан 12-13-летние дети – участники войны, мятежа. Им дают оружие и приказывают не сдаваться в плен. Расскажите об Арнисе, его гибели и разговоре Алика с мамой Арниса. О чем предупреждает писатель?(Война не должна коснуться детских сердец).
Учитель. Какое чудо спасло мальчика? (Расторопность отца, вовремя смогли избавиться от браслета, хотя с тяжелыми последствиями).
Учитель. Удачно ли выбрано название произведения? Сравните с названием первого рассказа?
Ученик. Название выбрано удачно, главный герой папа – антибиотик, антибиотик, убивающий микробы, а папа ведет борьбу с врагами на планете Туан.
Учитель: Обратите внимание на тему нашего урока: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания». Можно ли отнести это высказывание к нашему произведению «Мой папа – антибиотик»? Да, родительская любовь является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка. Отец помогает Алику стать настоящим человеком. Мальчик восхищается поступками отца, его здоровым образом жизни, достойной профессией. С такого отца можно брать пример, он даст сыну только хорошее воспитание. В конце повести отец совершает главный поступок – спасает сына от смерти.
Учитель. ФО БОКС. Сложите листок бумаги вдвое и еще раз вдвое, разверните и нарисуйте в центре квадратик. В квадратике напишите слово ВОСПИТАНИЕ, а в каждый квадрат нарисуйте по 1 предмету, который вы можете встретить в школе, причем один из предметов должен уметь двигаться. Почему Вы выбрали именно этот предмет? Свяжите его со словом воспитание и ответьте: воспитание – это …, потому что … (учащиеся группами выполняют это задание)
Учитель. Какие еще проблемы поднимает автор в повести?
(проблему современной террористической войны, проблему война и дети, проблему взаимоотношения отцов и детей, проблема выбора профессии, проблема здорового образа жизни, проблема взаимоотношения подростков, проблема неполных семей, сложных семейных отношений, проблему бережного отношения человека к природе и др.)
Итог урока. Билетик на выход: написать в течение 3 минут примеры аргументации к части С ЕГЭ, используя изученные сегодня рассказы.
1 аргумент.
Проблему жестокости отца поднимает в рассказе «Он убил мою собаку» современный русский писатель Ю. Яковлев. Мальчик потрясен бессердечным поступком своего отца, который хладнокровно, на глазах сына, убивает собаку. Саша подобрал брошенную собаку и стал заботиться о ней, но отец не хочет его понять и требует прогнать несчастное животное. Мальчик полон сочувствия к бедной собаке, поэтому не смог выполнить требования отца. Убив собаку, отец навсегда разрывает духовную связь с ребенком, а Саша, возможно, теряет веру в добро и справедливость.
2 аргумент.
Родительская любовь и личный добрый пример – источник духовно-нравственного развития ребенка. В минуту опасности отец, проявив мужество и героизм, приходит на помощь своему сыну и спасает его от смерти в повести современного русского писателя С. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик». Алик гордится отцом, восхищается его профессией воина и героическими поступками. Борис для сына – надежная опора и поддержка, пример для подражания. В основе их взаимоотношений – доверие и понимание.
3 аргумент.
Одну из сложных проблем современности – взаимоотношения детей и родителей – по-разному раскрывают в своих произведениях Ю. Яковлев и С. Лукьяненко. В повести С. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик» в основе взаимоотношений отца и сына лежит любовь и уважение. Между ними царят взаимопонимание и доверие друг к другу. Героическим личным примером отец правильно воспитывает своего сына. А в рассказе Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» у мальчика даже не поворачивается язык назвать отца «папой»; вместо этого он произносит «он». Гнусный, бесчеловечный поступок отца – тому причина. Отец не хочет выслушать и понять сына и на глазах ребенка убивает дорогую его сердцу собаку. И говорить после этого о взаимной любви и уважении между ними не приходится. Навсегда останется стена непонимания и ненависти в отношениях близких людей.
Итог урока.
Домашнее задание. Тема следующего урока внеклассного чтения: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
1) Вспомнить изученные литературные произведения, отражающие проблему взаимоотношений человека и природы
2) Прочитать следующие произведения современной литературы:
- М. Москвина «Не наступите на жука»
- Н. Леонов «Стервятники».
- Ю. Бондарев «Орс».
- В. Тендряков. Хлеб для собаки.