Урок внеклассного чтения по роману А.Грина "Бегущая по волнам"

Разделы: Литература


Цели урока: продолжить формирование коммуникативных умений учащихся, дать анализ отдельных эпизодов романа, связав их в единое целое с содержанием, идеей произведения; выработать собственную позицию по изучаемой теме; обучать анализу текста, выразительному чтению, умению сопоставлять эпизоды, делать самостоятельные выводы; воспитывать в учащихся дух творчества, стремление к необычному, романтическому, научить их даже в трудных жизненных ситуациях сохранять веру в добро, справедливость, чистоту отношений.

Словесный эпиграф:

Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. А.Грин

Жизнь, - как море – она всегда исполнена бури. А.Блок

Ход урока

Тип урока: изучение нового материала, форма-беседа.

Оргформа: работа в малых группах (МГ).

1. Слово учителя о цели урока, способах работы. Краткое слово о Грине (см. Приложение №1, биография).

Это писатель, чье творчество при жизни не было популярным, молодежь полюбила его позже, в 50-60 годы ХХ столетия. Что касается вас, то я нисколько не сомневаются в том, что «Алые паруса» будут и вас мчать по волнам жизни навстречу прекрасному принцу. А юноши также пройдут достойно «отделку щенка под капитана» и вырастут мужественными, закаленными в горниле жизни.

2. Вступительная беседа.

  • Что вам известно о жизни А.Грина?
  • Почему он писал о романтике моря, о странных красивых историях, о запутанных человеческих отношениях?
  • Слово учителя о романе «Бегущая по волнам»

Понятия

  • Роман – исповедь
  • Роман – тайна
  • Лирический герой
  • Новелла

3. Краткая беседа по содержанию.

  • Понравилась ли книга?
  • Что особенно запомнилось, поразило?
  • Какие бы страницы хотелось перечитать заново?
  • Кто из героев симпатичен?
  • К какому персонажу испытываете неприязненное чувство, почему?

4. Обобщающее слов учителя.

Идея писателя – показать соотношение добра и зла, как человек путем проб и ошибок обретает счастье, как важно сохранить мечту и идти к ней до конца.

Внутри романа много историй. Они кратки, как новеллы. Слова меткие, живописные, метафоричные.

  1. История корабля.
  2. История памятника.
  3. История Фрэзи.

Задания: рассказать истории, соотнести каждую из них со всем произведением, для чего введена в роман? Что тем самым хотел показать автор? Как раскрываются характеры героев? Кто рассказывает истории. Ваше отношение к героям и событиям. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

Выбрать какой-либо реквизит, соответствующий содержанию. Нарисовать, защитить рисунок к эпизоду.

5. Выступления от групп.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Что дало вам знакомство с новым произведением Грина? Что общего с другими его произведениями?
  • Насколько изменились ваши впечятления от прочитанного?
  • Что вас поставило в тупик? В чем захотелось разобраться полнее?
  • Как, на ваш взгляд, отработали детали урока?
  • Выберите цвет, который вы унесете с собой.

Задание на дом: написать сочинение-рассуждение «Чем мне дорог Грин?».

Приложение 2