Цели урока:
- Способствовать пониманию проблематики рассказа
- Развивать устную и письменную речь
- Воспитывать толерантность и активную жизненную позицию у старшеклассников
Оборудование:
листы с частями рассказа в конвертах на каждой парте, портрет автора рассказа Л. Петрушевской, плакат с афоризмами, эскизы обложки к рассказу, эпиграф на доске.
Текст рассказа, напечатанный по частям на отдельных листочках:
Страна.
Л.С.Петрушевская
Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.
Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.
Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.
И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет : ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.
Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.
И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.
Эпиграф на доске:
Большой город – большое одиночество. (Античнай афоризм)
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
- Бытует мнение, что развитие русской литературы в конце ХХ века остановилось. Согласны ли вы с этим?
- Какие подходы в философско-эстетическом осмыслении мира имеют место в современной литературе?
Слово учителя: Приятно, что вы не отстаете от нашего времени и следите за новинками литературы. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что авангардистский, постмодернистский, реалистический и даже натуралистический способ изображения мира вам знакомы. Сегодня мы обратимся к произведению лауреата Пушкинской премии 1991 года Людмилы Стефановны Петрушевской.
2. Сообщение учащегося об авторе.
Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения. С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург ( пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом”), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.
Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.
Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа
“ Свой круг”(1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице “демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты”, по словам литературоведа Борисова. Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения “ Карамзин” (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как “деревенский дневник”.
3. Пофрагментное чтение рассказа и аналитическая беседа по ходу чтения.
- Несколько человек уже знакомы с этим рассказом и хотят представить свои эскизы обложки. Почему они выбрали такой способ выражения основной мысли и какой эскиз вам покажется более удачным мы обсудим после знакомства с этим произведением.
- Рассказ маленький, но мы прочитаем его по отдельным фрагментам. Группа учащихся за отдельным столом постарается ответить на вопрос: “Что нового вы открыли в уже знакомом вам тексте после такого пофрагментного прочтения?”
Вопросы к классу:
-Что может скрываться под заголовком “Страна”? ( В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).
- Прочитайте начало рассказа. Как характеризуется героиня?
- Что хочется нам узнать о ней после этих слов? ( Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)
- Читаем второй фрагмент. Для чего нужны детали описания внешности? (Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).
- Третий фрагмент. Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? ( Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)
- Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? ( Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)
- Прочитаем следующий фрагмент. Действительно ли все равно девочке, что пьет мать? Чей это взгляд на проблему? ( Автор словно отстранен, это мнение героини ).
- Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. ( Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)
- Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? ( Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)
- Что противопоставлено в рассказе? Выпишем эти слова.
- Какие слова повторяются в тексте? Зачем это нужно автору? (Время и героиня словно не меняются, мир вокруг тоже. Примеры повторов:
дочь тихо играет
пьющая, пьет, как бы ни была пьяной
не видимая никому, никто на свете не знает
гасят свет
бегут, бежит, бежать.
Противопоставление двух женщин : она тихая- жестокого склада новая жена – помогает понять, кто способен добиваться своего в наше время .)
- Напишите, пожалуйста, в своей тетради ответ на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы жизнь матери и дочери изменилась?” ( На это задание отвожу 5 минут).
4. Стадия рефлексии.
- Прочитайте свои ответы. (У всех звучит мысль, что нужна поддержка, внимание, сочувствие окружающих).
- Что хотели отразить на своих обложках к рассказу авторы? Что изменили бы вы после этого урока? ( Один из авторов эскиза сказал, что не стал бы в мрачных черно-серых тонах рисовать комнату и фигуры, чтобы оставить надежду на изменение жизни. Другая девушка отказалась бы от зеленого цвета, т.к. “зеленый змий”, но от этого фона “тоска зеленая”. Но самое важное, сказали, что проблема эта не одной женщины, которую изображали).
- Лично мне понравился эскиз, где лист разделен, как и мир, на две части и разрыв символизирует равнодушие.
- Какой из афоризмов наиболее полно раскрывает смысл рассказа? Жестокий натурализм в изображении жизни для Петрушевской – возможность поставить перед читателями вопросы. Какие же проблемы взволновали вас?
1) Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.
(Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ, эссеист)
2) Равнодушие есть наивысшая жестокость.
(Митчелл Уилсон, американский писатель)
3) Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана.
( Иван Вазов, Болгарский писатель)
4) Мечта могущественнее реальности.
(Антоль Франц, французский писатель)
5) Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.
(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист)
5. Вывод по уроку.
В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения. Напишите рецензию или эссе на рассказ, подберите свои примеры афоризмов, отрывков из поэтических произведений к своему сочинению. Это задание на дом.
6. Поэтическая пятиминутка.
Чтение наизусть стихотворений или написанных дома синквейна или синопсиса (Выступает группа подготовленных учеников).