Цель: помочь обучающимся воспринять большие, чистые, верные чувства между героями и акцентировать авторскую мысль о том, что во имя любви человек способен противостоять любым жестокостям войны и жизни.
Задачи:
- совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся;
- воспитание трепетного отношения к чувствам других людей, к чувству любви;
- развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.
Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, межпредметные связи с историей.
Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о любви), дисскусия.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.
Оборудование: доска, выставка книг о войне.
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем анализировать произведение Константина Дмитриевича Воробьёва “Гуси - лебеди”.
Каким был человеком писатель? Как сложилась его судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не можем остаться равнодушными к написанному?
Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Кто был его отец он не знал, а мать хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало отцовской ласки. А вскоре отец их покинул.
Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.
Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.
Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях(допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси - лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др. ) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г. ). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.
Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе; перезахоронен в г. Курске.
- Ребята, почему, прочитав произведение К. Д. Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными?
(Ребята говорят о том, что произведения К. Воробьёва заставляют задуматься над смыслом жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём писал ).
Анализ рассказа.
Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая – то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести”.
Поговорим об особенностях рассказа.
1. Сюжет. Фабула.
- Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям. Этот приём
называется ретроспектива).
- Скажите, где в произведении кратко изложен сюжет рассказа? (В стихотворении Сергея Марьянова). Прочтите, пожалуйста, стихотворение.
Отшумит тревога грозной были.
Будет день – и я его дождусь:
Не смахнув с ресниц дорожной пыли,
У твоих дверей я постучусь.
Я возьму твои худые руки
Так же, как теперь я их беру,
Расскажу,что в эти дни разлуки…
2. Композиция.
- Как построена повесть? (Главы. Повтор – интерпритация истории любви. Повесть в рассказе. Лирические отступления. Ребята приводят примеры из текста).
-Назовите смысловые части рассказа?
3. Конфликт.
В каждом эпическом произведении есть свой конфликт. Дайте определение конфликта.
( Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. )
- Ребята, как вы считаете, какой конфликт в рассказе и причины его? (Одна группа ребят доказывает примерами из текста, что в произведении противоречия между характером и обстоятельствами. Причина – война. Другая - придерживается мнения, что здесь конфликт – противоречия между различными сторонами характера, и приводит свои доказательства. )
Конфликт тесно связан с проблемами, которые поднимает автор в рассказе.
- Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Проблемы памяти, выбора человека, смысла жизни, ответственности за другого человека, бережного отношения к природе. )
Все проблемы связаны одной темой – война и любовь. Именно любовь помогает преодолеть все преграды героям рассказа.
4. Герои рассказа.
“Память – поддержка и опора героев Воробьёва. Человек возвращается домой. Человек в памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даёт покоя героям.
- Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания психологического состояния героев. )
-Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.
(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своём произведении всегда “спасает её от врагов”)
Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт им покоя. Их верность – свята.
-Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности?
(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героини-Лебедева. “Говорящая” фамилия. )
-Можно ли сказать, что история гибели лебедей, услышанная Марьяновым у костра, помогла ему найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра он услышал историю Тани. Она жива!)
5. Особенности рассказа.
(Контраст. Фольклорные элементы: название, диалектные слова,повторы слов . Временные рамки: начало и конец рассказа – осень. Лирические отступления. )
- В чём смысл названия рассказа – “Гуси - лебеди”?
- Какова идея рассказа?
- Ребята, чем каждого из вас поразил рассказ?
Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.
Обзор выставки книг по теме: “Война и любовь”.
Война и любовь. Эта тема раскрывается в произведениях таких писателей, как В. Распутин “Живи и помни”, В. Астафьев “Пастух и пастушка”, В. Быков “Альпийская баллада”, В. Богомолов “Зося”.
Эти книги есть в библиотеке!
Реализация творческого задания.
Любовь - разная. И отношение к этому чувству у каждого из нас своё.
Чтение своих стихотворений о любви обучающимися (Приложение 1).
Приложение 1
Что такое любовь?
Любовь полна тревог и страсти,
Глубоких чувств, красивых слов.
Любовь лишь временное счастье,
Она живет среди веков.
Любить нам никогда не поздно,
Но и не рано никогда.
И если любишь, то серьёзно,
Быть может даже навсегда!
Любовь прекрасна, превосходна,
И если любишь - ты живёшь.
Быть может, без любви жить можно,
Но, может, вскоре ты умрёшь!
Матюхина Людмила, ученица 11 класса
Признание в любви.
Хочу сказать тебе три слова,
Прошу, поверь, что это не шутя.
Я не хочу сказать чего- нибудь плохого,
Хочу сказать, что я люблю тебя!
Тебе подарки и конфеты,
Тебе улыбки и мечты.
Тебе прекрасных роз букеты,
Тебе, мой ангел красоты.
Тебе всё лучшее на свете,
Тебе одной я всё дарю,
И не забудь слова ты эти,
Котёнок, я тебя люблю!
Малинин Максим, ученик 11 класса
О тебе.
Бывают мгновения улыбки твоей,
Когда я пою или рада.
Мне кажется, что для меня нет родней
Такого манящего взгляда.
Я чувствую нежность, тепло твоих рук
И жар от горячих объятий.
Больней и ужасней с тобою разлук,
Поверь, ничего не бывает.
Порой пониманию, что ты - Дон Жуан,
Непрочная странная дверца,
Что ты – мой красивый и нежный обман,
Который храню в моём сердце!
Я знаю о том, как прекрасны мечты,
Которым исполниться сложно,
Но всё же единственный мой – это ты!
И больше никак не возможно!
Орешнева Елизавета, ученица 11 класса
Прости!
Бывает так:
Влюбился ты, и мир вокруг тебя порозовел,
И каждый день ты смотришь на неё,
Она к тебе, не так как ты хотел!
Бывает, подмигнёт с улыбкой
И так заманчиво пройдёт,
Своёй походкой, словно ангел,
Умея показать свой торс!
И думаешь ты лишь о ней,
В её улыбке ловишь солнце,
В глазах её ты ищешь встречную любовь,
Которой ты так долго хочешь,
Которую ты постоянно ждёшь!
Но лишь тогда, когда тебе захочется открыться,
Признаться ей во всей своей любви,
Она посмотрит на тебя,
Глазами полными безразличья,
И скажет с холодом в устах:
“Прости, ты просто друг”.
Плотицын Владимир, ученик 11 класса