Урок внеклассного чтения по страницам сборника П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • знакомство с жанром сказа, с произведениями П. П. Бажова;
  • обучение навыкам сценической речи, развитие навыков групповой работы
  • и творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • карта России, учебник-хрестоматия (ч.2), портрет П. П. Бажова,
  • иллюстрации "Палех" художников А. Ковалева, Г. Буреева, фотографии
  • памятников П. П. Божову в Екатеринбурге на Ивановском кладбище и
  • на Плотинке, сборник сказок "Малахитовая шкатулка, набор минералов,.

Словарная работа: сказка, сказ.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о П. П. Бажове

Павел Петрович Бажов. Есть в городе Екатеринбурге два памятника П. П. Бажову.  Один стоит на Ивановском кладбище, другой – на Плотинке (показ фотографий). Много ли мы знаем о П. П.Бажове? Знаем ли мы сказы, которые он написал?

(Учащиеся высказываются, называют сказы).

Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился 28 января 1879 г. в семье горнозаводского мастера. Семья Бажовых бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали свое дело и труд почитали как единственный смысл своей нелегкой жизни.

Долгими зимними вечерами с трепетом слушали ребята рассказы о таинственных фантастических помощниках в работе, о встречах рудознавцев с самой Хозяйкой, Горной маткой или даже с Золотым полозом, которые иногда добры, а иногда откровенно враждебны человеку, и сам того не ведаешь, сулит ли встреча с ним удачу или же погибель.

С 1889 г. по 1893 г. П. П. Бажов учился в екатеринбургском духовном училище. В 1899г. закончил Пермскую духовную семинарию и начал свой трудовой путь в глухой уральской деревушке Шайдуриха, где работал учителем, преподавал русский язык. Втечение 18 лет П. П. Бажов ежегодно во время каникул пешком странствовал по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников.

С первых дней революции 1917 г. П. П. Бажов уходит добровольцем на фронт. Именно в это время он берется за перо: редактирует дивизионную газету, пишет небольшие очерки, рассказы.

После окончания гражданской войны П. П. Бажов работает в газете. В 1924 г. выходит его первая книга " Уральские были ", которая состояла из очерков о старом Урале, за ней автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" (1939).

В 1938 г. были написаны первые сказы "Малахитовой шкатулки".В 1939 г., когда П. П. Бажову исполнилось 60 лет, выходит сборник его сказок" Малахитовая шкатулка ", куда вошли только 14 сказов. Писатель работал над книгой до последнего дня своей жизни. Главная книга П. П. Бажова считается незаконченной.

Однако жанр ее обладал той особенностью, которая фактически исключала какую-то завершенность. Литературный сказ, традиционно ориентированные на русский народныйрассказ, был одним из самых сложных типов повествования. Как особая форма авторской речи, сказ, по образному выражению Ю. Н. Тынянова, делал слово " физиологически ощутимым – весь рассказ становится монологом, он адресован каждомучитателю – и читатель входит в рассказ, начинает интонировать, жестикулировать, улыбаться, он не читает рассказ, а играет его". А вообще им было написано около 60 сказов. Главными героями сказов были уральские умельцы, мастера. П. П. Бажов умер в 1950 г. в Москве в Кремлевской больнице, похоронен в Екатеренбурге.

2. Учитель проводит викторину по произведениям П. П. Бажова.

(За правильные ответы Хозяйка Медной горы дает зелены бумажные квадратики – “ малахитики”).

– Из какого сказа эти строки: “Бывает ведь – лицом цветок, а нутром головешка черная”.

(“Ермаковы лебеди”).

– “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатиться. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет”.

(“Синюшкин колодец”).

– Как звали деда в “Серебряном копытце”?

(Кокованя).

– Как звали девочку в “Серебряном копытце”?

(Даренка).

– Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа?

(“Огневушка-поскакушка”).

– Как звали героя, который повстречал Хозяйку Медной горы в сказе “Хозяйка Медной горы”?

(Степан Петрович).

– Как иначе называли Хозяйку Медной горы?

(Малахитница).

– Кто и из какого сказа говорил: “Чаша мне покоя не даёт. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел”.

(Данило – Мастер, или Данилушко, “Каменный цветок”).

– “А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше”. Как они называются?

(Хризолиты).

3.

Учитель при наличии показывает образцы минералов, а учащиеся называют их: нефрит, бирюза, сердолик, агат, берилл, яшма, лазурит, родонит, малахит.

За правильные ответы учащиеся тоже получают зелёные бумажные – “малахитики”.Подводятся итоги, подсчитывается количество “малахитиков”.

(Учитель заранее подумывает шкалу оценивания работы учащихся на данном этапе по количеству набранных баллов).

4. Выступление заранее подготовленного ученика.

Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден и тут же впервые стали разрабатываться его месторождения.

Одно из самых крупных месторождений мира было открыто в 1702 году в Полёвском районе. Малахит относится к поделочным камням, из него вырезают вещи крупных размеров. Например, знаменитые десятиметровые малахитовые колонны Исаакиевского собора, на изготовление которых пошло примерно 1200 пудов камня (19200 кг), стены всемирно известной малахитовой комнаты Зимнего дворца, громадные чаши, вазы, хранящиеся в Эрмитаже.

Малахит можно увидеть Екатеринбургском геологическом музеи. Лучшим считается такой малахит, в котором рисунок контрастнее и чётче. (При наличии возможности выступление ученика сопровождается показом слайдов или открыток).

5. Инсценировка учащимися отрывка из сказки “Малахитовая шкатулка”.

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка – шкатулка малахитовая. Вот где кАменья. Век бы на них глядела.

Женщина: Мне покажешь, доченька?

Танюшка: Покажу, когда дома никого из семейных не будет.

(Танюшка позвала ту женщину в голбец. Достала Танюшка шкатулку – показывает).

Женщина: Наденько на себя – виднее будет.

(Танюшка стала надевать).

Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо.

(Женщина подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать).

Встань – ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. Вперёд гляди, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

6. Работа по заданию из учебника, страница 84.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте отрывки из сказок. Подумайте, что их объединяет. (“Каменный цветок”, “Малахитовая шкатулка”, “Серебряное копытце”, “Горный мастер”). За каждый правильный ответ учащиеся получают “малахитик”.

7. Подведение итога.

Определяется список учащихся, набравших наибольшее количество “малахитиков”.

Соответственно выставляются оценки.

8. Домашнее задание.

Читать сказ “Медной горы Хозяйка” – для всех учащихся.

Для учащихся достаточного уровня обученности – подготовить выразительное чтение портрета Хозяйки Медной горы. Для учащихся высокого уровня обученности, помимо предыдущих двух заданий, подготовить ответы на вопросы из учебника с 5-го по 11-й (по вариантам), стр. 87.