Цель урока:
- привлечение учащихся к чтению художественной литературы, расширение их представления о художественном своеобразии сказок А.С. Пушкина, их связи с устным народным творчеством;
- активизация творческой активности;
- развитие творческих способностей.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина;
- портрет Арины Родионовны;
- иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина;
- репродукция к картине М. Врубеля “Царевна-лебедь”.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в волшебной стране пушкинских сказок, вспомним их героев, будем угадывать, придумывать и сочинять. Сегодня к нам в гости пришли герои пушкинских сказок. Попробуйте угадать, как их зовут и из каких сказок они к нам пришли.
Заранее подготовленные учащиеся выходят к доске, рассказывают о пушкинском герое от его имени, учащиеся угадывают, о каком герое идет речь.
Викторина.
На протяжении долгих лет неизменна была любовь Пушкина к устному народному творчеству. В своих произведениях Пушкин не копировал русские народные сказки, он творчески их перерабатывал. Давайте проведем небольшую викторину и с ее помощью проследим, какие мотивы русских народных сказок использовал Пушкин.
Вы уже много знаете о том, какую важную роль в жизни Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна.
Она подарила ему свою любовь и заботу, стала его другом в детские годы, разделила тяжесть изгнания, и Пушкин всегда помнил о своей няне, посвятил ей множество стихотворений, подолгу беседовал с ней. У нее было и другое важное достоинство: она хорошо знала произведения устного народного творчества: поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин, песен, сказок, которые были известны Пушкину, он узнал от Арины Родионовны. Пушкин использовал сюжеты и мотивы русских народных сказок в своих произведениях. Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказок Арины Родионовны, записанные Пушкиным, а вы постарайтесь угадать, где и как использовал их Пушкин.
1. Некоторый царь задумал .жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына.. Царь женился на меньшой...
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.
А С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”
2. “Ах! говорит царь, поеду посмотреть это чудо”. – Что за чудо, говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и, с благословения матери, перенес перед дворец чудный дуб.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
А.С.Пушкин. “ Руслан и Людмила”.
3. Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться...
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит — “Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк ведь щелку розь.
Да понадеялся на русский авось.
А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.
4. Один из излюбленных элементов народной сказки – появление на свет чудесного ребенка. В каких русских народных сказках используется этот сюжетный элемент? В какой сказке Пушкина на свет появляется чудесный ребенок и какими необыкновенными свойствами он обладает? (Князь Гвидон).
5. Во многих русских народных сказках на помощь герою приходят чудесные помощники. Емеле помогает щука, Мартынке – волшебное кольцо, а герою сказки Пушкина – кому? Кто? (Князю Гвидону – царевна Лебедь). Рассматривание репродукции картины М.Врубеля “Царевна Лебедь”
6. В русской народной сказке дерево наказывает старика и старуху за жадность, превращая их в медведей. А у Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
7. В русских народных сказках всех умней и удачливей оказывается Иванушка-дурачок. А у Пушкина? (Балда)
8. В русских народных сказках мы можем найти такое описание: “Старичок с ноготок, борода с локоток, усы по земле тащатся, крылья по ветру лежат”. О каком герое Пушкина вспоминаем мы, читая это описание, и почему? (Черномор)
9. В русских народных сказках эти героини превращаются в злых жаб, а у Пушкина прощаются. Кто? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)
10. Продолжить пословицу: “Жена не рукавица, с белой ручке не стряхнешь ” (и за пояс не заткнешь)
Откуда? При каких обстоятельствах она произносится? (“Сказка о царе Салтане”.)
11. В каких сказках Пушкина упоминаются предметы из золота? Какие? (Золотые
скорлупки,
золотой петушок, золотая рыбка)
12. Герои Пушкина и герои русской народной сказки путешествовали в бочке. Назвать обе сказки. (“Сказка о царе Салтане” и “По щучьему желанию”)
Путаница.
Задание. Вернуть героев в свои сказки.
Там царь Салтан над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет,
Там ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Кораблю пристать велят,
Из пушки с пристани палят.
Там ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Рыбка там живет ручная,
Да затейница такая,
Там море вздуется бурливо,
Океан поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
Целых семь богатырей,
Семь румяных усачей.
В темнице там царевна тужит,
А царь Додон ей верно служит.
Там князь Гвидон,
Помолясь усердно богу
Отправляется в дорогу,
Там шамаханская царица
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним,
Там поп у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь: поверх текущих вод
Черт с оброком к нему плывет,
Там к морю Елисей подходит
И лебедь белую находит,
Там пошел звездочет в ближайший лесок.
Поймал двух зайков, да в мешок,
Там пес Соколко оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
Там в море остров был крутой,
Не привольный, не жилой,
Он лежал пустой равнинный,
Рос на нем дубок единый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью бес ученый
Все ходит по цепи кругом.
Там приплыла к нему лебедь и спросила:
Чего тебе надобно, старче?
Там еще пуще старуха бранится,
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, к рыбке,
Выпроси: чтоб была я всех милее,
Всех румяней и белее,
И я там был,
Чай с пирогами пил,
Да усы лишь обмочил.
Игра “Угадай словечко”.
А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете тексты пушкинских сказок. Я буду зачитывать вам строки из сказок Пушкина, пропуская последнее слова или слова, а вы должны угадать, какие слова пропущены.
Три девицы под окном
Пряли поздно.….. (вечерком )
Ах ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне ……… (назло)
С первого щелчка
подпрыгнул поп до…. (потолка)
Со второго щелчка лишился поп….. (языка)
А с третьего щелчка …..(Вышибло ум у старика)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А …… (неведомую зверушку)
Жил-был поп,
Толоконный….. (лоб)
В синем море звезды блещут,
В синем море волны…. (хлещут)
Нужен мен работник,
Повар, конюх и ..…… (плотник)
В этот же день стал княжить он,
И нарекся князь ….. (Гвидон)
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою ……. (дворянкой)
Ветер по морю гуляет и кораблик……. (подгоняет)
Он бежит себе в волнах, на раздутых ……. (парусах)
И молва трезвонить стала
Дочка царская …… (пропала)
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать …… (велят)
И желанная страна
Вот уже вдали ……. (видна)
Ладно ль за морем иль худо,
И какое в свете …… (чудо)
Здравствуй, Балда - мужичок,
Какой тебе надобен …… (оброк)
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз …….. (не сводит)
Чем вы, гости, торг ведете,
И куда теперь ……. (плывете)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи …………….(туч)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ……………(рожок)
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам…………(урок)
Устное фантазирование.
1. Учащимся предлагается совершить путешествие в Лукоморье. Все вместе они сочиняют сказку о том, как их одноклассник оказался в Лукоморье и о том, что с ним там произошло. Каждому предоставляется право придумать не более трех предложений, после чего их повествование должен продолжить другой ученик так, чтобы получился связный текст.
2. Дива я не вижу тут:
В свете есть такие ль дива:
Вот молва идет правдива…
Откуда эти строки? Какие дива придумали ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха? Вступить в соревнование с ними и придумать свои чудеса, которыми можно было бы отвлечь внимание царя Салтана.
Инсценирование.
Учащиеся вспоминают отрывок из поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Затем им предлагается изобразить, как “кот ученый все ходит по цепи кругом”, как “леший бродит”, как “русалка на ветвях сидит” и заманивает в свои сети случайных прохожих, как “царь Кащей над златом чахнет”.
После этого ребятам предстоит выступить в роли сочинителей сказок, инсценировать их и показать. Для этого учащиеся делятся на группы по пять-шесть человек и получают следующие задания:
- Сочинить сказку о том, как Петя поймал золотую рыбку, загадал желание и о том, что из этого получилось.
- Людмила шапкой завертела,
На брови, прямо, набекрень
И задом наперед надела.
И что ж? О чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала!
Откуда эти строки? Куда пропала Людмила? Сочинить сказку “Петя и волшебная шапка Черномора на уроке”.
После выступлений учащихся проводится обсуждение. Ребята делятся впечатлениями, говорят о том, что им понравилось больше всего, чьи выступления показались самыми яркими, что можно было бы улучшить и как.
В ходе урока организуется соревнование между учащимися по рядам или по командам, которые создаются заранее. Оценивается количество правильных ответов, артистизм, фантазия.
Данные материалы можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по сказкам Пушкина.