Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  • показать роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя;
  • показать, как автор через портрет раскрывает характер героя;
  • развитие литературной речи учащихся;
  • обучение выразительному чтению прозы.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебная аудиозапись “Описание Бежина луга”;
  • видеофрагмент “Ночное” - интернет.

Ход урока

1. Работа по теме урока.

Звучит аудиозапись отрывка из рассказа И.С. Тургенева “Описание Бежина луга”...

До слов “... я узнал, наконец, куда я зашёл...” - (слайд № 1 - изображение Бежина луга, портрет И.С. Тургенева в снаряжении охотника).

Учитель:

- А вы узнали это место, о котором рассказывает автор? (Бежин луг) - слайд № 2 изображение обложки книги.

- Да, именно так называется рассказ И.С.Тургенева, о котором пойдёт речь сегодня.

Запись темы урока в тетрадь по литературе.

- В какой сборник вошёл рассказ? (“Записки охотника”)

- Что вы знаете об этом сборнике? (Индивидуальные сообщения)

Учитель:

- Мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту. И всё же именно “Записки охотника” очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьём, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью.

Слайд №3 – слова И.С.Тургенева.

“Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь... Вы этого выстрела не дождётесь... охотник никуда не стреляет... Он следит за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды... Ничто в природе не ускользнёт от его верного, поэтического и пытливого взгляда...”.

2. Работа по тексту.

Учитель:

- Тургенев начинает свой рассказ с описания чудесной картины природы (выразительное чтение наизусть прозаического отрывка – 1 ученик)

- Какие же описания природы мы находим в рассказе? (Утро, день, вечер, ночь, утро следующего дня)

Слайд №4

– Вспомним! Пейзаж – это...

Учащиеся зачитывают отрывки.

- Какую роль играет пейзаж в рассказе? (Через пейзаж писатель передает душевное состояние героя)

Зачитать описание тучи; обратить внимание, что нарастание напряжения происходит за счёт использования писателем глаголов.

Учитель:

Жизнь человека неразрывно связана с жизнью природы и тесно переплетается в рассказе, но все же сам И.С.Тургенев определил задачу своего произведения: “Описание, как мальчики гонят лошадей...”.

А все другие описания, которые мы встречаем в этом рассказе (мальчиков, огней, лошадей) лишь помогли создать его.

- О чём же этот рассказ? Кто его главные герои? (В центре повествования ночное)

Слайд №5 – видеофрагмент “Ночное”

Слайд № 6 – Ночное – это....

Слайд №7 – фото “Ночное”.

Как ночное описывает Тургенев? Кто был главным в беседе у костра? Как вы думаете, почему? Как говорит об этом автор? (Отвечая на вопросы, учащиеся зачитывают фрагменты из текста, подтверждающие их точку зрения)

Мини-конкурс “Чтение по ролям”

Ночь, костёр и сидящие вокруг него дети, рассказывающие истории:

  • диалог о русалке. Костя;
  • Илюша о домовом.

- Сколько же в рассказе прозвучало историй?

- Как автор относится к быличкам и поддаётся ли он суеверным историям детей? (Отношение автора к детям можно проследить через характеристики)

Учащиеся зачитывают фрагменты текста, содержащие описания мальчиков.

- Кто из трёх рассказчиков запомнился больше всего? Почему?

Слайд №8 – таблица и портреты детей из иллюстраций к рассказу.

Павлуша

Пытается понять, разобраться в причинах. Он не боится того, что пугает всех остальных, т.к. может объяснить это. Решительность и любознательность – вот основное в его характере.

Илюша

Фантазёр, хорошая память; он поддерживает устоявшиеся суждения о мире, о суевериях, склонен ко всему таинственному.

- Кто больше нравится автору: Павел или Илюша?

- Почему же автор “погубил” Павлушу?

Слайд № 9 – вывод по рассказу.

Не было у крестьянских детей той поры, особенно у смелых и одарённых, возможностей чего-то добиться, куда-то уйти от бесконечной и беспросветной кабалы. Неизбежность гибели лучших людей в условиях крепостной деревни подсказана всеми рассказами “Записок охотника”.

3. Подведение итогов урока.

4. Задание на дом: сочинение-миниатюра “Этот рассказ вызвал у меня большой интерес” (по одному из рассказов сборника “Записки охотника”).

Примечание.

В течение урока учащиеся работают в тетрадях по литературе. Появляются записи со слайдов № 4, 6, 8, 9.