Урок внеклассного чтения по рассказу П.Краснова «Шатохи». Тема: «Старайтесь стать терпимей и добрей». 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели урока:

  • Расширение читательского диапазона обучающихся произведениями о взаимоотношении человека и природы, о нравственных ценностях личности. Пробуждения стремления осмыслить вместе с автором и вслед за ним описываемые события, подвести к выводу, что все живое вокруг нуждается в защите и бережном отношении к нему каждого из нас.
  • Развитие умений работать с текстом художественного произведения.
  • Воспитание любви к животным, ответственности за них и гуманного отношения к ним.

Оборудование: мультимедиа презентация, тексты рассказа П.Краснова “Шатохи”, рисунки обучающихся.

Межпредметные связи: ИЗО, биология, музыка.

Основные понятия: гуманность, кульминация, композиция, эпизод, портрет, герой.

Методические приемы: выразительное чтение, чтение наизусть, анализ эпизодов, прослушивание музыкальных произведений, беседа, просмотр презентации.

Структура урока

I. Орг. момент.

II. Работа по теме урока.

1. Звучит песня “Мы лишь на миг приходим в этот мир” в исполнении Ж. Бичевской.(Слайд )

2. На последних аккордах песни, постепенно стихающей, - слово учителя. Это будет вступлением к теме урока. (Слайды)

Мир... Прекрасный, неповторимый, вечный... Человек в нем словно соломинка в бушующем весеннем водовороте. Наша жизнь в этом вечном мире - действительно мгновенье. Но осознаем ли мы это?

Существует точное наблюдение: воздух мы “замечаем” только тогда, когда начинает его не хватать и человек задыхается. Лишь оказавшись в жаркой пустыне, понимаем ценность глотка воды. Ценность жизни осознаем только тогда, когда тяжело заболели или когда в дом постучалась беда...

К нам ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга.

Человек почему-то перестает быть Человеком, а больше напоминает дикаря. Иначе как объяснить его варварство? И больше всего страдают те, кто не может постоять за себя, беззащитен, те, кого мы приручили и за кого в ответе. Вспомним трагедию Белого Бима... К сожалению, она повторяется. Сегодня нам предстоит соприкоснуться с горькой судьбой не одной собаки, а целой стаи. Их называют “шатохами”, то есть обездоленными, шатающимися, никому не нужными. О них нам рассказал оренбургский писатель Петр Краснов.

Его портрет на классной доске.

3. Сообщение обучающегося.

Скромный человек неприметной наружности, но глаза у него удивительные: кажется, они заглядывают прямо тебе в душу - тревожные, умные, печальные глаза...

Годы жизни, проведенные в деревне, работа агрономом во многом определили характер и особенности его книг, герои которых в подавляющем своем большинстве связаны с землей, близки к природе.

“Возможно, некоторые из моих рассказов покажутся читателям несколько жестковатыми, но то, что выстрадано, дороже и крепче. Добро мёртво без боли”, - писал Пётр Краснов. (Слайд)

“Большей частью в основу моих рассказов положены действительно бывшие случаи, ситуации, характеры встречающихся мне людей”, - писал автор. (Слайд)

Обратимся к стихам Куняева из эпиграфа к уроку: (Слайд)

Им объявили смертную борьбу,
Придумали отстрелы и облавы.
Здесь дети часто слышали стрельбу
И знали, что она не для забавы,
Что будет безопаснее играть,
Ходить из школы, ездить на салазках...
Естественно, кто думал о собаках,
Когда им приходилось умирать?!

4. Целевая установка

- Как вы думаете, ребята, почему Г. Троепольский, Петр Краснов и многие другие пишут о судьбах собак?

(- Собака - верный друг человека.
Потому что ведутся отстрелы собак.
Страшно, когда человек убивает друга...)

Мне бы хотелось, чтобы после этого урока каждый из вас спросил себя, что он может сделать, чтоб каждому животному жилось бы рядом с нами лучше и счастливее.

Жизнь состоит из ночи и зимы.
И жуткий страх шевелится мохнато.
Бездомные собаки, как и мы,
Кому-то тоже верили когда-то. (Слайд)

- Дома вы познакомились с рассказом П.Краснова “Шатохи”. Попытаемся осмыслить вместе с автором описываемые события. В ходе урока ответить на вопрос: во имя чего написал рассказ “Шатохи” (Слайд)

5. Беседа по рассказу.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- О чем этот рассказ? Определите его тему.

(Это рассказ о судьбе бродячих собак, которых на селе звали “шатохами”. События происходят на улице небольшого села, среди людей - взрослых и детей).

- Какие пути привели сюда собак? Кто виноват в том, что они стали шатохами?

(На окраине деревни, возле скотомогильника, прижилась стая “шатох”. Разные пути привели сюда собак, но все они оказались здесь по вине людей: либо выброшены за ненадобностью, либо так обижены хозяевами, что даже непоколебимая собачья преданность была разрушена.)

- Судьба какой собаки особенно потрясает? Почему? Вспомните, что и как говорят о Лютом участники событий?

(С искренним сочувствием колхозный шофер: “Взять хоть этого Анисьина Лютого - так Анисий его порол! Знамо дело, синяков или еще чего у пса не увидишь; заметно это у них в тех местах, куда саданули, шерсть так топорщится... так трава вянет, когда дернину подстрижешь. И помню, всегда он в людях бегал, а в позапрошлом году Анисий на дойке его так перетянул кнутом при моих глазах... Я думал, он его надвое охвостником развалил!... Нет, оклемался где-то пес, травки покусал и вернулся-таки к хозяину, простил. Пошло у них опять все по-старому: Анисий дрыхнет, а Лютый коров сторожит день-деньской за двоих, а если что не так, Анисий - за кнут. Кобель, известное дело, от этого злел, ну и дотерпелся до точки, и теперь вот ни себе, ни людям... Непутево с ним вышло. — Так от Ани-сия уже вторая собака бегает... Не вытерпливают. Скучная, должно быть, житуха”.

Кузька:'

“Лютый, он умный - страсть! Только он людей не любит, дикий стал”.)

- Почему собаки набросились на Гришука? Какое, хорошо известное ему правило, он нарушил?

(Гришук нарушил правило, которое знал: “бегать никак нельзя, потому что собаки тогда кинутся, хотя бы из любопытства”. Но он, подгоняемый страхом, все-таки побежал.)

6. Беседа с элементами анализа.

- Кто спас Гришука?

Чтение этой сцены.

- Что случилось, почему Лютый спасает мальчика?

- Милосердный ли это жест сильного по отношению к слабому, мудрость взрослого, который инстинктивно оберегает “детеныша”, или идущая от века собачья преданность человеку, которую жестокостью так и не смогли до конца уничтожить люди, - автор не дает ответа. Важно, что беду от мальчика отвел гонимый людьми пес. (Слайд)

- Каково отношение автора в данной ситуации к стае “шатох”?

Зачитать текст.

(“Гришук вытер рукавом глаза и огляделся назад. Собаки, прибавив ходу, разрозненной цепочкой уходили в степь... поджав хвосты, горбясь, с угрюмостью бродяг перед всем оседлым, хозяйским и потому никем не гонимым.)

- Какова же реакция людей на милосердный, “человечный” поступок гонимого “шатохи”?

(Первая эмоциональная реакция Пантелеева, бывшего свидетелем события: “Погодите, шатохи... отучим!” Фельдшерица Тамара Павловна возмущается тем, что за 2 года она перевязала 5 человек! Раскаляя себя, она явно подстрекает Пантелеева: “Не понимаю, как вы, родители... можете терпеть у себя под боком эту банду! Вы не мужчины, у вас ружья там... на худой Конец, можно участкового попросить, чтобы помог... сделайте это сейчас же, на днях!”).

- Ребята, обратите внимание, кто-нибудь вспоминает о том, благодаря кому мальчик остался жить?

(- Никто не вспоминает. - Все забыли о Лютом, не приласкали его.)

- Да, вы правы: никто не испытывает благодарности к старому, преданному псу, который не разучился любить людей... А у этих людей все мысли сейчас только о том, как расправиться со стаей собак. Люди готовят им кровавое побоище...

- Кто самая отвратительная фигура в задуманной расправе с шатохами? (Понырин).

- Остановимся на этом образе подробнее. (Слайд)

  • Портрет Понырина (Понырин - сиволапый, неприбранный, с неопределенной ухмылкой на занозистом, обрюзгшем лице, пологими бабьими плечами).
  • Презрительно-высокомерен в отношении к односельчанам: “Набегут - не разгонишь. На дело нет, а на безделье... найдутся охотники”. Автор подчеркивает плоские циничные шутки Понырина.
  • Постоянное хвастовство орденами и медалями.
  • Но главное в нем - безжалостность. Это странно, потому что Понырин - фронтовик (“на войне лейтенантом был”), видел страдания и смерть, а превратился в жестокого циника.

- Вспомните, какие поступки Понырина показывает автор?

Он с наслаждением рассказывает, что уже участвовал в облавах на собак и сам убил “штук пять, не менее”. Инстинкты собственника толкают Понырина на кровавую месть, не оставляя в нем ничего человеческого.

“И вдруг он обрюзг еще больше, заносчиво оглядел всех... и сказал средь тишины: “А ты что думал, что я сюда ради одного кобелька приплясал, едрена корень?! Не-ет, милай, пока я их, - он похлопал широкой ладонью по карману, патроны приглушенно звякнули, - не поцукаю, с пажи не уйду и от собак не отстану... я на них давно зубок имею - за цыплаков моих, инкубаторских, и вообще... Мне плевать, какие они там, и с каких бед они от хозяев поразбежались, я сюды стрелять пришел. И я им устрою кордебалет, они у меня попляшут! - Понырин опять ухмыльнулся, сдабривая общее впечатление, и с показной силой потряс ружьем. - Повоюем!?”

Он идет на расправу за своих “цыплаков”. Поражают эгоистическое равнодушие этого человека (“мне плевать, какие они там”) и жестокость, ставшая нормой поведения. Осенью он ни за что (“просто так”) убил собаку своего соседа. Обыкновенное человеческое сострадание и жалость Понырин воспринимает как что-то ненормальное (“Что за разговоры такие - жалеть? Кто тебя знает: может быть, ты дома мух не бьешь оттого, что жалко... Ненормальный какой-то”, - сказал Понырин Фильке, брезгливо и равнодушно отвернулся”).

- Кто противостоит Понырину?

(Филька - счетовод, несмотря на то, что выпил, вызывает нашу симпатию - он против расправы над “шатохами”, он протестует против жестокости. В нем говорит не только голос сердца, не только протест против жестокости, но страстное желание остановить ее.)

- С точки зрения композиции противостояние Понырина и Фильки – это... (Слайд)

(Кульминация рассказа. Здесь открыто столкнулись две жизненные позиции, две философии).

- Что, по мнению Фильки, самое страшное в происходящем?

(Он видит глубинный смысл происходящего: “Вы не думайте, что если вас много собралось, то вы уже и народ! Мальчонков набрали, приучаете, а они вам потом сами головы поотвернут!..” Вот что самое страшное - страшен пример взрослых!)

- Подтвердились ли его предостережения в последующих событиях?

(Да. Финал рассказа: поведение Кузьки.)

- Почему состоялась расправа? Почему зло победило?

(Большинство сельчан собрались вовсе не для того, чтобы творить зло. Они пришли, чтобы посудачить, покурить, посмотреть. Да и Филькины слова не оставили людей равнодушными. Но Понырин подстрекает людей, и они пошли за ним. В отличие от Фильки, он агрессивен, его безнравственность подавляет, и его зло очень активно и действенно.)

7. Релаксация (Слайд)

8. Продолжение беседы.

- Вспомним сцену расправы. Что пережил и перечувствовал Гришук. Как менялось его состояние.

(Картины одна страшнее другой запечатлеваются в сознании мальчика. Умирающая на снегу красавица Волна, дикая расправа с ее детенышем, который лежал с перебитым позвоночником, а Кузька (вот он пример взрослых!) совал ему в морду палку, и щенок от боли и страха скулил виновато и боязливо, как провинившийся. Гришук видел трупы собак, слышал стоны и вой недобитых, взгляд его выхватил фигуру своего спасителя, умного, гордого, смелого и великодушного Лютого, который бежал сейчас, припадая на свою криво сросшуюся лапу, “подобрав хвост и согнувшись, словно ожидая удара в спину”. И оттого, что так бежал Лютый, было невыносимо страшно.

Гришук испытывает чувство тоски, от которой все немеет внутри, “и какое-то недетское одиночество”.

- Потрясенный, измученный идет Гришук с пажити к сараю, где собрались расстрельщики.

- Как вы думаете, был ли отчаянный порыв Гришука случайным? (Нет. Гришук увидел глаза этих людей и понял, что в них нет злобы, в них – одно любопытство. И он решил остановить их, объяснить им, что они не должны убивать.)

9. Чтение эпизода.

- А теперь давайте ещё раз послушаем финальную сцену и ещё раз переживём вместе с Гришуком смерть Лютого. (Лютый вспрянул, оторвался от конюха и, вытянув оскаленную морду и прижав к черепу уши, рванулся на него... Лютый хрипел, судорожно вытягивая задние лапы, и глаз его остекленело-гневно, неподвижно был устремлен не на своих губителей, а в серый, скатывающийся в тягучие сумерки день над их головами... Его так и вынесли на вилах, еще подрагивающего пегой, линяющей шкурой, с волочившейся по утоптанному снегу крупной головой, вынесли бестолково и торопливо, как муравьи таскают свою добычу...)

- Гришук знал, что ему надо бы уйти сейчас подальше от людей, но теперь было все равно. И он сидел, потому что устал очень, и еще у него болел бок - так болел после тычка конюха, что даже дышать больно было. “Пусть они сами все уходят, ему будет в сто раз лучше, - думал он, - в тысячу раз легче ему будет”.

По вине человека гибли животные... Убийц было несколько, несколько из 30!

А остальные?! Большая, серая толпа, равнодушно взирающая на происходящее. С их молчаливого согласия вершился суд! Гришук, измучившись, хочет остаться один, как “шатоха”. ПОЧЕМУ? (потому что жить по-прежнему с этой серой массой не может. Он понимает, что в стае собак нашлась одна, которая спасла ему жизнь. Среди людей же не нашлось ни одного, кто пожелал бы спасения беззащитных животных.)

10. Чтение наизусть

- Послушайте 2 стихотворения и подумайте, что общего между рассказом и стихотворениями. (Слайд)

(Жестокость, равнодушие людей по отношению к несчастным собакам, ставшим такими по их, людской вине.)

III. Итог урока.

- Во имя чего написан рассказ “Шатохи”, стихотворения “Стихи о рыжей дворняге”, “Пёс”?

- Послушайте сообщение об открытии скульптуры Александра Цигаля “Сочувствие”.

Заключительное слово учителя

Как хотелось, чтобы после сегодняшнего урока остановилась чья-то рука, занесенная для удара, чтобы кто-то из вас остановил чужую руку, поднявшуюся на другого: будь то животное или человек. Доброта - великое чувство, которое нужно учиться растить в себе. Мне кажется, что она - убедительное свидетельство того, что многие из вас “вырастили” в себе это великое и прекрасное чувство - доброту. Фото ваших домашних животных и подписи к ним нельзя сделать ленивыми руками и продиктовать равнодушным сердцем. Вы только посмотрите, сколько здесь тепла, добра и поэзии!

Фото галерея “Мой верный друг”. (Слайды)

- Антуан де Сент – Экзюпери в сказке “Маленький принц” утверждал: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. А может превратим эти слова в вопрос?

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ? (Слайд)

- Этот вопрос обращён к каждому из нас, но каждый ли сможет ответить на него утвердительно? Подумайте, напишите сочинение-размышление по теме: “МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ?” (Слайд)

IV. Домашнее задание. Написать отзыв о рассказе.

Литература.

  1. Картавцева, М. И Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие. /М.И. Картавцева.- г. Воронеж: Учитель, 2003
  2. Урок внеклассного чтения по рассказу П.Н. Краснова "Шатохи", 8-й класс.
  3. "Человек должен быть чистым перед матерью-природой". Ершова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы.