Урок внеклассного чтения "Тема истории в творчестве А.С. Пушкина: трагедия "Борис Годунов"

Разделы: Литература


Это животрепещуще, как свежая газета.
А.С.Пушкин об 9-10 томах "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина.

Он (Пушкин) обращается к прошлому, чтобы в нём найти объяснение настоящего и увидеть намёк на будущее.
В.Г.Белинский.

Цель: На основе анализа заранее прочитанных текстов (трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов", материалы по истории и культуре Угличского края, историческая справка о Смутном времени и смерти царевича Дмитрия) помочь учащимся определить своё отношение к историческим путям развития России и выяснить точку зрения А.С.Пушкина по этому вопросу.

Задачи:

1. Способствовать развитию критического мышления учащихся, коммуникативных навыков, развитию монологической речи.

2. Оживить, приблизить к современности страницы исторических и художественных произведений о Смутном времени.

3. Донести до учащихся философскую позицию А.С.Пушкина: ":лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных изменений".

Наглядность и оборудование:

1. Портрет А.С.Пушкина кисти В.Тропинина.

2. Аудиозаписи арий из оперы М.Мусоргского "Борис Годунов" в исполнении Ф.Шаляпина.

3. Презентация "А.С.Пушкин. Борис Годунов"

Предварительная подготовка к уроку - элементы кейс-технологии: учащиеся делятся на 5 групп (Историки, Пушкинисты, Искусствоведы, Обвинители, Защитники); цель каждой группы - изучив предложенный материал, подготовить выступление по предложенной теме:

1).Историческая справка о приходе к власти Бориса Годунова

2).История создания и проблематика трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"

3).Облик Углича эпохи царевича Дмитрия

4).Речь обвинителя о причинах смерти царевича Дмитрия

5).Речь защитника о причинах смерти царевича Дмитрия

Презентация.

Учитель (Слайд 1-3): Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А.С.Пушкина и к проблемам, которых уже частично касались на пушкинских уроках:

- жизнь человека - интересы государственные: что перевешивает на весах истории?

- где он - путь к счастью человеческому и к счастью человечества? Можно ли оправдать благими, высокими намерениями кровопролитие на пути к этой высокой цели? Трудные, философские, вечные вопросы:

А.С.Пушкин всё для себя решил и на все вопросы ответил. Как? Об этом мы и поговорим сегодня, размышляя над страницами трагедии "Борис Годунов", которую - ирония судьбы! - поэт закончил за месяц до восстания декабристов. Разобраться в хитросплетениях пушкинской судьбы с судьбами декабристов, истории написания трагедии "Борис Годунов" с русской историей, историей и культурой Углича помогут нам Историк, Пушкинист, Искусствовед, Обвинитель и Защитник, которые расскажут нам об облике древнего Углича, об исторических событиях, лёгших в основу трагедии.

Итак, осень 1825 года:

Пушкинист (Слайд 4,5): История создания трагедии "Борис Годунов".

Пушкин начал писать "Бориса Годунова" 10 октября 1824 года, по возвращении из южной ссылки в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

Совсем недавно была Каменка, имение будущего декабриста Василия Давыдова, были горячие споры с Якушкиным и Пестелем о политическом устройстве России, о том, как сделать Отечество богатым и счастливым, а народ в нём - свободным и просвещённым. А

Теперь - Михайловское, тишина и уединение, и размышления:

Обстановка жизни в Михайловском питает исторические интересы поэта, которые у него всегда были сильны. Многое из того, что он видит кругом, напоминает о далёком прошлом родной земли, о временах Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца.

Городище Воронич, где он проезжает, отправляясь в гости к соседям в Тригорское, упоминается в летописях: здесь когда-то проходили отряды Дмитрия Самозванца на Москву.

Пушкин посещает старинный собор Святогорского монастыря, построенный во времена Ивана Грозного; бывает в Свято-Печерской лавре - сюда, по легенде, хотел постричься на склоне лет Иван Грозный.

Учитель: В Михайловском поэт зачитывается 9 и 10 томами только что вышедшей "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, посвящённым Смутному времени: "Это животрепещуще, как свежая газета!"- пишет он в письме другу.

О чём размышляет поэт, читая исторический труд о Смутном времени? В чём видит связь времён? Говоря словами Белинского, он ":обращается к прошлому, чтобы в нём найти объяснение настоящего и увидеть намёк на будущее".

Пытаясь понять ход мыслей А.С.Пушкина, отправимся в глубь русской истории. Поможет нам уважаемый Историк.

Историк (Слайд 6,7): Историческая справка.

Конец 16 столетия. Закончилось правление Ивана Грозного, который до сих пор вызывает самые противоречивые оценки: с одной стороны - собиратель земель русских, с другой стороны - кровавый деспот.

После смерти Ивана Грозного власть перешла к его сыну,27-летнему Фёдору Иоанновичу, который сам не мог управлять государством. Преодолев сопротивление старой знати, фактическим правителем государства при царе Фёдоре становится Борис Годунов, свойственник царя (царь Фёдор был женат на сестре Годунова).

Современники признавали за Годуновым недюжинный ум, милосердие, великодушие. Он старался поддержать в государстве порядок и законность, нанимал к себе на службу просвещённых иностранцев, а русских юношей отправлял учиться за границу. При нём продолжилось освоение Сибири, строились новые города.

Но Борис Годунов не мог быть уверен в своём будущем: преемником бездетного царя Фёдора на престоле должен был стать его брат, царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, очень похожий на своего отца.

Годунов ссылает малолетнего Дмитрия, его мать, Марию Нагую, её родственников, Нагих, в Углич. Родственники царевича ненавидели за это Годунова:

15 мая 1591 года царевич Дмитрий был найден мёртвым.

Учитель: Тихий Углич над светлой Волгой, величественные храмы:Каким был он в мае 1591 года? Что из облика древнего Углича сохранилось до наших дней? Об этом нам расскажет уважаемый Искусствовед.

Искусствовед: (рассказывает об общем виде Углича 16 века, о дворце угличских князей, об архитектуре церкви Царевича Димитрия "на крови", построенной на месте гибели царевича Дмитрия).

Учитель: Что же произошло здесь 15 мая 1591 года? Расследование преступления было скоротечным, судебного заседания не было. А если бы мы имели право провести судебное заседание по следам тех далёких трагических событий, то оно выглядело, может быть, так:

Обвинитель (Слайд 7): Ваша честь, господа присяжные заседатели!

Мы обвиняем боярина Бориса Годунова в заговоре против царевича Дмитрия, престолонаследника, повлекшего смерть последнего.

В полдень 15 мая 1591 года нянька Василиса Волхова вывела царевича Дмитрия на крыльцо царских палат. Там появились люди Бориса Годунова - Битяговский, Качалов и Волохов - посланные Годуновым в Углич вести дела царицы Марии Нагой и её родственников и надзирать за ними. Сын няньки царевича, Осип Волохов, взяв Дмитрия за руку, сказал: " Это у тебя, государь, новое ожерельице?" Ребёнок поднял голову и ответил: " Нет, старое". В эту минуту сверкнул нож. Дмитрий упал. Тут выбежала царица и начала кричать. Соборный пономарь, видевший всё с колокольни, начал бить в колокол.

Сбежался народ и, узнав о преступлении, убил Битяговских, Качалова. Всего погибло 12 человек, на которых показали Нагие.

К царю Фёдору послали гонца, которого по прибытии в Москву привели сначала к Борису Годунову. Тот велел грамоту изъять и написать другую, где говорилось, что Дмитрий зарезался сам по недосмотру людей царицы Марии Нагой

Царицу постригли в монахини, её родственников разослали по тюрьмам. Жестоко наказали угличан за убийство людей Годунова: одних казнили, другим отрезали языки, многих сослали в Сибирь

Главный подозреваемый в этом преступлении - Борис Годунов. Мотив налицо: он хотел сохранить за собой власть. Правитель послал своих людей в Углич следить за Нагими и тайным приказом убить царевича.

Защитник: Ваша честь, господа присяжные заседатели!

Царица Мария Нагая, её брат Михаил Нагой, их люди в один голос утверждают: царевича Дмитрия убили слуги Бориса Годунова. Но вот что важно: никого из обвиняющих на момент убийства рядом не было, все они прибежали во двор царских палат позже. Очевидцы же (нянька Василиса Волохова, кормилица Ирина, постельница Марья Самойлова, дети, игравшие во дворе в ножички) утверждают: царевич играл с детьми ножом и в припадке падучей болезни прокололся сам в горло. Нагие же, увидев царевича мертвым, решили воспользоваться ситуацией: возвели поклёп на ненавистных им людей Годунова, лишившего их власти и сославшего в Углич.

Борис Годунов в этом преступлении невиновен.

Учитель (ученикам): Ну что, уважаемые присяжные заседатели, можете вынести решение?

А.С.Пушкин решение выносит, пишет трагедию "Борис Годунов", потому что видит в угличской трагедии принципиально важное для русской жизни, для прошлого, настоящего и будущего.

Москва, 1598 год, 20 февраля. Умер царь Фёдор, в стране - безвластие. Народ просит Бориса Годунова вступить на престол.

- Перечитаем диалог кн. Шуйского и Воротынского из трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". (Слайд 8).

Учитель: Как князь Шуйский относится к Годунову? Почему не верит ему?

Ученик: (отвечает).

Учитель (Слайд 9):

Борис принимает власть: так будет лучше для государства.

Но тревожным предупреждением звучит сцена в Чудовом монастыре: монах- летописец Пимен рассказывает монаху Григорию Отрепьеву историю убийства царевича Дмитрия.

- Какой замысел рождается в сознании Отрепьева?

Ученик: (отвечает)

Учитель (Слайд 10):

Перенесёмся в царские палаты. Царь Борис ночью, один. Монолог вслух - искренен абсолютно. Перечитаем этот монолог. (Читают подготовившиеся ученики).

- Какие чувства звучат в монологе Бориса? Чем угнетён и подавлен царь?

Послушаем монолог Бориса и в исполнении Фёдора Шаляпина из оперы Мусоргского "Борис Годунов". (Звучит аудиозапись монолога Бориса Годунова , 2-е действие).

- Какие чувства звучат в голосе певца?

Самозванец, собрав армию, идёт на Москву; силы несоразмеримы. Но боярин Пушкин, сторонник Самозванца, говорит Басманову:

А знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой,
А мнением, да, мнением народным.

Народное мнение, отношение к мудрому царю Борису звучит в сцене "Площадь перед собором в Москве". (Слайд 11).

- Прочитаем эту сцену по ролям. (Читают ученики).

- Как же относится народ к Годунову? Почему?

- Вы помните о таком персонаже драматического произведения, как резонёр. Кто резонёр в этой трагедии? В словах какого персонажа пьесы звучит голос автора?

(Ученики отвечают).

(А.С.Пушкин: "Никак не утаить всех моих ушей под колпаком юродивого. Торчат.")

Поясните позицию автора.

Позиция поэта совпадает с народной нравственной аксиомой: никакими благими намерениями и делами нельзя искупить пролитую кровь. Развязка трагедии близка: умирает Борис Годунов, оставив на царствовании своего сына Фёдора, в Москву вступают войска Дмитрия Самозванца.

-Перечитаем последнюю сцену трагедии. (Читают ученики). (Слайд 12)

"Народ безмолвствует." Что в этом безмолвии?

Почему А.С.Пушкин так заканчивает свою трагедию?

Что же понял великий поэт, обратившись к прошлому, как понял настоящее и каким увидел путь к будущему за несколько недель до восстания друзей-декабристов на Сенатской площади? О чём позднее ёмко и чётко сказал в "Капитанской дочке"? (Слайд13)

"Молодой человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".
А.С.Пушкин.

Многие и многие представители человечества и через 200 лет к этой простой мудрой мысли ещё не пришли:

Использованная литература:

1. А.С.Пушкин. Борис Годунов. М., "Просвещение", 1977.

2. Газета "История", №34,1999.

3. Альманах "Памятники Отечества". Земля Ярославская. Москва, 2007, с.66-81.