Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;
- продолжить обучение языку словесного искусства;
- продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;
- развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;
- воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;
- расширять культурный кругозор ребёнка.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Повторение: эпитет, метафора, олицетворение.
Оформление: на доске - дата, тема урока, эпиграф; рисунки учащихся; репродукции картин Б. Щербакова; на столах у учащихся распечатанные стихотворения, звучащие во время урока; выставка книг донских поэтов и писателей; портреты или фотографии поэтов В. Калмыкова, А. Гарнакерьяна, Б. Куликова, А. Гриценко, художника Б Щербакова.
Ход урока
Пускай всю ночь, грохочут поезда,
Пускай летят, в дорогу зазывая,
Пускай, но я отсюда – никуда!
Здесь то, что отчим краем называем.
Е.Шевелева.
Вступит слово учителя:
- Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь. Это место, где ты родился, сделал первые шаги. Сказал первое слово. Наша, ребята, с вами малая Родина – это Дон, донской край.
И поэтому цель нашего урока сегодня – посмотреть, как поэты и художники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжить знакомство с творчеством донских поэтов.
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Им стал отрывок из стихотворения русской поэтессы Е. Шевелевой.
(Учитель выразительно читает эпиграф).
- Как вы понимаете слова “отчий край”? (Ответы учащихся)
- В творчестве каких известных вам русских поэтов говорится о Родине?
(Чтение учащимися стихотворений наизусть:С. Есенин “Топи да болота...”, А. Толстой “Край ты мой, родимый край...”, Н. Рубцов “Тихая моя Родина...”)
- Так писали о Родине Сергей Есенин, Алексей Толстой и Николай Рубцов. А сегодня мы с вами попытаемся пройти вместе с писателями, нашими современниками, по донской земле, увидеть поэтические картины родного края.
- Стихи каких поэтов о нашем крае вам известны?
(Владимира Калмыкова, АшотаГарнакерьяна, Бориса Куликова, Анатолия Гриценко).
Давайте послушаем стихотворение нашего с вами
земляка, новочеркасского поэта, Владимира
Калмыкова “Я люблю...” (читает ученик: Ничто
в природе не лишне...)
(Учитель читает стихотворение.)
- Как вы понимаете, что значит слово “Донщина”?
- В каких строках выражена главная мысль?
- Как вы понимаете строку: “Моя Донщина, дочь моей России”?
- Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении? Какова их роль?
Аналогичная работа проводится со стихотворениями А.Гарнакерьяна“Степное” (Здесь в молодой траве весною...) и А. Гриценко “Снова осень” (Снова осень... Над пустыми пашнями...)
Мы только что увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях. Но не только поэты, а и художники воспевают в своих произведениях родную землю.
Посмотрите на репродукции картинБ. Щербакова (на доске и партах). Он родился и вырос не на донской земле, но, переехав сюда однажды, он полюбил ее, как сын. И его неудержимо влекла к себе донская ширь. На его картинах мы видим необъятные донские просторы: (учитель комментирует репродукции у доски)
Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко;
Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника - все переплетается в причудливом узоре. Гудят пчелы: это их царство.
(Учитель рассматривает еще 2-3 репродукции на доске).
А сейчас мы с вами проведем игру “Войди в картину”. У вас на столах лежат репродукции картин Б. Щербакова. Вы внимательно их рассмотрите и попытайтесь представить себя на том месте, которое изображено на картине. (Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете?). (Заслушать 5-6 учеников).
А теперь я предлагаю послушать стихотворение В.Калмыкова “Осеньв степи”.
Ложилась степь послушно под колеса,
Дорога мягко убегала в даль.
Была задумчива, златоволоса
Извечная осеняя печаль.Чудесна степь в разливе увяданья,
Готовая забыться зимним сном,
Как будто в запоздалом ожиданье,
Устало дремлет жирный чернозем.Под бременем плодов покорно клонятся
Деревья в тихой лесополосе,
И грустной лаской нежно гладит солнце
березку по растрепанной косе.Давно умолкли птицы и комбайны.
Природа отдала себя сполна...
Какою-то неизъяснимой тайной
Под сенью осени вся степь полна.
Ребята, давайте попытаемся представить себе картину осенней степи.
Что вы видите, слышите?
Какие чувства, настроение вызывает стихотворение? (Ответы учащихся)
А теперь мы поиграем немного по-другому. Игра называется “Яхудожник”. Представьте, что вы - художники. У вас кисти и краски, вы рисуете наш донской край. Что именно нарисует каждый из вас, какие краски вы будете использовать и почему?
(Заслушать 5-6 учеников).
Я хочу обратить внимание на то, что некоторые из вас нарисовали дома рисунки о родном крае. (3-4 ученика делают комментарии.Рисунки на доске).
Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было написать сочинение-миниатюру о родном крае, о любимых уголках родной природы. Кто хочет прочитать? (5-6 человек, у остальных собрать для проверки).
Учитель подводит итог урока.
Сегодня на уроке вы послушали стихи донских поэтов о нашем крае, познакомились с творчеством художника Бориса Щербакова, чьи картины полны любви к донской земле, и пытались представить себя в том месте, которое изображено на картине; вы также представляли себя художниками, изображающими родной край. Все хорошо поработали на уроке и до урока. (Оценки).
И заканчивая сегодня наш разговор о родном крае, хочется, чтобы вы послушали стихотворение В.Калмыкова “Люблю”. (Щебет птичий, нежную травинку... читает ученик)
И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.