Урок внеклассного чтения "Тихая моя Родина". Донская природа в поэзии и живописи. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством русских поэтов и художников о Донском крае;
  • продолжить обучение языку словесного искусства;
  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать лирическое стихотворение;
  • развивать навыки выразительного чтения, воображения, творчества;
  • воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников;
  • расширять культурный кругозор ребёнка.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Повторение: эпитет, метафора, олицетворение.

Оформление: на доске - дата, тема урока, эпиграф; рисунки учащихся; репродукции картин Б. Щербакова; на столах у учащихся распечатанные стихотворения, звучащие во время урока; выставка книг донских поэтов и писателей; портреты или фотографии поэтов В. Калмыкова, А. Гарнакерьяна, Б. Куликова, А. Гриценко, художника Б Щербакова.

Ход урока

Пускай всю ночь, грохочут поезда,
Пускай летят, в дорогу зазывая,
Пускай, но я отсюда – никуда!
Здесь то, что отчим краем называем.
Е.Шевелева.

Вступит слово учителя:

- Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь. Это место, где ты родился, сделал первые шаги. Сказал первое слово. Наша, ребята, с вами малая Родина – это Дон, донской край.

И поэтому цель нашего урока сегодня – посмотреть, как поэты и художники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжить знакомство с творчеством донских поэтов.

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Им стал отрывок из стихотворения русской поэтессы Е. Шевелевой.

(Учитель выразительно читает эпиграф).

  • Как вы понимаете слова “отчий край”? (Ответы учащихся)
  • В творчестве каких известных вам русских поэтов говорится о Родине?

(Чтение учащимися стихотворений наизусть:С. Есенин “Топи да болота...”, А. Толстой “Край ты мой, родимый край...”, Н. Рубцов “Тихая моя Родина...”)

- Так писали о Родине Сергей Есенин, Алексей Толстой и Николай Рубцов. А сегодня мы с вами попытаемся пройти вместе с писателями, нашими современниками, по донской земле, увидеть поэтические картины родного края.

  • Стихи каких поэтов о нашем крае вам известны?

(Владимира Калмыкова, АшотаГарнакерьяна, Бориса Куликова, Анатолия Гриценко).

Давайте послушаем стихотворение нашего с вами земляка, новочеркасского поэта, Владимира Калмыкова “Я люблю...” (читает ученик: Ничто в природе не лишне...)

  • Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?
  • Почему стихотворение так названо, о какой любви идет речь?
  • В каких строчках эта мысль выражена наиболее ярко?
  • Что помогло автору выразить в стихотворении свое отношение к родному краю, Родине? (Художественные выразительные средства)
  • Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства языка?
  • Давайте ещё раз обратимся к тексту стихотворения и найдём эти художественные средства.
  • Еще одно стихотворение о родном крае Бориса Куликова “Донщина”.

(Учитель читает стихотворение.)

  • Как вы понимаете, что значит слово “Донщина”?
  • В каких строках выражена главная мысль?
  • Как вы понимаете строку: “Моя Донщина, дочь моей России”?
  • Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении? Какова их роль?

Аналогичная работа проводится со стихотворениями А.Гарнакерьяна“Степное” (Здесь в молодой траве весною...) и А. Гриценко “Снова осень” (Снова осень... Над пустыми пашнями...)

Мы только что увидели, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихотворениях. Но не только поэты, а и художники воспевают в своих произведениях родную землю.

Посмотрите на репродукции картинБ. Щербакова (на доске и партах). Он родился и вырос не на донской земле, но, переехав сюда однажды, он полюбил ее, как сын. И его неудержимо влекла к себе донская ширь. На его картинах мы видим необъятные донские просторы: (учитель комментирует репродукции у доски)

Это широкие ковыльные степи, царство птиц, полевых цветов, среди которых дышится необыкновенно легко;

Полыхающие сиреневым огнем поля. Малиновые головки татарника, лимонно-желтые вершины коровяка, тысячелистника - все переплетается в причудливом узоре. Гудят пчелы: это их царство.

(Учитель рассматривает еще 2-3 репродукции на доске).

А сейчас мы с вами проведем игру “Войди в картину”. У вас на столах лежат репродукции картин Б. Щербакова. Вы внимательно их рассмотрите и попытайтесь представить себя на том месте, которое изображено на картине. (Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете?). (Заслушать 5-6 учеников).

А теперь я предлагаю послушать стихотворение В.Калмыкова “Осеньв степи”.

Ложилась степь послушно под колеса,
Дорога мягко убегала в даль.
Была задумчива, златоволоса
Извечная осеняя печаль.

Чудесна степь в разливе увяданья,
Готовая забыться зимним сном,
Как будто в запоздалом ожиданье,
Устало дремлет жирный чернозем.

Под бременем плодов покорно клонятся
Деревья в тихой лесополосе,
И грустной лаской нежно гладит солнце
березку по растрепанной косе.

Давно умолкли птицы и комбайны.
Природа отдала себя сполна...
Какою-то неизъяснимой тайной
Под сенью осени вся степь полна.

Ребята, давайте попытаемся представить себе картину осенней степи.

Что вы видите, слышите?

Какие чувства, настроение вызывает стихотворение? (Ответы учащихся)

А теперь мы поиграем немного по-другому. Игра называется “Яхудожник”. Представьте, что вы - художники. У вас кисти и краски, вы рисуете наш донской край. Что именно нарисует каждый из вас, какие краски вы будете использовать и почему?

(Заслушать 5-6 учеников).

Я хочу обратить внимание на то, что некоторые из вас нарисовали дома рисунки о родном крае. (3-4 ученика делают комментарии.Рисунки на доске).

Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было написать сочинение-миниатюру о родном крае, о любимых уголках родной природы. Кто хочет прочитать? (5-6 человек, у остальных собрать для проверки).

Учитель подводит итог урока.

Сегодня на уроке вы послушали стихи донских поэтов о нашем крае, познакомились с творчеством художника Бориса Щербакова, чьи картины полны любви к донской земле, и пытались представить себя в том месте, которое изображено на картине; вы также представляли себя художниками, изображающими родной край. Все хорошо поработали на уроке и до урока. (Оценки).

И заканчивая сегодня наш разговор о родном крае, хочется, чтобы вы послушали стихотворение В.Калмыкова “Люблю”. (Щебет птичий, нежную травинку... читает ученик)

И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.