Цели урока:
- Раскрыть одну из основных проблем пьесы: в чём причины трагедии Ларисы Огудаловой.
- Выяснить, в чём основа конфликта между "горячим сердцем" Ларисы и корыстными эгоистами, которые окружают героиню.
Задачи урока:
- Расширить кругозор, продолжить работу над формированием навыков самостоятельного мышления учащихся;
- Познакомить с текстом произведения;
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к человеческим чувствам.
Оборудование:
- Портрет драматурга А.Н. Островского;
- Портрет Ларисы Огудаловой (иллюстрация);
- Записи на доске;
- Диск с кинофильмом "Жестокий романс" (режиссёр Э. Рязанов);
- Фонограмма романса "А напоследок я скажу:" (из кинофильма "Жестокий романс",сл.Б.Ахмадулиной, муз. А. Петрова);
- Вопросники и карточки с названиями групп.
Методы и приёмы:
- Работа учащихся в группах (задания даны за 2 недели до урока);
- Метод творческого восприятия (с элементами комментария и беседы);
- Постановка художественной, нравственной, философской проблемы урока;
- Эвристический метод: обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода;
- Элементы диспута;
- Сопоставление пьесы с её экранизацией;
- Приём "мозгового штурма".
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие.
Постановка целей и задач урока.
II. Слово учителя.
В драматическом действии пьесы "Бесприданница" затронуты темы произведений А.Н. Островского предшествующих лет:
1) изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы;
2) в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам "горячего сердца".
Но все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни (пьеса написана в1878 г.). Другим стал мир купцов - это уже не то "тёмное царство", в котором господствовали Дикой и Кабаниха. Умножаются капиталы, растёт "дело", расширяется кругозор предпринимателей, меняется их манера поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.
Именно в этом заключается основа конфликта между "горячим сердцем" Ларисы Огудаловой и расчётливыми эгоистами, которые окружали героиню. Суть его мы и попробуем осмыслить на уроке, совершив заочную экскурсию в город Бряхимов на Волге, в то общество, где Ларису - главную героиню пьесы "Бесприданница" - окружают те, с кем она не смогла найти душевного понимания:
а) Харита Игнатьевна (мать девушки);
б) Мокий Пармёныч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов;
в) Юлий Капитоныч Карандышев;
г) Сергей Сергеевич Паратов.
III. Проверка домашнего задания.
Каждая группа ребят дома работала со своими вопросами, давая характеристику определённым героям пьесы. На уроке будут звучать сообщения учеников, текст художественного произведения.
Слушая друг друга, ребята должны сделать записи в тетрадях, чтобы в конце урока ответить на главный вопрос: "В чём причины трагедии Ларисы Огудаловой?"
(вопросники на столах каждой группы)
Группа №1 "Харита Игнатьевна Огудалова"
Вопросы:
Её жизненные принципы;
Манера одеваться, говорить;
Роль матери в судьбе Ларисы;
Способы получения выгоды;
Можно ли назвать мать виновницей гибели дочери?
(смотреть действие 2, явл.1-7, 9-10; действие 3, явл.2-3)
Во время обсуждения эпизодов пьесы ребята, делая сообщения, пришли к выводу, что дом Огудаловых похож на своеобразный театр, распорядителем которого является Харита Игнатьевна, а невольными "актрисами" - её дочери-бесприданницы, талантами которых мать откровенно торгует, продавая их мнимым женихам.
Х.И. Огудалова противопоставлена Ларисе: "одета не по летам:" Из всего извлекает выгоду. "Без хитрости не проживёшь" - её жизненный принцип. Она всех обманывает и не стесняется этого. Огудалова сама мечтает вырваться из "порочного круга" и старается научить этому своих дочерей.
Роль Хариты Игнатьевны в судьбе Ларисы негативная. Не интересуясь мыслями и чувствами дочери, мать по-своему стремится "устроить счастье" Ларисы и делает её жизнь невыносимой: Огудалова идёт на сговор с Кнуровым ради собственной выгоды.
Группа №2 "Мокий Пармёныч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов"
Вопросы: М.П. Кнуров:
Его жизненные принципы;
Отношение к Ларисе;
Взаимоотношения с Харитой Игнатьевной (сговор);
В.Д. Вожеватов:
Его отношение к Ларисе;
Его отношение к Робинзону (реплики);
Что для него главное в жизни?
Как складываются отношения с Огудаловой Х.И.?
Как Кнуров и Вожеватов следят за развитием любовной драмы Ларисы?
(смотреть действие 1, явл.2-3; действие 2, явл.2; действие 4, явл.5-6, 8)
Из всего сказанного учащиеся сделали вывод: Кнуров богат, горд, мало с кем разговаривает. Вожеватов молод, разговорчив. Оба персонажа смотрят на Ларису как на вещь, на бриллиант.
Вожеватов не сочувствует Ларисе, издевается над Робинзоном, жаждет над ним властвовать.
Кнуров идёт на сговор с Харитой Игнатьевной с целью устранить Вожеватова как соперника, а затем предлагает Ларисе богатое содержание.
Оба заинтересованно, но с полным равнодушием к страданиям девушки следят за развитием любовной драмы.
Группа№3 "Сергей Сергеевич Паратов и Юлий Капитоныч Карандышев"
Вопросы: С.С. Паратов:
Авторская характеристика;
Положение в обществе;
Отношение к Ларисе;
Отношение к Карандышеву;
Ю.К. Карандышев:
Положение в обществе;
Отношение к Ларисе (в присутствии других);
Любит ли он Ларису по-настоящему?
Почему он пошёл на убийство?
(смотреть действие 1, явл.3-4; действие 2, явл.9-10; действие 3, явл.6-7;действие 4, явл.7-8,10-11)
В ходе обсуждения учащиеся сделали выводы по образам Паратова и Карандышева:
Паратов - "блестящий барин" (оценка Островского А.Н.). Этим подчёркнута внешняя эффектность облика и поведения героя. Основной принцип в жизни: "Найду выгоду, так всё продам!" Его отношение к Карандышеву раскрывает присущее Паратову стремление властвовать и унижать.
В образе Сергея Сергеевича есть противоположные качества: способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый ум и расчёт (например, он разоряется, но, спохватившись, поправляет своё положение выгодной женитьбой). В нём есть то, что Ларисе кажется идеалом мужчины, но Паратов руководствуется только своими интересами.
Его увлечение Ларисой было сильным (он даже начинает думать о женитьбе), но поступать, пренебрегая выгодой, по его убеждению, - насмешить людей. Расставаясь с девушкой, он хочет сохранить уверенность в том, что она продолжает его любить.
Карандышев не хочет мириться со своим унизительным положением в обществе. Женитьба на Ларисе Огудаловой даёт Юлию Капитонычу возможность войти в "лучшее общество". Осознавая это, горе-жених пытается гордиться, тем самым даёт повод для насмешек.
Чувство к Ларисе у него эгоистичное. Карандышев не хочет понять чувств невесты, которая пытается уехать от позора в деревню. Он жаждет "повеличаться", произнося тост за Ларису. Понимая, что девушка никогда его не полюбит, Карандышев опасается насмешек общества. Он труслив и неуверен в себе. Это одна из причин, толкнувшая слабовольного "влюблённого" на убийство Ларисы.
Группа №4 "Лариса Огудалова"
Вопросы:
Авторская характеристика;
Манера одеваться,говорить;
Отношения с матерью;
За что она любит Паратова и как ведёт себя в его присутствии?
Доверяет ли Лариса Кнурову и Вожеватову?
Почему героиня решила выйти замуж за Карандышева?
Почему Лариса считает выстрел Карандышева "благодеянием"?
В чём сходства и различия с Катериной Кабановой ("Гроза")?
(смотреть действие 1, явл.4; действие 2, явл.3-6, 8-10; действие 3, явл.2-3, 11-13; действие 4, явл.7-12)
Ребята, сделав сообщения по образу Ларисы, пришли к мнению, что героиня - поэтическая натура. Она прекрасно играет на фортепиано и гитаре, мечтательна и артистична. Лариса одета "богато, но скромно".
Для неё существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви. Девушка не умеет хитрить и отказывается от обмана. Паратова она любит всей душой. От отчаяния после отъезда любимого Лариса согласилась выйти замуж за Карандышева, но позже отказывает ему, так как тот жалок и смешон.
Выстрел Карандышева героиня считает "благодеянием" - освобождением от мира, где всё продаётся и покупается.
Лариса отличается от Катерины (драма "Гроза") тем, что у неё не такой сильный "решительный" характер: "Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил!..". Сходство в том, что обе героини честные, искренние, умеют любить по-настоящему.
IV. Экспертная группа подводит итоги обсуждения на уроке.
1.Дав характеристику персонажам, раскрыв сущность их внутреннего мира, мы подошли к главному вопросу урока: В чём причины трагедии "горячего сердца"?
(учащиеся зачитывают тезисы из своих тетрадей)
2. Вспомним слова Ларисы Огудаловой: "Я любви искала и не нашла:Я вещь, а не человек:"
Почему к такому выводу приходит героиня? Как ведёт себя Карандышев в сцене убийства? (смотрим эпизод из фильма "Жестокий романс" - действие 4, явл.11) Основные черты характера Ларисы - доверчивость, искренность, бесхитростность. Героиня стала жертвой в руках эгоистов. Она не может принять точку зрения матери, которая пытается "построить счастье" дочерей на лжи.
3. Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе : не может обманывать свои чувства, так как любит только Паратова.(прослушаем романс "А напоследок я скажу")
Эта любовь могла бы быть вполне счастливой (если бы вообще состоялась), но с одним маленьким условием: Лариса Огудалова должна быть богатой невестой, а она - бесприданница. Паратов отдал бы ей все, будь у нее: деньги! Да и сама Лариса смотрела бы на своего избранника по-другому, возможно, более трезво. Смерть - закономерное окончание столь неравной любви. Лариса- чайка погибает, познав ложь и несправедливость, разочарование и отчаяние. Недаром фильм, снятый по "Бесприданнице", называется "Жестокий романс".
V. Обобщение по драме "Бесприданница".
Каждая группа предлагает свои версии идеи драмы "Бесприданница";
Эксперты записывают тезисы на доске;
Учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадях.
Характер героини, человеческие качества тех, с кем она общается,- всё это способствует тому, что такие люди, как Лариса, становятся жертвами других.
ИДЕЯ ДРАМЫ: "хищники" и "жертвы" появляются не только в жестоких схватках имущественных интересов, но и в сферах человеческих отношений.
Лариса не смогла, да и не хотела принять образ мыслей и действий матери, поэтому оказалась в безысходной ситуации. Перед смертью героиня остаётся верной своим принципам: "Пусть веселятся, кому весело:Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо:умереть:Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь:"
VI. Домашнее задание.
Перечитать 4 действие, явл.9-11. Составить и записать в тетрадях интерпретацию концовки пьесы.
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия:- Какие чувства испытали вы, ребята, при изучении пьесы?
-Какие качества души необходимы нам, чтобы, несмотря ни на что, оставаться ЧЕЛОВЕКОМ?
- Какие ассоциации вызывает понятие "горячее сердце"?
Оценивание работы учащихся.