Тип урока: урок- исследование
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать и анализировать содержание книги А. Жвалевского, Е. Пастернак, определять тему, идею, проблематику произведения, характеризовать образы главных героев, составлять глоссарий повести
Метапредметные:
- Личностные: осваивать социальные нормы, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.
- Регулятивные: определять и формулировать цель урока, планировать пути достижения цели, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
- Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность, принимать позицию собеседника, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
- Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, строить рассуждение на основе сравнения предметов или явлений, делать вывод на основе анализа различных точек зрения, находить в тексте требуемую информацию, преобразовывать текст.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный
Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая
Средства обучения: презентация PowerPoint; текст повести А.Жвалевского, Е.Пастернак “Я хочу в школу!”
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, книга.
Наглядно-демонстративный материал: мультимедийный ряд.
Ход урока
В школе вы учили уроки, а затем сдавали экзамены.
А жизнь - это экзамен, который преподаст вам уроки...
Том Бодет
1. Организационный момент
Учитель приветствует детей, настраивает на работу
2. Актуализация знаний
Учитель предлагает детям прослушать стихотворение о школе и ответить на вопрос: что ждет герой стихотворения от школы?
Что ждет меня в школе
Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел, и знаний, и умений
Путешествие начну.
Ждет природа - лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз...
Ждут меня пятерки в школе,
Ждет меня весь первый класс!
В. Моруга
- Ответ на вопрос: какие ассоциации связаны у Вас со школой? Почему? (запись ассоциаций в виде кластера на доске)
- Обращение к эпиграфу урока
3. Целеполагание и мотивация
Дети дома прочитали повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак.
- Запись на доске вопросов, которые возникли у детей после чтения повести?
4. Аналитическая работа с текстом повести. Осознание и осмысление прочитанного.
1) Составление глоссария повести (групповая работа со справочниками и словарями)
1 группа
- Социализация (процесс комфортного вживания в коллектив, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками)
2 группа
- Проект и его защита (одноразовая, неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели)
3 группа
- Манипуляции (в психологии – тип социального воздействия)
4 группа
- Мимикрия (в природе – защитное свойство живых существ, принимающих окрас в стиле ландшафта, чтобы не быть замеченными хищниками и спастись от их зубов. В психологии – подражание окружающей среде, подстраивание под нее)
2) Анализ текста
Ответы на вопросы учителя
- Повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак называется “Я хочу в школу”. Как вы думаете, почему такое название дали своему произведению авторы?
- Давайте вспомним его сюжет.
- Дети из повести А. Жвалевского и Е. Пастернак не представляют своей жизни без школы. Они ищут выход, пытаясь обыкновенную школу сделать похожей на свою, необыкновенную. Что для этого они предпринимают? (пишут Проект “Выживание в обычной школе”).
- Какова цель этого проекта? (выживание в школьной среде с минимальными психологическими издержками).
- Сверхзадача? (выход на лидирующие позиции. “И убедить учителей, что у нас хорошая память и что нас не надо заставлять все учить наизусть”).
- Давайте вспомним этапы этого проекта, проанализируем, что детьми было сделано и достигли ли они планируемого результата.
Работа групп
1 группа.
Этап проекта - Сбор и обработка информации о поведении одноклассников.
Цель: выработка приемов социальной мимикрии (не выделяться)
Задание
Заполните таблицу 1. Составьте устный отчет “Повадки одноклассников”. Сделайте вывод, как нужно было вести себя героям в среде детей 33-ей школы, чтобы не выделяться?
Вывод. Группа талантливых и одаренных детей оказывается в условиях обыкновенной общеобразовательной школы, поэтому не выделяться у них не получается
2 группа
Этап проекта - Социализация. Параллельно – зарабатывание авторитета. “Мы умные, хорошие, всем помогаем”.
Цель: установление дружеских связей с одноклассниками; “или хотя бы нейтральных; или хотя бы чтобы не лезли”, получение рычагов для оптимизации школы. “А то пока нас никто слушать не будет”.
Задание
Заполните таблицу 2. Сделайте вывод, кому из детей удалось социализироваться в новой школе и заработать авторитет, а кому нет.
Вывод. Финал повести остается открытым. Мы видим, что влились в классные коллективы Анечка, Дима, Женя. Молчун научился говорить, так как жизнь заставила его сделать это. Юльку одноклассники ненавидят, поэтому она планирует перейти в другую школу. Самый бесчестный путь выбирает Ворон, путь манипуляции людьми, основанный не на личных качествах, а на слабостях одноклассников.
3 группа
Этап проекта - Выявление недостатков школьной системы.
Цель: выработка плана оптимизации школы, а то мы за месяц с ума сойдем
Задание
Заполните таблицы 3,4. Сравните системы преподавания 33-й и 34-й школы, их педагогов. Сделайте вывод о недостатках школьной системы.
Вывод. Комфортно и интересно учиться в 34-й школе. Там нет муштры и зубрежки, там дети выполняют интересные проекты, туда они даже в каникулы бегут с радостью.
Там собраны лучшие ученые и педагоги.
В обычной школе тоже есть талантливые учителя. Но большая нагрузка, огромная бумажная работа оставляют им мало времени на общение с детьми.
4 группа
Этап проекта - Оптимизация школьной системы, чтобы “хоть чуть-чуть пододвинуть ее к нормальной (нашей) школе”.
Цель: сделать мир лучше
Задание
Заполните таблицу 5. Сделайте вывод, какие изменения произошли в образовательной системе школы №33, как изменились сами герои?
Вывод. Меняются все герои повести. Дети школы №34 понимают, что жизнь сложнее теоретических знаний. Нужно меняться самим и самим изменять мир вокруг.
5. Рефлексия
Ответы на вопросы учителя
- Возвращение к теме урока и вопросам, сформулированным в его начале. Размышления, на какие вопросы дети получили ответ, а на какие нет.
- В книге есть предисловие, адресованное педагогам, и послесловие, адресованное вам, ученикам. С какой целью вводят их авторы? (Авторы говорят нам, что 34-ая школа – реальность. Есть педагоги, умеющие слышать ребенка, для которых педагогика – это жизнь. Есть дети, которые с радостью бегут в школу. “Пусть лучше наши дети будут хотеть в школу. Это наше самое заветное авторское желание”).
- Как вы думаете, какую мысль хотели утвердить в нашем сознании авторы повести “Хочу в школу”? (Мир в лучшую сторону меняем мы сами. Если хочешь жить интересно, сам делай мир лучше, изменяй себя в соответствии с ним, не сдавайся и не приспосабливайся)
- Объясните эпиграф нашего урока, фразу Тома Бодета “В школе вы учили уроки, а затем сдавали экзамены. А жизнь - это экзамен, который преподаст вам уроки”.
- Повесть называется “Я хочу в школу!”. Как вы думаете, какой должна быть эта школа?
6. Домашнее задание
Напишите минисочинение “Школа, в которой хочется учиться!”