Урок внеклассного чтения (2-й класс). Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки"

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения;
  • формировать интерес к самостоятельному чтению сказок разных народов;
  • развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Оборудование:

  • слайды-презентации;
  • “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2001 в 2 дисках;
  • задания-инструкции для групп.

Предварительная подготовка: детям даётся задание найти и прочитать сказки, в названиях которых есть вопрос.

Рекомендуемый список сказок: литовские народные сказки: “Как братья судились”, “Как глупый сын ездил в Ригу”, “Откуда взялась Даугава”, “Как журавль учил лису летать”; молдавские народные сказки: “Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот”, “Как лентяя остался без виноградника”; словенская народная сказка: “Кто сшил Видеку рубашку”; русские народные сказки: “Как барсук и куница судились”, “Как лиса шила волку шубу”, “Как мужик на диких гусях летал”; китайские народные сказки: “Почему собаки не любят кошек”, “Отчего вода в море солёная”; ненецкая сказка “Почему рыбы живут в воде”.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Сообщение темы, цели урока.

– Сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения. Какие сказки мы читали к этому уроку?

(Сказки в название которых есть вопрос.)

– Тема нашего урока внеклассного чтения: “Какие вопросы задают сказки.”

Приложение 1 <Слайд № 1>

– Что занимало людей, сочинявших и рассказывающих такие сказки?

(Людей занимало всё необычное: внешний вид животных, их повадки, природные явления. Очень многие сказки задают вопросы, ответ на который представляет собой как бы моральную заповедь одного поколения другому.)

III. Беседа-викторина по итогам самостоятельного домашнего чтения.

А сейчас мы вспомним сказки, которые читали. Проведём сказочную викторину.

Задание №1.

– Отгадайте и прочитайте название сказки. Приложение 1 <Слайд № 2>

КАКБАРСУКИКУНИЦАСУДИЛИСЬ

КАКГЛУПЫЙСЫНЕЗДИЛВРИГУ

КАКБРАТЬЯСУДИЛИСЬ

К каким сказкам подходит следующие высказывания:

Видно правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

Вот как бывает, когда другого глупей себя считаешь.

Задание №2.

– Исправьте ошибки в названии сказки. Приложение 1 <Слайд № 3>

Кто ждёт, чтобы ягоды падали в рот. (Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот.)

– Продолжите это высказывание-мораль из сказки:

С той поры говорят: кто ждёт, чтобы вишни падали в рот… (… до добра не дойдёт).

Как лентяй остался без денег. (Как лентяй остался без виноградника.)

Какую работу не поленился сделать лентяй? Почему? Вспомните, что сказала лиса о лентяе.

(Обрезку не сделал, междурядья не вскопал, опор не поставил, прополку пропустил, короче говоря, не ухаживал за виноградником, но пожар учинить он вполне может!)

Задание №3.

– По ключевым словам отгадайте сказку. Приложение 1 <Слайд № 4>

Терновый куст Овца Птица-ткачик Паук Рак

– Расположите слова в порядке встречи Видека с героями. Какие подарки подарили герои Видеку? За какие качества Видек получил новую рубашку?

Задание №4.

– В каких сказках мы находим ответы на следующие вопросы. Приложение 1 <Слайд № 5>

Почему лисы ходят с вытянутыми хвостами?

– Ответьте на вопрос так, как об этом сказано в сказке.

Почему у волка нет шубы?

Почему гуси летают вереницей?

Задание №5.

– Из каких сказок эти волшебные предметы? Приложение 1 <Слайд № 6>

Медное колечко, на ободке вырезаны дракон и цапля.

Жёрнов.

Задание №6.

– В какой сказке больше всего вопросов и ответов на эти вопросы?

(“Откуда взялась Даугава”) Приложение 1 <Слайд № 7, 8>

IV. Физминутка.

V. Работа со сказками.

– Мы вспомнили многие сказки, которые читали. А хотите познакомиться ещё с другими сказками?

– Текст сказок и задание к ним вы найдёте на столах своей группы. Следуйте инструкции. Сначала со сказками познакомитесь в своей группе, а потом представите свою сказку всему классу.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

Работа первой группы. “Как голубь учился гнездо вить.” Приложение 2.

Задание– инструкция.

  • Прочитай сказку сам вполголоса.
  • Выбери заглавие к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие точнее.
  • Соедините заглавие и сказку линией.
  • Ответьте на вопросы к сказке. Решите, кто будет читать вопросы для всего класса.
  • Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза. Решите, кто какой абзац будет читать.
  • Прочитайте сказку всему классу. Задайте вопросы.

Работа второй группы. “Почему кот моется после еды.” Приложение 3.

Задание-инструкция.

  • Прочитай сказку сам вполголоса.
  • Придумай своё заглавие-вопрос к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие подходит точнее.
  • Запиши заглавие над сказкой.
  • Каким был кот? А каким воробей? Выберите из перечисленных качеств подходящие. Объясните свой выбор.
  • Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу по ролям. Для этого выберите, кто будет читать за автора, кота, воробья. Потренируйся в выразительном чтении. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза.
  • Прочитайте сказку всему классу по ролям.

Работа третьей группы. “Почему у месяца нет платья.” Приложение 4.

Задание-инструкция.

  • Прочитай сказку сам вполголоса.
  • Что же здесь не так? Составь рассказ правильно. Для этого наведи порядок. Расположи части так, чтобы получился связный рассказ. Установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
  • Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
  • Прочитайте, какая получилась сказка. Если что-то неправильно, исправьте.
  • Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза. Решите, кто какой абзац будет читать.
  • Прочитайте сказку всему классу.

Работа четвёртой группы. “Как волк стал птичкой.” Приложение 5.

Задание-инструкция.

  • Прочитай сказку сам вполголоса.
  • Что же здесь не так? Составь рассказ правильно. Для этого наведи порядок. Расположи части так, чтобы получился связный рассказ. Установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
  • Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
  • Прочитайте, какая получилась сказка. Если что-то неправильно, исправьте
  • Ответьте на вопросы: – О чём мечтал волк? Исполнилась ли его мечта? Как поняла лиса мечту волка? Какова основная мысль сказки?
  • Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза. Решите, кто какой абзац будет читать.
  • Прочитайте сказку всему классу. .

Проверка. Фронтальная работа по прочитанным сказкам.

-Сейчас каждая группа познакомит нас с новой сказкой. Я прошу вас быть очень внимательными, потому что потом будет задание по сказке для всего класса по прослушанным сказкам.

Работа со сказкой первой группы. Приложение 1 <Слайд № 9, 10>

– Прочитайте по абзацам.

– Какое заглавие вы выбрали?

– Задайте вопросы по сказке:

  • Когда Голубь улетел от Дрозда?
  • Почему?
  • Почему Дрозд во второй раз отказал Голубю?
  • Чему учит эта сказка? (Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)

– Посмотрите на слайд. Там вы видите птиц, о которых мы только что прочитали.

Приложение 1 <Слайд № 11>

– Это горлица на гнезде. Так называют самку дикого голубя. Приложение 1 <Слайд № 12>

– Посмотрите фильм о дрозде. Фильм из БЭКМ

Релаксация.

– Кто слышал голос певчего дрозда? Послушайте запись голоса; закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу на отдыхе. Приложение 1 <Слайд № 13> Звуковая запись песни дрозда из БЭКМ

Работа со сказкой второй группы. Приложение 1 <Слайд № 14, 15>

– Какое название вы выбрали для своей сказки?

– Посмотрите, совпадает ли оно с народным названием.

– Слушаем сказку внимательно.

– Анализируем главных героев. Приложение 1 <Слайд № 16>

– А вы знаете, почему на самом деле кошачьи так тщательно вылизывают себя?

– Кошки – это хищники. Добывают себе пищу выслеживанием. Чтобы добыча не почувствовала их приближение, кошка подкрадывается бесшумно. У животных очень развито обоняние– нюх, поэтому коты вылизывают себя очень тщательно, чтобы добыча их не почувствовала.

Работа со сказкой третьей группы. Приложение 1 <Слайд № 17>

– Как вы расположили части по порядку? Проверьте свои предположения.

Приложение 1 <Слайд № 18>

– Какое природное явление хотели объяснить люди, придумавшие эту сказку?

– А вы наблюдали, какая бывает разная луна? По научному это называется фазы луны.

Фильм о фазах луны из БЭКМ.

Работа со сказкой четвёртой группы. Приложение 1 <Слайд № 19, 20>

Как вы расположили части по порядку? Проверьте свои предположения.

– Ответьте на вопросы.

– О чём мечтал волк?

Исполнилась ли его мечта?

Как поняла лиса мечту волка?

Какова основная мысль сказки? (Точнее выражать свои желания и мысли.)

VI. Итог.

– Мы прочитали сказки разных народов. Что объединяет эти сказки?

– Чем же интересны эти сказки? Можно ли по сказкам определить, где живут народы, чем занимаются, что их волнует?

– Какое объяснение даёт сказка: научное или художественное? Приложение 1 <Слайд № 21>

– Вы тоже пытались ответить на вопрос: “Почему снег белый?” Послушайте и определите, какое объяснение нашли ваши товарищи на этот вопрос.

(Чтение сообщений-сочинений о снеге учащихся.)

– Где можно найти научное объяснение? (В энциклопедиях.)

– Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует:

– Почему у огурца пупырышки?

– Почему у розы шипы?

– Почему крокодила так назвали?

– И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других.

Приложение 1 <Слайд № 22>