Цель:
- воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения;
- формировать интерес к самостоятельному чтению сказок разных народов;
- развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Оборудование:
- слайды-презентации;
- “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2001 в 2 дисках;
- задания-инструкции для групп.
Предварительная подготовка: детям даётся задание найти и прочитать сказки, в названиях которых есть вопрос.
Рекомендуемый список сказок: литовские народные сказки: “Как братья судились”, “Как глупый сын ездил в Ригу”, “Откуда взялась Даугава”, “Как журавль учил лису летать”; молдавские народные сказки: “Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот”, “Как лентяя остался без виноградника”; словенская народная сказка: “Кто сшил Видеку рубашку”; русские народные сказки: “Как барсук и куница судились”, “Как лиса шила волку шубу”, “Как мужик на диких гусях летал”; китайские народные сказки: “Почему собаки не любят кошек”, “Отчего вода в море солёная”; ненецкая сказка “Почему рыбы живут в воде”.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Сообщение темы, цели урока.
– Сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения. Какие сказки мы читали к этому уроку?
(Сказки в название которых есть вопрос.)
– Тема нашего урока внеклассного чтения: “Какие вопросы задают сказки.”
Приложение 1 <Слайд № 1>
– Что занимало людей, сочинявших и рассказывающих такие сказки?
(Людей занимало всё необычное: внешний вид животных, их повадки, природные явления. Очень многие сказки задают вопросы, ответ на который представляет собой как бы моральную заповедь одного поколения другому.)
III. Беседа-викторина по итогам самостоятельного домашнего чтения.
А сейчас мы вспомним сказки, которые читали. Проведём сказочную викторину.
Задание №1.
– Отгадайте и прочитайте название сказки. Приложение 1 <Слайд № 2>
КАКБАРСУКИКУНИЦАСУДИЛИСЬ
КАКГЛУПЫЙСЫНЕЗДИЛВРИГУ
КАКБРАТЬЯСУДИЛИСЬ
– К каким сказкам подходит следующие высказывания:
Видно правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
Вот как бывает, когда другого глупей себя считаешь.
Задание №2.
– Исправьте ошибки в названии сказки. Приложение 1 <Слайд № 3>
Кто ждёт, чтобы ягоды падали в рот. (Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот.)
– Продолжите это высказывание-мораль из сказки:
С той поры говорят: кто ждёт, чтобы вишни падали в рот… (… до добра не дойдёт).
Как лентяй остался без денег. (Как лентяй остался без виноградника.)
– Какую работу не поленился сделать лентяй? Почему? Вспомните, что сказала лиса о лентяе.
(Обрезку не сделал, междурядья не вскопал, опор не поставил, прополку пропустил, короче говоря, не ухаживал за виноградником, но пожар учинить он вполне может!)
Задание №3.
– По ключевым словам отгадайте сказку. Приложение 1 <Слайд № 4>
Терновый куст Овца Птица-ткачик Паук Рак
– Расположите слова в порядке встречи Видека с героями. Какие подарки подарили герои Видеку? За какие качества Видек получил новую рубашку?
Задание №4.
– В каких сказках мы находим ответы на следующие вопросы. Приложение 1 <Слайд № 5>
Почему лисы ходят с вытянутыми хвостами?
– Ответьте на вопрос так, как об этом сказано в сказке.
Почему у волка нет шубы?
Почему гуси летают вереницей?
Задание №5.
– Из каких сказок эти волшебные предметы? Приложение 1 <Слайд № 6>
Медное колечко, на ободке вырезаны дракон и цапля.
Жёрнов.
Задание №6.
– В какой сказке больше всего вопросов и ответов на эти вопросы?
(“Откуда взялась Даугава”) Приложение 1 <Слайд № 7, 8>
IV. Физминутка.
V. Работа со сказками.
– Мы вспомнили многие сказки, которые читали. А хотите познакомиться ещё с другими сказками?
– Текст сказок и задание к ним вы найдёте на столах своей группы. Следуйте инструкции. Сначала со сказками познакомитесь в своей группе, а потом представите свою сказку всему классу.
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Работа первой группы. “Как голубь учился гнездо вить.” Приложение 2.
Задание– инструкция.
- Прочитай сказку сам вполголоса.
- Выбери заглавие к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие точнее.
- Соедините заглавие и сказку линией.
- Ответьте на вопросы к сказке. Решите, кто будет читать вопросы для всего класса.
- Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза. Решите, кто какой абзац будет читать.
- Прочитайте сказку всему классу. Задайте вопросы.
Работа второй группы. “Почему кот моется после еды.” Приложение 3.
Задание-инструкция.
- Прочитай сказку сам вполголоса.
- Придумай своё заглавие-вопрос к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие подходит точнее.
- Запиши заглавие над сказкой.
- Каким был кот? А каким воробей? Выберите из перечисленных качеств подходящие. Объясните свой выбор.
- Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу по ролям. Для этого выберите, кто будет читать за автора, кота, воробья. Потренируйся в выразительном чтении. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза.
- Прочитайте сказку всему классу по ролям.
Работа третьей группы. “Почему у месяца нет платья.” Приложение 4.
Задание-инструкция.
- Прочитай сказку сам вполголоса.
- Что же здесь не так? Составь рассказ правильно. Для этого наведи порядок. Расположи части так, чтобы получился связный рассказ. Установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
- Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
- Прочитайте, какая получилась сказка. Если что-то неправильно, исправьте.
- Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза. Решите, кто какой абзац будет читать.
- Прочитайте сказку всему классу.
Работа четвёртой группы. “Как волк стал птичкой.” Приложение 5.
Задание-инструкция.
- Прочитай сказку сам вполголоса.
- Что же здесь не так? Составь рассказ правильно. Для этого наведи порядок. Расположи части так, чтобы получился связный рассказ. Установи, что было сначала, далее, в конце рассказа.
- Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
- Прочитайте, какая получилась сказка. Если что-то неправильно, исправьте
- Ответьте на вопросы: – О чём мечтал волк? Исполнилась ли его мечта? Как поняла лиса мечту волка? Какова основная мысль сказки?
- Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу. Для этого прочитайте сказку ещё 2 раза. Решите, кто какой абзац будет читать.
- Прочитайте сказку всему классу. .
Проверка. Фронтальная работа по прочитанным сказкам.
-Сейчас каждая группа познакомит нас с новой сказкой. Я прошу вас быть очень внимательными, потому что потом будет задание по сказке для всего класса по прослушанным сказкам.
Работа со сказкой первой группы. Приложение 1 <Слайд № 9, 10>
– Прочитайте по абзацам.
– Какое заглавие вы выбрали?
– Задайте вопросы по сказке:
- Когда Голубь улетел от Дрозда?
- Почему?
- Почему Дрозд во второй раз отказал Голубю?
- Чему учит эта сказка? (Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)
– Посмотрите на слайд. Там вы видите птиц, о которых мы только что прочитали.
Приложение 1 <Слайд № 11>
– Это горлица на гнезде. Так называют самку дикого голубя. Приложение 1 <Слайд № 12>
– Посмотрите фильм о дрозде. Фильм из БЭКМ
Релаксация.
– Кто слышал голос певчего дрозда? Послушайте запись голоса; закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу на отдыхе. Приложение 1 <Слайд № 13> Звуковая запись песни дрозда из БЭКМ
Работа со сказкой второй группы. Приложение 1 <Слайд № 14, 15>
– Какое название вы выбрали для своей сказки?
– Посмотрите, совпадает ли оно с народным названием.
– Слушаем сказку внимательно.
– Анализируем главных героев. Приложение 1 <Слайд № 16>
– А вы знаете, почему на самом деле кошачьи так тщательно вылизывают себя?
– Кошки – это хищники. Добывают себе пищу выслеживанием. Чтобы добыча не почувствовала их приближение, кошка подкрадывается бесшумно. У животных очень развито обоняние– нюх, поэтому коты вылизывают себя очень тщательно, чтобы добыча их не почувствовала.
Работа со сказкой третьей группы. Приложение 1 <Слайд № 17>
– Как вы расположили части по порядку? Проверьте свои предположения.
Приложение 1 <Слайд № 18>
– Какое природное явление хотели объяснить люди, придумавшие эту сказку?
– А вы наблюдали, какая бывает разная луна? По научному это называется фазы луны.
Фильм о фазах луны из БЭКМ.
Работа со сказкой четвёртой группы. Приложение 1 <Слайд № 19, 20>
Как вы расположили части по порядку? Проверьте свои предположения.
– Ответьте на вопросы.
– О чём мечтал волк?
Исполнилась ли его мечта?
Как поняла лиса мечту волка?
Какова основная мысль сказки? (Точнее выражать свои желания и мысли.)
VI. Итог.
– Мы прочитали сказки разных народов. Что объединяет эти сказки?
– Чем же интересны эти сказки? Можно ли по сказкам определить, где живут народы, чем занимаются, что их волнует?
– Какое объяснение даёт сказка: научное или художественное? Приложение 1 <Слайд № 21>
– Вы тоже пытались ответить на вопрос: “Почему снег белый?” Послушайте и определите, какое объяснение нашли ваши товарищи на этот вопрос.
(Чтение сообщений-сочинений о снеге учащихся.)
– Где можно найти научное объяснение? (В энциклопедиях.)
– Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует:
– Почему у огурца пупырышки?
– Почему у розы шипы?
– Почему крокодила так назвали?
– И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других.
Приложение 1 <Слайд № 22>