Предварительная работа учителя с классом:
1. Повесить за 2 недели рекомендательный плакат
2. Учитель должен распределить (жеребьевкой) имена человечков за 3–4 дня до урока, но желательно после того, как некоторые дети ознакомятся с произведением.
3. Надо объяснить детям, как можно представить героя (инсценировка).
4. Постараться распределить работу команд по пересказу и рассказу об авторе (№ 3 – могут все понемногу).
Рекомендации учителю:
1. Желательно дать четкие указания относительно представления героев: или театрализация в костюме (например, главного героя), или представление портрета (например, второстепенного героя). Комнаты можно рисовать, смастерить, подобрать иллюстрацию в книге. Желательно, чтобы, если будет представлена театрализация, «герой» рассказал самый занимательный момент «своих летних приключений».
2. Игру «Юшка и Яна» можно провести и так: дети одной команды называют – другой говорят противоположное (по памяти) или за каждой командой закрепляется имя, и она выбирает из предложенных своё (можно как конкурс для представителей).
3. Желательно, чтобы такие моменты, как: что будет, если дети обнаружат человечков, тема одиночества Буре, не желание бросить Машку, дружба гарантийных и взаимопонимание и главный вывод - прозвучали для детей применительно к их жизни в обществе.
Ход урока:
Вступление и работа с выставкой книг
а) Вступление – открытие собрания.
– Сегодня мы с вами собрались на внеочередное собрание гарантийных человечков. Какая тема? (опасности на даче и как с ними бороться)
– Скоро осенние каникулы и многие семьи возьмут все необходимое: телевизоры, магнитофоны и прочую технику – и отправятся на свежий воздух, на дачи. С ними отправитесь и вы, уважаемые слушатели, гарантийные человечки. Что же вас ждет? По этому поводу было написано необычное справочное пособие. Все прочитали? Как же оно называется и кто его автор?
б) Работа с выставкой книг .
– Вот как много книг включают в себя это литературное произведение . Как же называются эти книги ?
– На какие группы можно разделить все принесенные вами книги ? (авторский сборник, книга одного произведения, сборник сказок)
– Нам нужны человечки (по количеству групп принесенных книг), которые гарантируют нам правильность распределения книг на группы .
Несколько детей распределяют книги (алфавитный порядок)
– Есть ли лишние книги, книги, в которых нет нужного нам произведения (отставляются в сторону, если этого же автора; отдаются владельцу, если сборник произведений разных авторов)
– Рассмотрите обложки правильно принесенных книг. Что вы видите общего ? (у каждой группы)
– Как догадались, что это книги для детей?
– Какое издательство в основном печатает книги Э.Успенского?
в) Дополнение выставки учителем.
– Какие книги могут занять место на нашей выставке?:
Э.Успенский . Все в порядке . (нет – по теме, да – по автору)
Э.Успенский . Крокодил Гена и другие сказки . (да – авторский сборник)
Э.Успенский . Дядя Федор , пес и кот . (нет – по теме, да – по жанру и автору)
Э.Успенский . Гарантийные человечки . (да – книга одного произведения)
Городок в табакерке . Сказки русских писателей .(нет, т.к. не русский, а советский)
г) Слово об авторе. (Сказать о жанре прочитанного произведения!)
Обсуждение героев произведения.
а) Представление героев – «Разрешите представиться …»
– Перед тем, как перейти к непосредственному обсуждению очень важных вопросов, вопросов жизни и безопасности гарантийных человечков, позвольте представить вам человечков – первопроходцев, благодаря которым мы сможем не допустить прежних ошибок, героев этого произведения «Гарантийные человечки».
Каждая команда представляет своих героев.
Холодилин – «... маленький человечек несколько странного вида . За спиной у него висел газовый баллончик, как у аквалангиста, а на руках и ногах были надеты большие резиновые присоски» зачем баллончик, присоски, и пригодились ли присоски еще для чего–нибудь?
– комната «обыкновенная»
– гарантия на два месяца, «просто мой холодильник взят напрокат. На дачу.»
– предложил всем (Буре) отправиться на дачу: «пусть он хоть отдохнет и наберется сил перед одиночеством».
предложил взять щетки из радиоприемника при поломке холодильника
придумывал разные штучки с мышами (едой заманивать ...)
предложил выдумать средство против тех, кто автоматы ломает
предложил приручить Васю
подарил фонарик мастеру из обратного грузовика
Иван Иванович Буре – «Это был старый мастер , весь седой , в черном сюртуке и золотых очках» - что такое «сюртук»?
– винтовая «лесенка привела их к большой площадке – комнате. Там посредине стоял стол с самоваром. У одной стены была кровать с горой подушек, а с другой - верстак с блестящими белыми инструментами и всякими латунными приспособлениями. В комнате было очень чисто и все как - то очень продумано. И вообще она скорее напоминала не жилье, а старинный дом – музей какого-то известного ученого. Рядом со столом в стене было прорезано окно …»
– «…,на всю жизнь. Просто того завода, на котором эти часы делали, давно нет. И ехать ... некуда. Вот и живу здесь почти 60 лет ...»
– спутал настоящую кукушку с механической
был в плену у мышей, в Зоопарке, написал письмо девочке
Новости Дня (Говорит Москва) – нет описания
– « Комната радиомастера не была такой уютной, как у Буре, и не такой обыкновенной, как у Холодилина. Она больше была похожа на трансформаторную будку или машинное отделение лифта. Кругом резиновые коврики, рубильники и пульты с лампочками. Повсюду висели надписи: «Не трогать – смертельно!» А рядом рисунки с черепом и костями. Даже на шкафу с посудой. На столе стоял электрический самовар с таким же рисунком и фарфоровые чашки с теми же надписями. И только на огромной красной тахте в углу ничего не было написано ...» – почему все из резины и везде такие странные надписи и рисунки?
– радиоприемник, «А я скоро уеду. Через три месяца. Прилетит вертолетик и отвезет меня на завод. А там в новый приемник или телевизор ...»
– есть радиоприемник любителя, слушает Гарантийную передачу
Пылесосин – «... любопытная рожица ... мальчишки», ученик не с завода, а из ремонтной мастерской, «...скоро будут экзамены»
– нет описания
– пылесос « Уралец», «У нас гарантийный срок короткий – полгода всего»
– придумал на мышах через порошок переехать
предложил Буре переучиться на электромонтера или ученика взять
Ноль Один (Слава Кабытов) – «... аккуратно причесанный юноша в белом нейлоновом халате»
– «… была новенькая, как с выставки современного оборудования. Кругом пластмасса, дерево и металл. А может, дерево под пластмассу или пластмасса под дерево и металл. Сверкающие ручки, выдвижные кровати и уезжающие в стенку письменные столы», телевизора нет, радио нет.
– четвертая телефонная будка
– подавал предложение против тех, кто автоматы ломает
подслушивает телефонные разговоры
Карданыч – «мастер в черном комбинезоне, весь замасленный. На боку у него висела сумка с инструментами»
– нет описания
– грузовик
Вальс Иван (Иван Сергеевич) – нет
– нет
– «Он в рояле живет», гарантийный мастер рояля «Беккер»
– не хочет идти работать в пианино
заказал песню для Буре «В гарантийных хлебах затерялось»
Сергей Сергеевич Мозер – «Это был плечистый седобородый старик», «Старик оказался интересным. Он привык к одиночеству и не тяготился им, как не тяготятся пожилые лесники и пасечники. И вообще он вел скорее крестьянский, чем мастеровой образ жизни. Даже пчелы у него были. Вернее, осы», «Пчелы пчелами, природа природой, а все-таки он был мастер. И неплохой, судя по тому, сколько лет служили его часы и как они выглядели»
– в углу будка для паука – «темный угол часов , занавешенный паутиной»
– старинные часы в заброшенном доме на краю деревни
– переманил Машку
был ручной паук Бац-Бац
Рессорыч – « ... маленький человечек в черном комбинезоне»
– « ... довольно уютная, хотя несколько замасленная комната – мастерская»
– новенький грузовик
– подвез их обратно – как смог маленький человечек остановить грузовик в нужном месте?
– Конечно, не всем этим человечкам пришлось пройти все те злоключения, которые могут подстерегать нас на даче. Но об этом вам всем хорошо известно из книги.
б) «Наши помощники»
– Все мы с вами гарантийные человечки. Но и мы, хотя и очень хорошие мастера, не можем обойтись без помощи. Давайте вспомним тех помощников, которые так живописно описал для нас Эдуард Успенский.
Дети сами должны вспомнить всех и зачитать или пересказать самые интересные отрывки, связанные с ними (учитель может показать иллюстрации):
Кукушка Машка – хозяин Буре
– спор в главе № 1 (чтение по ролям)
– о Машкиных ку – ку – глава № 2 – окончание
– как Буре перепутал настоящую кукушку со своею в главе № 5 (рассказ)
– окончание главы № 13 (чтение)
– эпилог (пересказ)
Кукушка Петька – хозяин Мозер
Паук Бац-Бац – хозяин Мозер
– отрывок из главы № 17 (зачитать слова, связанные с героем)
Мышонок Вася – хозяин Буре
– встреча с Буре из главы № 13 (по ролям)
– встреча с другими из главы № 14 (пересказ)
– поиск Машки из глав № 16 и 17 (пересказ)
– совет Холодилина из главы № 18
Задание детям : среди кукушек и мышей найти Машку и Васю.
(Машка – «большущая с выпученными глазами и разинутым ртом, красная с желтыми крыльями; Васька - «маленький белый мышонок»)
в) Опасности и как с ними бороться.
Первая опасность – дети
– Кто является главной опасностью для нас, гарантийных человечков на даче и не только на ней?
– Кто был таким ребенком в летних приключениях наших героев?
– Если вы помните, это был не совсем обычный ребенок. Она состояла из ….
– Как звали положительную половинку? (Юшечка)
– Как звали отрицательную половинку? (Яна)
– Давайте поиграем в игру – «Юшечка или Яна».
Класс делится на 2 группы. Если учитель зачитывает слово о Юшечке, то движется одна группа, если о Яне, то другая. Движения можно менять.
«Мама назвала ее Танечкой», «Мама назвала ее Татьяной»
«Не спи! Не спи!», «Спи, спи, уже поздно»
«Стукни кого-нибудь лопаткой», «Убирай игрушки»
«Наверное, мама права, это был сон», «для тебя сон, а для меня – ни капельки»
«Она обрадовалась, когда прищемила палец мышеловкой», «вообще была против этой затеи»
«Думала о том, что неправильно ловить человечков», «Ей не терпелось увидеть человечков в мышеловке»
«Есть человечки! Есть!», «Ты знаешь, мамочка, неверное не стоит ловить человечков. Я посмотрю на них и отпущу»
«стирала платьице», «испачкала платьице»
«Испекла блинчик», «Кидалась блинчиком в соседскую девочку» ... (см. Гл. № 5)
– Какая половинка вам больше нравится? Почему? Кто на какую похож?
– Как же бороться с этим бедствием – дети? Что самое главное? (чтобы не обнаружили и не поймали)
«Если дети узнают про гарантийных человечков ... они будут все приемники и часы разбирать, чтобы нас достать»
«Если девочка нас найдет, представляете, что будет? Она станет нас укладывать спать, возить в коляске, кормить пирожными из песка! Забинтовывать, мазать зеленкой и мерить температуру с утра до вечера!» «А если она подарит нас какому-нибудь мальчику? Он станет нас таскать в карманах! Менять на перочинные ножи! Заставит плавать на самодельных кораблях! Превратит в солдатиков! А я не хочу, не желаю!»
– Что делали наши гарантийные человечки, спасаясь от Тани?
Тренинг «Как я спасусь?»
– Одна группа называет уловки Тани , а другие – как поступали человечки . Итак по очереди:
«Может прийти раньше времени» ( гл. № 1 ) – поспешить
подсматривала одним глазом (гл. № 4) – «они вскорости покинули комнату и ушли на кухню – террасу»
«Ты положи им на ночь конфету. Если съедят, значит, они есть. А если нет, значит, это был сон» (гл. № 5) – «...1-ых, вынем конфету из фантика, 2-ых, фантик положим около норки, 3-их, приготовимся, что хоз. девочка станет нас усиленно разыскивать» (гл. № 7)
мышеловка – не страшно
«Я, мама, зубной порошок в кухне насыплю. Если человечки есть, они следы оставят» (гл. № 11) – «Надо немедленно уходить на свои заводы» (гл. № 11)
«А вы на мышах поезжайте. Чего зря простаивают ... Из тонких проволочках – уздечки, из клейкой ленты – седла, а из гаечек – стремена» (гл. № 14)
«Надо комнату разобрать, чтобы никаких следов не оставалось» (гл. № 14)
Ищет девочка – спрятаться на люстре - подняться на присосках, спуститься на парашютах
Вторая опасность – мыши.
– Чем опасны мыши? Что они хотят?
– Чем можно привлечь массы? (накормить пленных)
– Чем можно отбиться от одиночек и других хищников? (баллоны с гелием, ток, мышеловка)
– Как бороться с предводителями? (бежать)
Третья опасность – скука.
– Жить дружно. «Да потому что мы не привыкаем друг к другу, а сразу ладим. Мы к каждому мастеру подходим так, будто всю жизнь его знали. И не просто знали, а как хорошего человека»
– Приключения. «Позавидуешь вам. У вас хоть интересно.»
– Газета для гарантийных человечков. (гл. № 2 – конец – прочитать)
– Гарантийная передача. (гл. № 7)
Четвертая опасность – неполадки в механизмах.
– Что приключилось с холодильником при перевозке? Кто виноват?
– Как вышли из положения?
– Откуда брать запчасти?
Главное правило безопасности: помни о других (гл. № 11 – спор Холодилина)
г) «Вспомним Великих».
– Какое событие вспомнил Холодилин в этом споре?
– Кто может нам напомнить о столь великом событии в жизни гарантийных человечков?
Один из Детей рассказывает ход войны и роль Великого Трансформатора.
Учитель показывает настоящий трансформатор, говорит о трансформаторных будках и целых постройках во дворах домов новостроек. Обращается к книге «Занимательная физика» или Г.Остера.
Расширение читательского опыта детей и подведение итогов «заседания».