Урок внеклассного чтения «Э.Успенский. "Гарантийные человечки"»

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 2, 3

Ключевые слова: начальная школа, литературное чтение, анализ литературного текста, внеклассное чтение, Э.Успенский


Предварительная работа учителя с классом:

1. Повесить за 2 недели рекомендательный плакат

2. Учитель должен распределить (жеребьевкой) имена человечков за 3–4 дня до урока, но желательно после того, как некоторые дети ознакомятся с произведением.
3. Надо объяснить детям, как можно представить героя (инсценировка).
4. Постараться распределить работу команд по пересказу и рассказу об авторе (№ 3 – могут все понемногу).

Рекомендации учителю:

1. Желательно дать четкие указания относительно представления героев: или театрализация в костюме (например, главного героя), или представление портрета (например, второстепенного героя). Комнаты можно рисовать, смастерить, подобрать иллюстрацию в книге. Желательно, чтобы, если будет представлена театрализация, «герой» рассказал самый занимательный момент «своих летних приключений».

2. Игру «Юшка и Яна» можно провести и так: дети одной команды называют – другой говорят противоположное (по памяти) или за каждой командой закрепляется имя, и она выбирает из предложенных своё (можно как конкурс для представителей).

3. Желательно, чтобы такие моменты, как: что будет, если дети обнаружат человечков, тема одиночества Буре, не желание бросить Машку, дружба гарантийных и взаимопонимание и главный вывод - прозвучали для детей применительно к их жизни в обществе.

Ход урока:

Вступление и работа с выставкой книг

а) Вступление – открытие собрания.

 – Сегодня мы с вами собрались на внеочередное собрание гарантийных человечков. Какая тема? (опасности на даче и как с ними бороться)

– Скоро осенние каникулы и многие семьи возьмут все необходимое: телевизоры, магнитофоны и прочую технику – и отправятся на свежий воздух, на дачи. С ними отправитесь и вы, уважаемые слушатели, гарантийные человечки. Что же вас ждет? По этому поводу было написано необычное справочное пособие. Все прочитали? Как же оно называется и кто его автор?

б) Работа с выставкой книг .

– Вот как много книг включают в себя это литературное произведение . Как же называются эти книги ?

– На какие группы можно разделить все принесенные вами книги ? (авторский сборник, книга одного произведения, сборник сказок)

– Нам нужны человечки (по количеству групп принесенных книг), которые гарантируют нам правильность распределения книг на группы .

Несколько детей распределяют книги (алфавитный порядок)

– Есть ли лишние книги, книги, в которых нет нужного нам произведения (отставляются в сторону, если этого же автора; отдаются владельцу, если сборник произведений разных авторов)

– Рассмотрите обложки правильно принесенных книг. Что вы видите общего ? (у каждой группы)

– Как догадались, что это книги для детей?

– Какое издательство в основном печатает книги Э.Успенского?

в) Дополнение выставки учителем.

– Какие книги могут занять место на нашей выставке?:

Э.Успенский . Все в порядке . (нет – по теме, да – по автору)

Э.Успенский . Крокодил Гена и другие сказки . (да – авторский сборник)

Э.Успенский . Дядя Федор , пес и кот . (нет – по теме, да – по жанру и автору)

Э.Успенский . Гарантийные человечки . (да – книга одного произведения)

Городок в табакерке . Сказки русских писателей .(нет, т.к. не русский, а советский)

г) Слово об авторе. (Сказать о жанре прочитанного произведения!)

Обсуждение героев произведения.

а) Представление героев – «Разрешите представиться …»

 – Перед тем, как перейти к непосредственному обсуждению очень важных вопросов, вопросов жизни и безопасности гарантийных человечков, позвольте представить вам человечков – первопроходцев, благодаря которым мы сможем не допустить прежних ошибок, героев этого произведения «Гарантийные человечки».

Каждая команда представляет своих героев.

Холодилин – «... маленький человечек несколько странного вида . За спиной у него висел газовый баллончик, как у аквалангиста, а на руках и ногах были надеты большие резиновые присоски» зачем баллончик, присоски, и пригодились ли присоски еще для чего–нибудь?

– комната «обыкновенная»

– гарантия на два месяца, «просто мой холодильник взят напрокат. На дачу.»

– предложил всем (Буре) отправиться на дачу: «пусть он хоть отдохнет и наберется сил перед одиночеством».

предложил взять щетки из радиоприемника при поломке холодильника

придумывал разные штучки с мышами (едой заманивать ...)

предложил выдумать средство против тех, кто автоматы ломает

предложил приручить Васю

подарил фонарик мастеру из обратного грузовика

Иван Иванович Буре – «Это был старый мастер , весь седой , в черном сюртуке и золотых очках» - что такое «сюртук»?

– винтовая «лесенка привела их к большой площадке – комнате. Там посредине стоял стол с самоваром. У одной стены была кровать с горой подушек, а с другой - верстак с блестящими белыми инструментами и всякими латунными приспособлениями. В комнате было очень чисто и все как - то очень продумано. И вообще она скорее напоминала не жилье, а старинный дом – музей какого-то известного ученого. Рядом со столом в стене было прорезано окно …»

– «…,на всю жизнь. Просто того завода, на котором эти часы делали, давно нет. И ехать ... некуда. Вот и живу здесь почти 60 лет ...»

– спутал настоящую кукушку с механической

был в плену у мышей, в Зоопарке, написал письмо девочке

Новости Дня (Говорит Москва) – нет описания

– « Комната радиомастера не была такой уютной, как у Буре, и не такой обыкновенной, как у Холодилина. Она больше была похожа на трансформаторную будку или машинное отделение лифта. Кругом резиновые коврики, рубильники и пульты с лампочками. Повсюду висели надписи: «Не трогать – смертельно!» А рядом рисунки с черепом и костями. Даже на шкафу с посудой. На столе стоял электрический самовар с таким же рисунком и фарфоровые чашки с теми же надписями. И только на огромной красной тахте в углу ничего не было написано ...» – почему все из резины и везде такие странные надписи и рисунки?

– радиоприемник, «А я скоро уеду. Через три месяца. Прилетит вертолетик и отвезет меня на завод. А там в новый приемник или телевизор ...»

– есть радиоприемник любителя, слушает Гарантийную передачу

Пылесосин – «... любопытная рожица ... мальчишки», ученик не с завода, а из ремонтной мастерской, «...скоро будут экзамены»

– нет описания

– пылесос « Уралец», «У нас гарантийный срок короткий – полгода всего»

– придумал на мышах через порошок переехать

предложил Буре переучиться на электромонтера или ученика взять

Ноль Один (Слава Кабытов) – «... аккуратно причесанный юноша в белом нейлоновом халате»

– «… была новенькая, как с выставки современного оборудования. Кругом пластмасса, дерево и металл. А может, дерево под пластмассу или пластмасса под дерево и металл. Сверкающие ручки, выдвижные кровати и уезжающие в стенку письменные столы», телевизора нет, радио нет.

– четвертая телефонная будка

– подавал предложение против тех, кто автоматы ломает

подслушивает телефонные разговоры

Карданыч – «мастер в черном комбинезоне, весь замасленный. На боку у него висела сумка с инструментами»

– нет описания

– грузовик

Вальс Иван (Иван Сергеевич) – нет

– нет

– «Он в рояле живет», гарантийный мастер рояля «Беккер»

– не хочет идти работать в пианино

заказал песню для Буре «В гарантийных хлебах затерялось»

Сергей Сергеевич Мозер – «Это был плечистый седобородый старик», «Старик оказался интересным. Он привык к одиночеству и не тяготился им, как не тяготятся пожилые лесники и пасечники. И вообще он вел скорее крестьянский, чем мастеровой образ жизни. Даже пчелы у него были. Вернее, осы», «Пчелы пчелами, природа природой, а все-таки он был мастер. И неплохой, судя по тому, сколько лет служили его часы и как они выглядели»

– в углу будка для паука – «темный угол часов , занавешенный паутиной»

– старинные часы в заброшенном доме на краю деревни

– переманил Машку

был ручной паук Бац-Бац

Рессорыч – « ... маленький человечек в черном комбинезоне»

– « ... довольно уютная, хотя несколько замасленная комната – мастерская»

– новенький грузовик

– подвез их обратно – как смог маленький человечек остановить грузовик в нужном месте?

– Конечно, не всем этим человечкам пришлось пройти все те злоключения, которые могут подстерегать нас на даче. Но об этом вам всем хорошо известно из книги.

б) «Наши помощники»

– Все мы с вами гарантийные человечки. Но и мы, хотя и очень хорошие мастера, не можем обойтись без помощи. Давайте вспомним тех помощников, которые так живописно описал для нас Эдуард Успенский.

Дети сами должны вспомнить всех и зачитать или пересказать самые интересные отрывки, связанные с ними (учитель может показать иллюстрации):

Кукушка Машка – хозяин Буре

– спор в главе № 1 (чтение по ролям)

– о Машкиных ку – ку – глава № 2 – окончание

– как Буре перепутал настоящую кукушку со своею в главе № 5 (рассказ)

– окончание главы № 13 (чтение)

– эпилог (пересказ)

Кукушка Петька – хозяин Мозер

Паук Бац-Бац – хозяин Мозер

– отрывок из главы № 17 (зачитать слова, связанные с героем)

Мышонок Вася – хозяин Буре

– встреча с Буре из главы № 13 (по ролям)

– встреча с другими из главы № 14 (пересказ)

– поиск Машки из глав № 16 и 17 (пересказ)

– совет Холодилина из главы № 18

Задание детям : среди кукушек и мышей найти Машку и Васю.

(Машка – «большущая с выпученными глазами и разинутым ртом, красная с желтыми крыльями; Васька - «маленький белый мышонок»)

в) Опасности и как с ними бороться.

Первая опасность – дети

– Кто является главной опасностью для нас, гарантийных человечков на даче и не только на ней?

– Кто был таким ребенком в летних приключениях наших героев?

– Если вы помните, это был не совсем обычный ребенок. Она состояла из ….

– Как звали положительную половинку? (Юшечка)

– Как звали отрицательную половинку? (Яна)

– Давайте поиграем в игру – «Юшечка или Яна».

Класс делится на 2 группы. Если учитель зачитывает слово о Юшечке, то движется одна группа, если о Яне, то другая. Движения можно менять.

«Мама назвала ее Танечкой», «Мама назвала ее Татьяной»

«Не спи! Не спи!», «Спи, спи, уже поздно»

«Стукни кого-нибудь лопаткой», «Убирай игрушки»

«Наверное, мама права, это был сон», «для тебя сон, а для меня – ни капельки»

«Она обрадовалась, когда прищемила палец мышеловкой», «вообще была против этой затеи»

«Думала о том, что неправильно ловить человечков», «Ей не терпелось увидеть человечков в мышеловке»

«Есть человечки! Есть!», «Ты знаешь, мамочка, неверное не стоит ловить человечков. Я посмотрю на них и отпущу»

«стирала платьице», «испачкала платьице»

«Испекла блинчик», «Кидалась блинчиком в соседскую девочку» ... (см. Гл. № 5)

– Какая половинка вам больше нравится? Почему? Кто на какую похож?

– Как же бороться с этим бедствием – дети? Что самое главное? (чтобы не обнаружили и не поймали)

«Если дети узнают про гарантийных человечков ... они будут все приемники и часы разбирать, чтобы нас достать»

«Если девочка нас найдет, представляете, что будет? Она станет нас укладывать спать, возить в коляске, кормить пирожными из песка! Забинтовывать, мазать зеленкой и мерить температуру с утра до вечера!» «А если она подарит нас какому-нибудь мальчику? Он станет нас таскать в карманах! Менять на перочинные ножи! Заставит плавать на самодельных кораблях! Превратит в солдатиков! А я не хочу, не желаю!»

– Что делали наши гарантийные человечки, спасаясь от Тани?

Тренинг «Как я спасусь?»

– Одна группа называет уловки Тани , а другие – как поступали человечки . Итак по очереди:

«Может прийти раньше времени» ( гл. № 1 ) – поспешить

подсматривала одним глазом (гл. № 4) – «они вскорости покинули комнату и ушли на кухню – террасу»

«Ты положи им на ночь конфету. Если съедят, значит, они есть. А если нет, значит, это был сон» (гл. № 5) – «...1-ых, вынем конфету из фантика, 2-ых, фантик положим около норки, 3-их, приготовимся, что хоз. девочка станет нас усиленно разыскивать» (гл. № 7)

мышеловка – не страшно

«Я, мама, зубной порошок в кухне насыплю. Если человечки есть, они следы оставят» (гл. № 11) – «Надо немедленно уходить на свои заводы» (гл. № 11)

«А вы на мышах поезжайте. Чего зря простаивают ... Из тонких проволочках – уздечки, из клейкой ленты – седла, а из гаечек – стремена» (гл. № 14)

«Надо комнату разобрать, чтобы никаких следов не оставалось» (гл. № 14)

Ищет девочка – спрятаться на люстре - подняться на присосках, спуститься на парашютах

Вторая опасность – мыши.

– Чем опасны мыши? Что они хотят?

– Чем можно привлечь массы? (накормить пленных)

– Чем можно отбиться от одиночек и других хищников? (баллоны с гелием, ток, мышеловка)

– Как бороться с предводителями? (бежать)

Третья опасность – скука.

– Жить дружно. «Да потому что мы не привыкаем друг к другу, а сразу ладим. Мы к каждому мастеру подходим так, будто всю жизнь его знали. И не просто знали, а как хорошего человека»

– Приключения. «Позавидуешь вам. У вас хоть интересно.»

– Газета для гарантийных человечков. (гл. № 2 – конец – прочитать)

– Гарантийная передача. (гл. № 7)

Четвертая опасность – неполадки в механизмах.

– Что приключилось с холодильником при перевозке? Кто виноват?

– Как вышли из положения?

– Откуда брать запчасти?

Главное правило безопасности: помни о других (гл. № 11 – спор Холодилина)

г) «Вспомним Великих».

 – Какое событие вспомнил Холодилин в этом споре?

– Кто может нам напомнить о столь великом событии в жизни гарантийных человечков?

Один из Детей рассказывает ход войны и роль Великого Трансформатора.

Учитель показывает настоящий трансформатор, говорит о трансформаторных будках и целых постройках во дворах домов новостроек. Обращается к книге «Занимательная физика» или Г.Остера.

Расширение читательского опыта детей и подведение итогов «заседания».