Цели урока:
- Метапредметная – рассмотреть понятие “мироздание”;
- Развивающа – развивать навыки работы с текстом;
- Предметная – познакомить с особенностями художественного мира В.Астафьева;
- Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, осознание своего отношения к миру.
ПЛАН УРОКА
1. Оргмомент – проверка готовности учащихся к уроку ,создание психологического комфорта.
2. Работа со словом “мироздание”
– Из скольких слов состоит это слово?
Мир и здание
– Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом “мир”?
– Давайте посмотрим, как объясняют словари это слово?
(Работа со словарями)
– Какие ассоциации возникают, когда мы слышим слово “дом”?
– Отчего зависит то, каким будет дом?
3. О чем рассказы Астафьева, которые вы читали дома?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
4. Формулировка темы урока
(“Человек и природа в творчестве В.П.Астафьева”)
5. Чтение учеником стихотворения
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно.
И так трагично – больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи...
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркале осенних луж
Он отражался исполином...
Но вот прошли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
Я слышу, как. Внимая гулу
Убийственного топора,
Парк шепчет:
“Вскоре я не буду...
Но я ведь жил – была пора”.
6. Кто эти двуногие, о которых говорит поэт?
7. Теперь я хочу, чтобы вы послушали песню и посмотрели клип, потом сказали , с каким из прочитанных вами рассказов В.П.Астафьева это перекликается?
(Звучит песня “Раненная птица”)
8. Работа с рассказом “Зачем я убил коростеля?”
9. Динамическая пауза.
10. Работа с текстом рассказа “Белогрудка”
(групповая работа)
Задание для 1 группы
- Определите тему рассказа.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему в тексте Белогрудка пишется с большой буквы? Каким чувством пронизан рассказ?
Задание для 2 группы
- Зачем мальчишки забрали из гнезда котят куницы?
- Выпишит глаголы, передающие состояние куницы после того, как она обнаружила пустое гнездо. Помогают ли они передать состояние куницы?
- Что вы можете сказать о поведении животного?
Задание для 3 группы
- Как автор описывает маленьких детёнышей, которых родила куница? Какое изобразительное средство он использует?
- Что автор говорит о кунице-матери?
- Почему Белогрудка не почувствовала, что “за ней следило несколько человеческих глаз”?
Задание для 4 группы
- Какова роль взрослых в рассказе?
- Как вы понимаете последние слова автора в рассказе?
11. Составление таблицы
ПРИРОДА | ЧЕЛОВЕК |
12. Хотели бы вы жить в доме такого хозяина?
13. Итоги урока – у вас на партах рисунки дома, напишите , что бы вы хотели поселить в вашем доме?
14. Рефлексия: Что вы расскажите о сегодняшнем уроке дома?
15.Домашнее задание:
- нарисуйте иллюстрацию к рассказу В.П.Астафьева;
- расскажите о своём домашнем питомце.