Цели урока:
- образовательные: раскрыть глубину и сложность лирического мира Эмира Шабашвили, подготовить учащихся к пониманию мировоззрения поэта, прививать умения самостоятельной работы;
- развивающие: углубить представление учащихся о личности поэта, научить воспринимать любое творчество в неразрывной связи с его автором;
- воспитательные: на примере творчества Эмира Шабашвили воспитывать серьезное, вдумчивое отношение к собственной судьбе, пробудить желание искать вопросы на важные ответы, акцентировать внимание на главных ценностях жизни
Учитель:
Талантливый человек талантлив во всем. Я не смогу вам со стопроцентной уверенностью сказать, как отреагировал бы на эти слова герой нашего сегодняшнего урока. Но предположу, что вероятнее всего немного смутился, скромно улыбнулся и произнес что-то вроде: “Да будет вам…”.
Тем не менее, я могу утверждать, что Эмир Шабашвили – программист, фотограф, художник, бард и поэт - безусловно, талантлив. Его творчеству будет посвящен наш урок “Приглашение к путешествию”. Тема урока не случайна: именно так был назван выпущенный в 1998 году диск.
Я рада, что у меня есть возможность представить вам его не только как одного из казанских поэтов, но и как человека, судьба которого безмерно интересна. Тем более что, изучать его произведения в отрыве от биографии невозможно. Он сам говорил, что песни (а они являются основой его творчества) – это “избранные хроники его жизни”.
Хроники, так хроники… Начнем с самого начала. С 22 июня 1957 года.
Что же произошло в этот день?
(Краткая биографическая справка, посвященная первой части “Хроник…”, презентация с детскими фотографиями Эмира)
Ученик:
В этот день в семье преподавателей Елабужского Государственного Педагогического Института родился первенец, которого назвали Эмир. Он попал в теплый и уютный мир старого дома с большими окнами, мезонином и видом на небольшую речку. Мама, папа и… бабушка, она сыграла очень большую роль в воспитании Эмира. Его детство было расцвечено рассказами об истории их семьи, наполненной не только светом и радостью, но и тяжелыми трагедиями. Он с трепетом слушал, переживал, впитывал слова о боли, которую довелось пережить его родным, о лишениях, которые они терпели и, конечно же, о дороге, с которой не свернули, навсегда оставаясь, прежде всего, людьми.
Школьные годы Эмира пролетели под звуки духового оркестра. Трубач, без запиночки выводивший верхнее соло в “Марше летчиков”, пропадал не только на репетициях. Лыжные прогулки по великолепным елабужским окрестностям, первые опыты в рисовании. Живопись ему помогал осваивать один из членов кафедры литературы Елабужского государственного педагогического института Валерий Александрович Благово. Он с интересом и вниманием отнесся к художественным склонностям Эмира.
Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми этюдами Эмира. (На доске представлены его картины) Елабуга, малая родина, ей уделено достаточное место в его творчестве – ведь с ней так тесно связаны хроники его детства.
А сейчас год 1977, стихотворение
“Осенний оркестр”
Я когда-то в оркестре ходил
И на площади утренней, голой
В “Марше летчиков” верхнее соло
Без запиночки выводил.
Ах, труба, боевой инструмент!
Ты сродни топору и пищали.
Пела туба и флейты пищали,-
Наступал подходящий момент.
И тогда, поднимая глаза
В небо легкой осенней работы
Брал я самые верхние ноты,-
Так уже не играть никогда!
Ранней осенью, ветреным днем,
Обжигая усталостью губы,
Пели в небо холодные трубы
Вдохновенным огнем.
Учитель: Время быстротечно, с возрастом, осознав всю глубину их семейной трагедии, Эмир все больше и больше стихотворений и песен посвящает репрессиям. Перед тем, как познакомиться с его произведениями, в которых поэт говорит о бедах, преследовавших его родных и миллионы семей в те темные годы, ознакомьтесь с воспоминаниями Эмира Евгеньевича:
“В моей ближайшей родне смешались грузины, евреи, русские (со стороны отца) и татары (со стороны матери). Двое – дед-грузин и дед-татарин – всегда занимали мое воображение. Странно, но они знали друг друга задолго до встречи своих детей. Оба рано потеряли родителей. Первый еще в детстве, в Одессе, и потом некоторое время был беспризорником, скитался, пока его не подобрали чекисты в Петрограде (“…Гершензон шинель снимает, укрывает паренька и тотчас же отправляет в губколонию ЧеКа”). Воевал в первой конной, тяжело болел и лечился в Германии (еще тогда, в начале 20-х), потом руководил коммунами / совхозами. Я знал его, когда он был уже дряхлым стариком, слабо интересовавшимся окружающим его настоящим и не любящим вспоминать прошлое. Жили они с бабкой в большом доме на высоком обрыве над рекой Камой. Замечательный дом, мне он нравился в детстве. Дед-татарин тоже воевал вместе с красными, занимал множество руководящих должностей, говорят, был весел и хорошо играл на скрипке. Был расстрелян в начале 38-го по обвинению в травле скота. Реабилитирован посмертно”.
Звучит песня “Улица Тельмана”.
Анализ стихотворения.
Стихотворение написано Эмиром Евгеньевичем Шабашвили в 1980 году. В качестве заглавия стихотворения поэт использует название одной из казанских улиц. Для чего же автор использует этот прием? Дело в том, что именно на улице Тельмана когда-то жила его семья. Из этого можно сделать вывод, что стихотворение построено на мотиве воспоминаний: “На улице старой, где мама жила…”
В стихотворении описывается осень. Осень – время подготовки природы ко сну: “Осенним пожаром горят купола.… И улица Тельмана дремлет, тиха” Стихотворение имеет исторический смысл. В 1938 году арестовывают и приговаривают к расстрелу деда Эмира Евгеньевича: “А помнишь, как страхом бывали полны твои золотые пустые дворы? И как уводили – конвоем, во мглу, как тополь – ребенок дрожал на углу”. Автор использует оксюморон: одной стороны тополь – дерево, символ жизни, а с другой символизирует смерть. Эмир Шабашвили использует мотив переселения души, душа дедушки отныне живет в молодом стволе “тополя - ребенка”. Затем автор прибегнет к мотиву генеалогического древа: “ Мы – листья на дереве вечном твоем… Нам с веток срываться и в полночь лететь”. Поэт пытается увековечить память о жизни своего бессмысленно (в1969 году, через 31 год после смерти, пришло решение о закрытии дела из-за отсутствия факта преступления) приговоренного к смерти деда. И спустя несколько лет Эмир Евгеньевич возвращается на ту самую улицу, к тому самому тополю, у которого обрывается память о близком родственнике: “Где бедная память теряет следы”. Поэт в своем произведении использует одно из мощнейших средств в создании стилистических фигур – синтаксис. Риторические вопросы используются для концентрации внимания читателя: “А помнишь, как страхом бывали полны твои золотые пустые дворы?” Многократное использование тире формирует фигуру умолчания, дающую возможность поразмыслить над глубоким смыслом написанных строк: “И как уводили – конвоем, во мглу….” Первая строфа является периодом (сложносинтаксическая конструкция). Предложения такого типа могут свидетельствовать о глубоких душевных потрясениях и переживаниях лирического героев. Обратимся к средствам художественной выразительности. “Осенним пожаром горят купола” - двухчленный параллелизм, состояние души лирического героя сходно с состоянием природы. Помимо данного приема, в этой строке используется широкая метафора, гиперболизирующая состояние осенней природы. “И улица Тельмана дремлет, тиха” - олицетворение. Эмиру Шабашвили настолько дорога эта улица, с ней связано так много воспоминаний, что он решает наделить ее признаками живого. “Твои золотые пустые дворы” - оказеональный эпитет. Это свидетельствует о том, что для автора эта улица бесценна. “Где бедная память теряет следы” - широкая метафора, таящая в себе авторский эпитет “бедная память”.
Стихотворение “Улица Тельмана” наполнено трепетными воспоминаниями о прошлом, которые тесно переплетаются со средствами художественной выразительности, что придает стихотворению особую мелодичность. И все это свидетельствует о бесспорном таланте Эмира Евгеньевича Шабашвили.
Учитель: Тема войны не обошла стороной творчество Эмира Евгеньевича, так как он вырос в семье, где на войне погибли его ближайшие родственники – под Сталинградом и под Брестом, не дожив и до 18 лет. Сейчас мы послушаем стихотворение “Зеленые фуражки”, которое Эмир Евгеньевич посвятил своему дяде – Эмику Хабибовичу Валееву.
Рванули взрывы на заре.
Они ложились слишком густо.
Но в Перемышле и под Руссой
Мы по чужой прошли земле.
И там растаяли во мгле,
Погибли все, погибли все…
В атаке бешеной упал я
Обнявши голову руками.
Я никогда не отступал,
Я свою землю отстоял,
А вы – потом – не удержали,
И, может, ты не устоял.
Вы знали все – и стынь Москвы,
И севастопольские гари,
Но вы с победою прошли,
И вновь счастливыми вы стали,
А мы – мы только умирали,
В полях цветами поросли.
Опять светлеет небосвод,
Туман редеет над могилой,
И как тогда встает рассвет.
Конечно, вы счастливей нас!
А может – нет, а может – нет …
Учитель: Но вернемся к нашим хроникам, в них мы оставили Эмира выпускником школы №2 (он, к слову, закончил ее с золотой медалью и дипломом музыкальной школы).
Что же произошло дальше?
Ученик: Он всем сердцем рвался в большой мир. Его душа исследователя при всей своей привязанности к родному городу жаждала новых открытий.
Эмир поступает на физический факультет КГУ, и водоворот бурной студенческой жизни увлекает его. За что взяться, как бы что не пропустить? Так он становится командиром Добровольной Народной Дружины. И спорт, конечно же, спорт – физфак не должен отставать от других факультетов. Но, главное, это постоянные путешествия с друзьями: сплавы, походы, горы, песни у костра. Эмоции переполняют душу, и вот рука уже тянется к струнам гитары, и появляется песня. В это время в его жизни появляются люди, которые будут сопровождать его всю дальнейшую жизнь, в том числе и будущая жена – Эльфа.
Учитель: О них, о друзьях, не уставая, не жалея теплых слов будет писать этот улыбчивый голубоглазый парень. С ними много связано, много пережито.
Послушаем стихотворение “Белая вода”
Мои друзья, - тонувшие,
самих себя спасавшие,
на отмелях уснувшие,
из отпуска пропавшие…
Все надо вам, все хочется,
какого черта лешего, -
туда, где память бешеной
водою белой точится.
Туда, где камень розовый
все солнцем освещается,
над ним кедрач, береза ли,
как маятник, качается.
Туда, где неудачники,
бродяги да бездельники,
но слава те – не дачники –
летят водою белою,
Водой незамутненною,
рекою непройденною,
что камни моет дочиста,
и жить чертовски хочется.
Истинность творчества Эмира Шабашвили заключается в интересе к окружающим. Он всегда за друзей, он всегда с ними. А если он расстается с ними, то отправляется “В Германию”
В Германию поеду
В Германию, в Германию поеду.
Три века я отсутствовал, прости, -
по белому по снегу, по черному по следу
по пеплу, что летает на пути.
Без танковых прорывов – сквозь
Карпаты.
Без пополнений – за Березину,
без скатки и лопаты,
без боли и утраты –
в Германию, знакомую страну.
В Германию к любимой – Боже правый!
Какой сегодня ветер на дворе!
Без следственной забавы,
ареста и расправы,
без смерти где-нибудь в Анадыре.
Поднимем же граненые стаканы
за каждый километр того пути,
за сопки Абакана,
за ветер Казахстана
и за снежок полярный Воркуты!
В Германию, в Германию поеду…
Второй всероссийский фестиваль авторской песни. “Московские окна – 99”, награждается дипломом лауреата фестиваля, подписанным председателем жюри Сергеем Никитиным, - публикуется в республиканской печати, является участником I Всероссийского фестиваля бардов на Кипре в 2001 году.
В студии “Сибирский тракт” в городе Казани в 1998 и в 2001 годах выходят записи его песен “Приглашение к путешествию” и “Время осенней приборки”. Директор студии Виль Мустафин пишет в аннотации: “Мне особенно приятно представить альбом песен казанского автора Эмира Шабашвили не только потому, что он мой земляк и ненамного старше меня, и не только потому, что оба закончили физический факультет Казанского университета, но и потому, что песни Эмира выделяют изысканный мелодизм, высокий уровень взятых для песен у других авторов, равно как и им самим сочиненных”.
Звучит песня “По Сибирскому тракту”
Одновременно Эмир заявляет о себе как профессионал, физик, программист. Работает начальником информационного Казанского НЦ РАН. Постоянно публикует статьи в журналах Computer World в Казани. В 2000 году в Москве (издательство ДМК) выходит его книга “Fidonet – руководство системного оператора” Типография “Наука”.
В 2005 году выходит сборник стихотворений “Как время катится в Казани золотое…”. Он отличается от обычных коллективных поэтических сборников. Это антология русской поэзии Казани, которая охватывает период с 1940 по 2005 год. Разные поколения, разные мироощущения… Но все же возможно говорить о духовном единстве большинства казанских поэтов, объединенных не только географически, местом рождения и жизни, а также областью своего духовного рождения, общей поэтической традицией. В этот сборник вошли и стихотворения Эмира Шабашвили.
Чтение стихотворения “Прощальное танго”
Во времена блаженные Застоя,
когда все хором “За!” кричали, стоя,
когда вода была мокрее, гуще дым,
когда ты был слепым и молодым…
Когда и “дружба не была обузой”,
когда и “верность в тягость не была”,
когда ты радостно шагал под тяжким грузом,
тебя звезда пустынная вела.
Звезда полей, лесов и рек – прекрасных,
и песенка у дымного костра…
смешно? Смешно. Но вспоминать напрасно
не следует. Вся эта жизнь – прошла.
Следы ее имперского ампира
видны еще пока на площадях.
Не вороши обломков тонущего мира.
Не поднимай ушедший в землю прах.
Не повторяй слова, что так знакомы,-
тот бобик сдох, та комната – тесна.
Лечись вином и выходи из комы.
Езжай к Хабибу – там сейчас весна.
Учитель: Сейчас Эмир Шабашвили живет со своей семьей в Америке. Но, несмотря на это, его душа, сердце всегда с нами, в Елабуге, на Родине…
Мне 45, я уезжаю,
Солнце в зените, тень коротка.
Мямлит таможенник, я не въезжаю.
Ноша легка, да не держит рука.
Мне 45, вот расходятся стены,
Солнце печет, а таможенник спит.
Край горизонта над облачной пеной
Парусом хлопает, мачтой скрипит.
В длинном тоннеле над миром убогим
Облачный край, задевая щекой,
Так покидали Вселенную боги
В белой пироге Млечной рекой,
Так уплывали за край Ойкумены,
Где ни домов, ни друзей, ни родных.
Только моргнет над полоской пены
Красный фонарик меж звезд ледяных.
Домашнее задание
Написать сочинение в жанре эссе “Мои впечатления о творчестве Эмира Шабашвили”.
Выучить понравившееся стихотворение Эмира Шабашвили и письменно аргументировать свой выбор.